Зарегистрировано — 130 052Зрителей: 72 177
Авторов: 57 875
On-line — 11 147Зрителей: 2212
Авторов: 8935
Загружено работ — 2 224 853
«Неизвестный Гений»
Новости
Родители запрещали ему музыку, а он развлекал принца-пьяницу ночной игрой на клавире и написал 42 оперы: Путь на музыкальный Олимп Великого Генделя
Ловец настроений

Живи Гендель в наше время, он прославился бы своими возвышенными мюзиклами и грандиозными саундтреками. Его сочинения представляли собой квинтэссенцию массового искусства начала 18 века, а сам автор — величайшего шоумена своей эпохи. Гендель объединил в своем творчестве современный ему музыкальный фон с популярными штампами и приёмами. Генделя часто сравнивают с его ровесником Бахом. Последний вдохновлялся Евангелием, литургической жизнью лютеранской Церкви и отсекал любые востребованные обществом формы музыки. Гендель же чутко улавливал настроения культурно-общественной жизни, фиксируя их в звуках. Благодаря великому творческому дару он переплавил обыденное и публичное в величественную музыку: глубокую, радостную и здоровую.
Георг Фридрих Гендель рос в немецком Галле в религиозной семье придворного хирурга и дочери пастора. Музыка влекла Генделя с малых лет. Гендель-старший ценил необходимость занятий музыкой, но достойным делом жизни ее не считал. Он видел сына исключительно юристом. Однажды герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав игру ребенка, настолько поразился, что предложил назначить музыканту персональную стипендию для профессионального обучения музыке. Отец не стал и слушать. Первый и единственный учитель Генделя - органист Фридрих Вильгельм Цахау - отличный педагог и талантливый композитор Цахау, сильно влиявший на будущего маэстро. Отсутствие муштры в учебе и тонкий подход к урокам сделали свое дело. Цахау прекрасно понимал, с каким талантом имеет дело. В 1696-м, когда Георгу исполнилось 11 лет, Цахау сообщил, что ему больше нечему учить одаренного Генделя. Тогда имя Георга начало обрастать известностью.

В следующем году Гендель-старший скончался, и Георг, казалось, мог быть свободен. Но из чувства глубочайшего уважения к родителю Гендель поступил на юриспруденцию. Музыку не оставил, параллельно работая помощником органиста в местном соборе. По окончании университета Гендель получил приглашение поработать органистом, а через год уехал из родного Галле. Несостоявшийся юрист устроился в Гамбурге вторым скрипачом в театральном оркестре, где вскоре вырос до заместителя главного дирижера. Спустя 2 года амбициозный композитор представил публике две оперы и получил новую должность в Оперном театре Гамбурга. Но не желая останавливаться, отправился во Флоренцию оттачивать мастерство создания опер.
В Италии Гендель снискал покровительство принца Тосканского Фердинандо Медичи и быстро стал любимцем итальянской публики. Единственным минусом такого сотрудничества был нездоровый образ жизни принца. Он предпочитал жизнь под градусом, и великому композитору не раз приходилось развлекать Медичи ночами игрой на клавире. Желавший избавиться от тягостных обязанностей и окрыленный итальянским успехом, Гендель отправился в Рим и с порога покорил кардинала Пьетро Оттобони, ставшего его новым патроном. Так как опера в Риме попадала под папский запрет, композитор стал писать под католические богослужения. Так в его арсенале появились множество кантат и первая оратория «Триумф Времени и Разочарования».
Очарованная королева

Гендель всегда много работал, добиваясь успеха в разных странах, заводя полезные высокие знакомства среди солидных покровителей. Что-то заставляло работодателей-аристократов смотреть на него, как на друга, а не на слугу. В 27 лет композитор очаровал королеву Анну, примкнув к британскому двору с солидной пожизненной пенсией. После ухода Генри Пёрселла место придворного композитора пустовало, и английская музыка пришла в упадок. Гендель стал автором сочинений для всех коронаций, похорон и любых важных торжеств, преподавал музыку наследнику престола Георгу II и принцессе Анне. Под церемонию коронации недавнего ученика, унаследовавшего престол, композитор создал бодрый «Садок-Священник». Это произведение с тех пор исполняется на каждом венчании на царство британских монархов, а аранжировка Тони Бриттена стала гимном Лиги чемпионов УЕФА.
В общей сложности Гендель написал 42 оперы, и после пятидесяти оставил оперный жанр, полностью переключившись на модные в ту эпоху оратории. Общенародную любовь ему принесла "Мессия". Все доходы от этой оратории Гендель отдал на благотворительность. Не будет преувеличением утверждать, что ни один композитор времен барокко не вознесся при жизни, как Гендель. Его не только официально признали "великим", но и весьма щедро оплачивали. Композитор получил возможность ознакомиться с опубликованной биографией и любоваться в городском парке памятником себе самому.
Последний королевский заказ
Георг Гендель был крупным мужчиной, любил вкусно и много поесть да выпить. Окружающих не удивлял тройной обед, который композитор обычно заказывал в ресторанах для одного себя. При этом щедрый и добродушный Георг не занимался накоплением финансов в личных интересах. Он, к примеру, поддерживал городскую больницу для подкидышей, став в 1750 году ее управляющим. Еще одним увлечением Генделя было коллекционирование. Его собрание картин включало популярные работы Рембрандта. Что касается личной жизни, то известны лишь пара романов с певицами. Жениться Гендель ни разу не решился да и вообще держал эту сторону жизни в тайне.
В 1737 году Гендель перенес инсульт, приведший к параличу правой руки и частичной потере умственных способностей. Мало кто ожидал, что Гендель восстановится, так что его выздоровление после курса курортных процедур казалось чудом. В 1749-м Гендель выполнил последний королевский заказ, написав музыку для салюта в честь окончания Войны за австрийское наследство. В 1752 году композитор полностью ослеп, но продолжал садиться за орган и редактировать старые произведения в скромном арендованном доме. После смерти Генделя треть его солидного состояния перешла по его же завещанию на благотворительность. Великий композитор похоронен со всеми почестями в Вестминстерском аббатстве.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/021225/65740/




