Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 4 640Зрителей: 892
Авторов: 3748
Загружено работ — 2 131 145
«Неизвестный Гений»
Новости
Загадочный портрет женщины под картиной Рене Магритта: Что показал рентген шедевра бельгийского сюрреалиста
Рене Магритт – художник, который как никто умел играть с иллюзией и реальностью, перемешивая одно с другим и удивляя зрителя причудливым сочетанием обычного и невозможного. Недавняя находка бельгийских специалистов стала как будто новой страницей в творческой биографии художника, обогатила ее еще одним произведением – как и все магритовское, неоднозначным и загадочным. А главное – не видимым человеческим глазом.
Новые технологии и изучение картины Магритта: что показал рентген
Во время недавнего исследования работ бельгийского художника одна из них преподнесла сюрприз. Речь идет о картине «Пятый сезон», написанной в 1943 году. Это холст размером 50,5 на 60 см, на котором изображены двое мужчин в костюмах и шляпах-котелках, вероятно, художников или ценителей живописи, каждый из которых несет под мышкой картину в раме. Благодаря инфракрасной рентгенографии стал виден нижний, закрашенный слой картины. Оказалось, что первоначально на этом холсте художник написал портрет женщины.
В том, что изображение незнакомки выполнено рукой самого Рене Магритта, эксперты почти не сомневаются. С большой долей уверенности называют и имя натурщицы, которая позировала художнику, – это, скорее всего, его жена Жоржетта. Овал лица, форма носа, прическа – все соответствует сохранившимся изображениям мадам Магритт; разве что цвет волос на картине, по данным рентгенографии, светлее, чем у Жоржетты.
Портрет жены Магритт писал не единожды, в 1944 году он создал еще один – тоже очень реалистичный. Вместе супруги прожили целую жизнь – со свадьбы в 1922 году до смерти художника в 1967. Жоржетта пережила Рене почти на два десятилетия. Королевскому музею изящных искусств Бельгии она завещала 7 картин мужа, включая и собственный портрет. Впрочем, как оказалось, портретов было больше, чем предполагалось.
«Двойные» картины – зачем художники это делали?
В самом факте написания картины поверх созданной ранее нет ничего экстраординарного – известно, что так делал и Рене Магритт, и другие художники. Все дело было, конечно, в финансовых трудностях: часто муза требовала браться за кисть, а бюджет не позволял раздобыть новый холст; приходилось жертвовать более ранними творениями. Бывало и по-другому – например, Амедео Модильяни закрасил однажды портрет своей бывшей возлюбленной Беатрис Гастингс – чтобы избавиться от неприятных воспоминаний.
Для них, вечно нуждающихся и голодных гениев прошлого, это было, наверное, чем-то обычным, будничным – а вот для искусствоведов настоящего времени охота за почти утерянными, но найденными под слоем краски живописными произведениями превращается в нечто похожее на золотую лихорадку. Новые технологии открыли путь к новым находкам – кстати, похожее обнаружение картины Магритта, которую долгое время считали утерянной, уже однажды произошло.
Что еще можно найти на картинах при помощи рентгеновского аппарата?
В 2016 году была обнаружена часть картины «Зачарованная поза» под другой работой, «Человеческое состояние». Первое произведение, написанное в 1927 году, до этого было известно только по черно-белой фотографии. Большой холст с «Зачарованной позой» художник разрезал, чтобы использовать каждую из частей для новой работы. Рентгенографическое исследование помогло «увидеть» этот фрагмент за картиной 1935 года.
Сколько еще подобных находок предстоит сделать – неизвестно, но и среди уже найденных «картин с двойным дном» есть что изучать. Причем относится это не только к произведениям прошлого века, но и к более ранним шедеврам. Например, в 2022 году под «Головой крестьянки» Ван Гога с помощью рентгена был обнаружен самый ранний автопортрет художника. А «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи, как оказалось, скрывает эскизы, сделанным рукой мастера и впоследствии закрашенные.