16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как на Руси делали скань, финифть и другие очаровательные вещицы: Народные промыслы, которые сегодня незаслуженно забыты



Если спросить современного россиянина о том, какие народные промыслы он знает, скорее всего, прежде всего будут названы гжель, хохлома, жостовская роспись. На самом деле в России существует невероятно огромное количество промыслов. И многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. А жаль, ведь они невероятно самобытны и оригинальны.



Абашевская игрушка

 


Эти свистульки в виде фантастических животных с длинной шеей и, как правило, многоярусными рогами не похожи ни на что другое. Промысел зародился в середине позапрошлого века в деревне Абашево Пензенской губернии, жители которой зарабатывали изготовлением глиняной посуды. Среди сельских мастеров абашевской игрушки было немало староверов, и считается, что многоступенчатые рога, традиционно встречающиеся в мотивах мастеров, символизируют лестницу к Богу. 

Абашевска игрушка. Фото:politinform.su

 

Абашевска игрушка. Фото:politinform.su



Секреты изготовления таких фигурок обычно передавались из поколения в поколение. Сейчас этот промысел не так распространен, как раньше.

Финифть

Роспись по белой эмали, называемая «финифть», в старые времена часто использовалась при изготовлении ювелирных украшений. Это довольно старый промысел, зародившийся около 400 лет назад под Вологдой и получивший свое развитие в Ростове Великом. Поначалу мастера изображали на изделиях миниатюрные иконы, но в дальнейшем стали появляться и природные мотивы (цветы, птички и т.п.).

Старинный флакон. /Фото:blogspot.com

 

Старинный флакон. /Фото:blogspot.com



Мастера по изготовлению финифти (так в старину на Руси называли эмаль) до сих пор работают и в Вологде, и в Ростове, а подобные изделия можно встретить в продажи в сувенирных лавках.

Более современный вариант финифти. /Фото:rus-promisel.ru

 

Более современный вариант финифти. /Фото:rus-promisel.ru



Костромская скань

Очень интересная ювелирная техника под названием «скань» представляет собой «плетение» узоров из тончайших металлических нитей. На Руси она была известна еще с IX века. Обычно для изготовления изделий (а это могут быть и фигурки людей, и подстаканники, и ювелирные украшения) мастера используют чистые пластичные металлы — золото, медь, серебро. 
Существует два вида скани – ажурная (для изящных ювелирных изделий) и напаянная на готовую основу (для украшения бытовых предметов – подносов, ваз и т.д.).

Этот вид промысла применяли при изготовлении самых разных вещей. /Фото:nazaccent.ru

 

Этот вид промысла применяли при изготовлении самых разных вещей. /Фото:nazaccent.ru



Самые известные мастера этого промысла жили в селе Красное Костромской губернии. До сих пор там существует фабрика, выпускающая изделия из разных видов металлов с применением техники скани.

Костромская скань. /Фото:nazaccent.ru

 

Костромская скань. /Фото:nazaccent.ru



Томская береста

Такой вид промысла, как плетение из бересты, изначально был распространен среди северных мастеров – Вологодских, Новгородских и Архангельских. Однако в конце XVIII столетия уроженцы Архангельской губернии, переселившиеся в Томскую область, стали родоначальниками искусства создавать очень оригинальные и узнаваемые изделия из тисненой и резной бересты.

Томская береста. /Фото:tomsk.ru

 

Томская береста. /Фото:tomsk.ru



Тиснение делают вручную при помощи штамповки, также используется прорезная береста. В качестве орнамента, как правило, изображаются веточки, листики, цветочки.

Томская береста. /Фото:tomgrad.ru

 

Томская береста. /Фото:tomgrad.ru



Богородская игрушка

Этот вид промысла возник, как понятно из названия, в селе Богородское. Расположено оно в Московской области, и даже на его гербе запечатлены деревянные фигурки – мужик и медведь. Первые такие игрушки в селе начали делать ориентировочно во второй половине XVIII века, а окончательно сформировался этот промысел к началу XIX столетия. Самые частые герои, изображаемые мастерами богородской игрушки – мужик (чаще всего с топором) и мишка. Встречаются и животные – белки, зайцы, курицы, петухи. Такие игрушки обычно вырезают из мягких пород дерева. 

Богородская игрушка. /Фото:perunica.ru

 

Богородская игрушка. /Фото:perunica.ru



У богородской игрушки есть две характерные особенности: во-первых, ее обычно не окрашивают, а во-вторых, в своем классическом варианте она подвижная. Если потянуть за веревочку, привязанную к игрушке, персонаж начинает делать равномерные движения. Всем известный пример такой игрушки – курочки, которые клюют зерно, или лесоруб, который то поднимает, то опускает свой топор.

Типичная богородская игрушка (современный вариант). /Фото:perunica.ru

 

Типичная богородская игрушка (современный вариант). /Фото:perunica.ru



Медведи очень часто использовались в качестве героев богородскими мастерами. /Фото:perunica.ru

 

Медведи очень часто использовались в качестве героев богородскими мастерами. /Фото:perunica.ru



Мезенская роспись

Это очень старый вид художественного промысла северных мастеров. Искусство зародилось у берегов реки Мезени. 

Мезенская роспись. /Фото:vesturism.ru

 

Мезенская роспись. /Фото:vesturism.ru



Фигуры (в основном это лошади и олени) изображаются схематично, путем нанесения черточек, крестиков, коротких завитков и т.п.. При этом обычно использованы два цвета – красный и черный. Такой росписью мастера чаще всего украшали предметы обихода. 

Обычно используют красный и черный цвета. /Фото:pinterest.ru

 

Обычно используют красный и черный цвета. /Фото:pinterest.ru



Промысел был распространен на рубеже XIX -XX веков, но после революции практически сошел на нет и был возрождён только в 1960-х годах.

Борецкая роспись

Этот вид росписи, возникший в городке Борок Шенкурсвого уезда, существует не одну сотню лет. До сих пор в этих краях есть талантливые художники, получившие секреты мастерства от отцов и дедов.

Борецкая роспись. /Фото:Максим шанин.

 

Борецкая роспись. /Фото:Максим шанин.



Орнамент росписи состоит их треугольников, ромбов, завитков, кружков, а цвета обычно используются разнообразные – коричневый, красный, зеленый, желтый, реже – синий.

Борецкая роспись. / фото:showbell.ru, коллекция О.Поповой

 

Борецкая роспись. / фото:showbell.ru, коллекция О.Поповой



Шемогодская резьба

Шемогодская резьба, или, как ее еще называют «берестяное кружево» представляет собой технику сквозной прорези и тиснения по бересте. Наибольшее развитие этот промысел получил в XVIII веке благодаря искусству мастеров Шемогодской волости Великоустюгского уезда.

Шемогодская резьба. /Фото:factsabout.ru

 

Шемогодская резьба. /Фото:factsabout.ru



Чаше всего такой резьбой украшали шкатулки, туески, сундучки. При выполнении узора, как правило, соблюдается строгая симметрия. До сих пор такие изделия можно встретить в продаже в сувенирных лавках Великого Устюга и Вологодской области в целом.

Шедевры мастеров-резчиков. /Фото:slavyanskaya-kultura.ru

 

Шедевры мастеров-резчиков. /Фото:slavyanskaya-kultura.ru


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100719/43625/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"История о старых уличных музыкантах" для Вас!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft