Зарегистрировано — 120 714Зрителей: 64 037
Авторов: 56 677
On-line — 9224Зрителей: 1787
Авторов: 7437
Загружено работ — 2 080 773
«Неизвестный Гений»
Новости
Корнелис Дюсарт, «Рыбный рынок». Что показал художник?
Корнелис Дюсарт, Рыбный рынок, 1683, 69х91 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Наверное, ни в одной стране художники не написали столько картин о рыбных рынках, столько рыбных натюрмортов, сколько их было написано в Нидерландах. Причина проста: рыба была основным и доступным продуктом питания в силу самой географии страны. Вода, вода, кругом вода: море, реки, каналы. Одна из таких картин – «Рыбный рынок» – была написана Корнелисом Дюсартом в 1683 году.
Летний солнечный день. Небольшой городок: двухэтажные дома с мансардами и островерхими крышами, на горизонте высится не то колокольня, не то башня ратуши. Городская мощёная камнем площадь с торговыми павильонами. Судя по всему, они оборудованы по последнему слову архитектуры и техники: предоставляют продавцам крышу над головой от дождя и водоразборную колонку.
Справа у обреза картины видно строение, на стене которого наклеена какая-то официальная бумага. Вероятно, это часы работы рынка и расценки за торговые места.
На переднем плане – корзина, на опрокинутой крышке которой лежит очень приличная рыба: длина больше полуметра и вес (приблизительно!) килограммов на пять. На прилавке – рыба поменьше, частью уже почищенная и разделанная. А эта большая, видимо, ждёт своего покупателя.
На другом конце павильона – обычная для базара сценка: муж хочет взять рыбину, продавец уже готов её отдать, а жена останавливает своего супруга. Да ещё слева стоит любопытный отпрыск, вглядывается в товар, как будто что-то понимает. Чем кончится торг? Конечно, женщина победит!
Перед павильоном два школьника, неведомо как попавшие на базар в разгар дня, не то балуются, не то дерутся: с одного свалилась шапка, он пытается её поднять, а другой, у которого в руках деревянная коробка с крышкой (прообраз ранца), веселится! Вот тебе и товарищ!
Слева – мамаша, дочка которой держит её за подол и пытается ей показать шалунов. Левее, у обреза картины – супружеская пара с ребёнком на руках не то у мамаши, не то у бабушки. У спутника в руках медная тарелка с подвеской (петля надета на большой палец) и нечто вроде колотушки. Не исключено, что это глашатай со своим устройством для привлечения внимания публики.
Поодаль, на заднем плане видны ещё продавцы, которым не досталось места в павильонах, они соорудили прилавок из подручных материалов.
В торце павильона – водоразборная колонка (видимо, это и впечатлило художника).
Кто покупает? Большинство – простолюдины. И как в это место попали два покупателя, выпадающих из окружения? Они показаны со спины, но на их головах затейливые шляпы, на них фасонные плащи. Холостяки, пришли на рынок чем-то разнообразить день и заодно прикупить еды (с ними рядом – старичок с корзиной, может быть, это их слуга и повар)?
На рынке есть возможность работать дотемна: под крышей павильона висит фонарь.
Рынок – почти как сердце местечка: и обсудить последние новости, и посудачить о соседях и соседках, и купить еду. Мощёная площадь, крытые павильончики, вода в кране, фонари – всё для всеобщего удобства и удовольствия. Нидерланды, маленький городок, семнадцатый век...
Борис Рохленко