

Стоит ли говорить о том, что дуэль, по сути, – парадоксальный способ «честного» убийства, изначально задумывалась как инструмент для поддержания общественной чести. В теории она должна была охладить горячие головы зачинщиков и заставить людей думать прежде, чем бросать оскорбления. Но реальность оказалась иной. Цена за подобные «уроки нравственности» была слишком высока. Поэтому дуэли то запрещали, то вновь позволяли, однако полностью вытравить их из жизни так и не удалось (слишком глубоко идея личной чести сидела в сознании людей).

Особенность такого поединка требовала особых правил и, разумеется, особого оружия. Дуэльные пистолеты создавались не просто как средства для боя – они были предметами, через которые пытались хотя бы формально уравнять противников. Калибр, длина ствола, вес, даже качество кремня или капсюля – всё подгонялось с ювелирной точностью. И всё же в этот технический баланс неизбежно вмешивался человеческий фактор: страх, привычка к стрельбе, решительность. Поэтому дуэльные пары оружия, оставались лишь иллюзией равных шансов – инструментами, за которыми стояли человеческие судьбы и человеческие слабости.

Иногда жизнь загоняет человека в угол так крепко, что терпение лопается, как тонкий лёд под тяжёлым сапогом. В такие моменты, закипая внутри, бессильно сжимая кулаки, словно пытаясь удержать раскалённый ком собственной ярости, человек мечется в поисках хоть какого-то способа вернуть спокойствие и честь. Как быть и чем заглушить обиду? А главное, как заставить противника ответить за унижения? Ещё каких-то сто с небольшим лет назад ответ звучал просто и почти буднично – вызвать на дуэль. Однако романтически отблеск, которым поросли дуэльные поединки, на самом деле искажает их суть. Трудно сказать, улучшали они нравы или, напротив, способствовали узакониванию насилия. Об этом ещё долго будут спорить историки, моралисты, знатоки литературы, да и просто любители старины. Между тем коллекционеры, завороженные блеском стали и строгой геометрией кремнёвых и капсюльных механизмов, продолжали рассматривать дуэльный пистолет скорее как произведение искусства, чем как инструмент расправы.

Однако в руках уверенного стрелка этот изысканный, но простой по конструкции однозарядный пистолет нём куда больше смерти, чем романтики. Вера в «Суд Божий» лишь оттеняла трагизм происходящего: одни видели в выстреле справедливое возмездие, другие – надеялись на чудо. И чем дальше, тем яснее становилось – число погибших в поединках только растёт. Монархи Европы смотрели на происходящее с раздражением и тревогой. В мирное время, вдали от полей сражений, их подданные гибли от раненого самолюбия и вспыльчивого характера. А дуэльные истории часто выходили за рамки двоих: в дело вмешивались секунданты, родственники, приятели, а иногда и вовсе целые группы людей. Бывали случаи, когда ссора между двумя горячими головами перерастала в бойню, напоминающую сцены старинных феодальных вендетт.

Когда Пётр І решительно повернул Россию лицом к Европе, вместе с идеями, науками и технологиями в страну просочилось и западное понимание дворянской чести. До этого всё было проще. Спорщики дрались кулаками, сходились с дубинками, а после примерялись за столом, обнимая друг друга под звон кружек. В крайнем случае – схватывались на ножах, но этот путь тоже заканчивался трагически. Европейская мода на дуэли, проникнув в русскую среду, расцвела, приобретя характер чуть ли не повальной страсти. Причины для вызова порой находили смехотворные, место и время – любые. Свою роль сыграли и вечные российские слабости: любовь к крепким напиткам, азарт, жажда признания и внимание дам. Молодые дворяне, зачастую едва умеющие писать и считать, искренне считали дуэль лучшим способом доказать собственную честь. Пётр пытался обуздать это наваждение, ввёл суровые наказания, включая смертную казнь для участников поединка, но до исполнения дело так ни разу и не дошло. Система законов бессильно рассыпалась перед системой нравов.

Дуэльные пистолеты долгое время оставались вещью настолько привычной, что купить их можно было почти так же просто, как пару перчаток или дорожный футляр. Не требовалось ни особых разрешений, ни мучительных согласий с полицией. Достаточно было заглянуть в солидный оружейный магазин или обратиться прямо к мастеру. И всё же именно в Англии, где лучшие дуэльные пары считались образцом изящества и точности, произошёл перелом. В 1840 году, когда представители высшего света: адмиралы, генералы, уважаемые пэры объединились, поклявшись больше никогда не учувствовать в поединках, английская дуэльная культура фактически рухнула. Суд, а не барьер, должен был решать споры между достойными людьми – таков был новый взгляд элиты. С этого момента английские оружейники почти перестали производить дуэльные пистолеты, переключившись на спортивные винтовки, охотничьи ружья, дорожные револьверы – всё то, что не несло как таковой опасности. Однако на тот момент во Франции, Германии, а также в России дуэльное оружие всё ещё пользовалось спросом, оставаясь частью ритуала чести.

В Петербурге к пистолетам относились так же трепетно, как и к галунным аксельбантам или парадной шляпе. У купцов Куракина, Жернакова, Пономарёва, Сургучева и Шишкина можно было выбрать почти любую пару от функциональной и практичной до художественной. Придворные мастера Бертран и Орлов создали такие изящные экземпляры, что ими любовались даже те, кто никогда не держал оружие. В Москве Артари Коломб и Иван Аристов делали пистолеты, о которых знали далеко за пределами города. В Туле Никита Крапивинцов создавал настоящие чудеса стального ремесла. Париж же оставался столицей оружейного великолепия: работы Буте, Лепажа, Карона, Фирмена – каждая эта фамилия имела вес в обществе. В Германии мастера, особенно Кухенрейтеры, славились безупречной точностью. В Праге Антонин Лебеда был известен всему континенту.

Пистолеты пересекали границы, перевозились в каретах, отправлялись по почте и «путешествовали» между дворянскими усадьбами. Но, главное, каждая дуэльная пара была создана с почти ювелирным вниманием к деталям. Сталь украшали тонкой золотой или серебряной гравировкой. Ложе вырезалось из тёмного, терпкого итальянского ореха, их чёрного дерева или причудливо переливающейся карельской берёзы. Стволы, увенчанные букетным дамаском, воронили в глубокий чёрный, густой коричневый или холодный голубой. Рукояти покрывали каннелюрами. В декоре приветствовались гротески, арабески, фантастические существа и листья аканта. Стоили такие вещи немало, но спорить о цене оружия казалось почти кощунством.

Вообще стоит признать, что люди ХVІІІ-ХІХ веков воспринимали жизнь иначе, нежели современный человек. Для них смерть была привычным спутником и бояться её считалось недостойным. Отдать жизнь на поле битвы или умереть от пули на рассветной поляне – всё это вызывало уважение.
Источник: https://novate.ru/blogs/021225/75336/
Трибуна сайта
Наш рупор