16+
Лайт-версия сайта

Новости

Сервиз для императора: Как крепостной князя Волконского возродил старинную технологию и стал известным фабрикантом



Родившись крепостным, он достиг богатства и успеха своим трудом – создал известнейшее в России ювелирное дело, восстановил старинные технологии русской эмали, добился внимания императорского двора и открыл собственную школу, где применялись новаторские способы подготовки. Павел Овчинников – ювелир, промышленник, мыслитель и педагог, стал ключевой фигурой российской культуры середины XIX века…



Изделие фабрики Овчинникова.

 

Изделие фабрики Овчинникова.



Павел Акимович Овчинников родился в 1830 году в Подольском уезде и был крепостным князя Волконского, но от обычной участи крепостного его спасли рано и необычайно ярко проявившиеся способности к рисованию. Его брат давно получил вольную и держал мастерскую золотых и серебряных дел в Москве. 

Изделия фабрики Овчинникова.

 

Изделия фабрики Овчинникова.



Павел присоединился к нему в качестве подмастерья, а спустя восемь лет смог и сам получить свободу. Овчинникову повезло и еще раз – его избранница получила неплохое приданое, которое он успешно вложил в развитие собственного ювелирного предприятия. Спустя четыре года оборот его предприятия достиг полутора миллионов рублей.

Кованый ларец.

 

Кованый ларец.



Впервые он продемонстрировал свои работы в 1865 году на выставке мануфактурных произведений. Впрочем, там он был скромен и представил изделия для богослужений по рисункам академика Борникова. 

Витрина фабрики Овчинникова.

 

Витрина фабрики Овчинникова.



А дальше – бесконечная лестница успеха. Фабрика Овчинникова принимает участие в крупнейших выставках в России и за рубежом, неизменно получая высокие награды, а вскоре становится поставщиком императорского двора. Фабрика получила право использовать в своих изделиях государственный герб.

Заказ для члена императорской семьи.

 

Заказ для члена императорской семьи.



Изделия с российским гербом.

 

Изделия с российским гербом.



Слева - изделие с российским гербом и витражной эмалью.

 

Слева - изделие с российским гербом и витражной эмалью.



В Париже ювелир завоевал серебряную медаль за письменный прибор, посвященный освобождению крепостных в 1861 году.

Изделия фабрики Овчинникова.

 

Изделия фабрики Овчинникова.



О нем писали – «Овчинников известен всей России, и эта известность приобретена им самим». Это было редчайшее сочетание энергичности, обаяния, упорства, предприимчивости, рационального ума и высокого художественного дарования. Он единолично управлял предприятием и значительные усилия прилагал для рекламы в России и за границей.

Портсигар с эмалью.

 

Портсигар с эмалью.



Изделия с эмалью в различных стилях.

 

Изделия с эмалью в различных стилях.



Овчинников был не просто успешным фабрикантом – он был настоящим популяризатором эмальерного дела. Никогда ранее фабричные изделия не покрывались столь сложными витражными эмалями. 

Изделие со стилизованными павлинами.

 

Изделие со стилизованными павлинами.



Чаша с эмалью.

 

Чаша с эмалью.



Овчинников и его коллеги использовали самые разнообразные варианты применения эмалей – маленькие вкрапления или масштабные сложные орнаменты… Овчинников не боялся сочетать эмаль с чернью и другими способами декорирования. 

Изделия в русском стиле.

 

Изделия в русском стиле.



Изделие с рокайльными мотивами.

 

Изделие с рокайльными мотивами.



Ковш в русском стиле.

 

Ковш в русском стиле.



Кроме того, он смело экспериментировал со стилями, интерпретируя, к примеру, шинуазри и другие ориентальные направления. Правда, заигрывая с темой «востока», не забывал он и о корнях – например, для политехнической выставки 1872 года был создан роскошный сервиз с видами Москвы. 

Изделия в русском стиле и сервиз с видами Москвы.

 

Изделия в русском стиле и сервиз с видами Москвы.



Ларец с эмалью.

 

Ларец с эмалью.



В то же самое время в декоративно-прикладном искусстве сформировалось устойчивое стремление к интерпретации русских национальных мотивов. Гравюры с видами городов, сюжеты из русской истории, лубки и орнаменты – спектр незаслуженно забытых художниками образов был так велик, что каждый мог найти в недрах русской культуры что-то близкое его вкусам. 

Изделия с мотивами русской культуры.

 

Изделия с мотивами русской культуры.



Изделия в русском стиле.

 

Изделия в русском стиле.



Павел Овчинников искусно сплетал «древнерусские» мотивы с восточными, добиваясь выразительной и впечатляющей пластики линий. Овчинников и его мастера изучали опыт ювелиров допетровской эпохи, чтобы получить нечто оригинальное и при этом «подлинно русское», вели экспериментальные разработки новых техник создания эмали. 

Сочетание русских и ориентальных орнаментов.

 

Сочетание русских и ориентальных орнаментов.



Ларец с русскими мотивами.

 

Ларец с русскими мотивами.



Так именно на фабрике Овчинникова после долгих поисков была восстановлена, казалось бы, давно и безвозвратно утраченная техника перегородчатой эмали – впрочем, широкого распространения она не получила. Зато оконная, или витражная эмаль, которую крайне редко использовали и в России, и на Западе, была развита именно мастерами Овчинникова. 

Ковш в русском стиле.

 

Ковш в русском стиле.



Ковши фабрики Овчинникова.

 

Ковши фабрики Овчинникова.



Ковш с былинным мотивом.

 

Ковш с былинным мотивом.



Фабрикант ничуть не скрывал достижений и исследовательских изысканий своего предприятия, охотно делился находками и научными сведениями в своих книгах. 

Сервиз фабрики Овчинникова.

 

Сервиз фабрики Овчинникова.



Сервиз с витражной эмалью.

 

Сервиз с витражной эмалью.



К тому же он сотрудничал со многими известными художниками своего времени, например, Лансере.
Национальный колорит изделий Овчинникова ценили иностранцы, заезжавшие в Москву или Санкт-Петербург, где располагались магазины фабрики. 

Ковш в форме павлина.

 

Ковш в форме павлина.



Павлин.

 

Павлин.



Вернуться в Париж без сувенира с клеймом фабрики Овчинникова? Невозможно! Сервизы, чаши, кубки, покрытые витражной эмалью, дарились на дипломатических встречах и подносились важным особам по всей Европе. 

Блюдо с эмалью.

 

Блюдо с эмалью.



Ковш в русском стиле.

 

Ковш в русском стиле.



Но приоритетом работы фабрики оставалось создание церковной утвари – более шестидесяти лет храмы и монастыри обращались именно к фабрике Овчинникова. Элементы созданного мастерами фабрики убранства можно увидеть в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храме Христа Спасителя в Москве. 

Оклады икон с эмалью.

 

Оклады икон с эмалью.



Оклад с эмалью.

 

Оклад с эмалью.



Оклад с эмалью.

 

Оклад с эмалью.



Кроме того, Овчинников был хорошим управленцем и педагогом. Он стремился к тому, чтобы рабочие ни в чем не нуждались, а организация их труда и быта была на высоте. Свои взгляды он изложил в революционной для того времени книге «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях». 

Не только Фаберже!

 

Не только Фаберже!



Он одним из первых фабрикантов открыл ремесленно-художественную школу, на территории которой проживало сто тридцать учеников, которые на протяжении шести лет осваивали как общеобразовательные науки, так и рисунок, лепку, каллиграфию. Ученики школы регулярно получали награды на различных выставках, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки. Ученики работали на фабрике, но выполняли лишь работу, связанную с их обучением и повышающую их мастерство. Строжайше запрещалось использовать подростков для выполнения черновых работ, уборки, обслуживания. 

Изделия фабрики Овчинникова.

 

Изделия фабрики Овчинникова.



Его кончина не привела к гибели предприятия. Сыновья Овчинникова унаследовали его предприимчивость, любовь к экспериментам и чувство стиля. Работы, представленные ими в 1900 в Париже, заслужили немало комплиментов как новаторские и технически сложные. Фабрика была закрыта после революции, а ее имущество национализировано. Сейчас сохранившиеся изделия фабрики Павла Овчинникова продаются на аукционах за немалые деньги как в России, так и за рубежом. 

Текст: Софья Егорова. 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240619/43488/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

В белоснежной красе Волшебница Зима, И конкурные

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Он пройдет разбивая ногой
Зеркала пузырящихся луж
По пути забирая с собой
Сотни тысяч потерянных душ.

Рупор будет свободен через:
7 мин. 5 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft