16+
Лайт-версия сайта

Новости

Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?

Питер де Хох (1629–1684) – голландский художник, жанрист. Его сценки кажутся бесстрастными, хотя за внешним спокойствием угадывается драма. Как правило, в них нет и намека на проповедь безгрешной жизни: мужчины, женщины, вино...

Так и в этой картине: есть и вино, и мужчины, и женщины. Но за радостной идиллией, впечатление о которой создается обилием золотых бликов, просматривается далеко не простая жизнь его персонажей.

Солнечный день. В окно льются потоки яркого света. Отделанная золочеными обоями высокая и просторная комната. Шкаф на шарообразных ножках – из палисандрового дерева, с инкрустацией. На шкафу – китайские чаши (дорогие по тем временам). Над шкафом – картина с очень откровенной любовной сценой. Дверь справа открыта, видна анфилада. Мраморный орнаментированный пол – чередование белой и золотистой плитки. Стол покрыт ковром с затейливым узором.

На столе – солонка и тарелка с булочкой.

Центр картины – два светлых пятна: сидящая за столом девушка (почти ребенок) и белый передник другой особы женского пола возле стола. Между ними – длинноволосый рыжий мальчик. В его левой руке – кувшин, он готов из него налить в бокал, который ему протянула сидящая девушка. Похоже, что она уже хлебнула и что-то ее развеселило.

Стоящая рядом со столом женщина одета в ярко-голубую кофту (видимо, из атласа), на ней блестящая желтая юбка с каймой по подолу и белый до пола фартук. На голове – затейливая шляпка с цветами.

Вполоборота к зрителю за столом (напротив девушки) сидит молодой мужчина. В его левой руке – трубка, в которой тлеет табак. Черная шляпа с высокой тульей лежит коленях. Возле его ног примостился пес (символ греха?).

В дверном проеме, ведущем в анфиладу, стоит еще один гость. В конце анфилады виден седобородый старец с клюкой и шляпой в левой руке – похоже, что нищий.

Кто эти люди? Что их связывает? Что происходит?

В этой картине все странно: от золотистых обоев до персонажей. Вряд ли такую сцену видел художник, скорее, это соединение каких-то событий, очевидцем которых он был. А красивый, можно сказать, золотой интерьер – дань вкусам потребителей: покрасивее, чтобы можно было быстрее продать картину.

Смутное ощущение порочности происходящего возникает при взгляде на картину над шкафом. Может быть, это дорогой веселый дом? И девушка за столом – обитательница этого дома? А женщина в переднике – хозяйка заведения (один из элементов, который наводит на такую мысль – ее шляпка, она совершенно непривычна для женщин того времени)?

Если это предположение верно, становится понятным, почему гость слева сидит, как бы ожидая развития событий, почему девушке наливают вино, а на столе ничего нет, кроме кусочка хлеба (чтобы была слегка пьяна, но не переела). И почему гостю не наливают, тоже понятно: он уже слегка пьян, ему достаточно.

А что же две фигуры в анфиладе? Здесь реальность, видимо, переходит в назидательность: где-то вдалеке маячит нищая старость. И мораль: будешь вести разгульную жизнь – все твое состояние (в том числе и мозги) проглотит чаша желаний.

Борис Рохленко

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-75068/




Комментарии:

25 декабря ’2015   20:15
Действительно, некоторые предметы на картине и одушевлённые лица разрознены в отношении цели существования, можно сказать прямо противоположны. Это рождает вопрос за вопросом. Но живописное полотно не есть факт, призванный к освидетельствованию и наказанию, расследования никакого не проводится. Мало того, люди осматривают живописные полотна чаще молча, оставляя свои догадливые фантазии при себе. Выраженные словом, они могут скомпрометировать доброго и честного, но говорливого человека.


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Жена Нептуна

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Рупор будет свободен через:
2 мин. 48 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft