16+
Лайт-версия сайта

Новости

Кресло в форме автомобильной шины и вилла, украденная Ле Корбюзье: Как творила и была забыта первая женщина-дизайнер модернизма Эйлин Грей

Эйлин Грей. Фрагмент интерьера виллы Е-1027.

Эйлин Грей. Фрагмент интерьера виллы Е-1027.


Она первой создала то, что стало классикой современного дизайна, но никогда не настаивала на своем первенстве и не боролась за признание авторства. Она посвятила главный шедевр своей жизни возлюбленному – но у нее отняли и творение, и любовь.

История Эйлин Грей – словно ответ на вопрос, где же все великие женщины – архитекторы и дизайнеры былых времен, и почему до нас дошло так мало их работ.

Эйлин Грей.

 

Эйлин Грей.



Наброски Эйлин.

 

Наброски Эйлин.



Рисунки Эйлин Грей.

 

Рисунки Эйлин Грей.



Эйлин Грей родилась в 1878 году в аристократическом семействе Мурена. Грей – это девичья фамилия ее матери. Эйлин не получила специального образования и во всем своем творчестве следовала скорее интуиции. Начав учиться в лондонской школе искусств, она не стала ее заканчивать и переехала во Францию, где работала в собственной крошечной мастерской. Начинала она с оформления квартир своих богатых подруг.

Мебель с лакированными элементами.

 

Мебель с лакированными элементами.



Шезлонг.

 

Шезлонг.



Владелица шляпного бутика, мадам Матье Леви, попросила ее придумать что-нибудь эдакое – и Эйлин, вдохновившись шинами Michlein, сделала для нее мягкое округлое кресло с опорой на металлические трубки и регулируемой спинкой. А кроме этого – ковры, столики и ширмы из неожиданных материалов: стекло, лакированная древесина, пробка…

Кресло в форме шин.

 

Кресло в форме шин.



Кресло.

 

Кресло.



Интерьер, спроектированный Эйлин.

 

Интерьер, спроектированный Эйлин.



Современный интерьер с креслом-шиной.

 

Современный интерьер с креслом-шиной.



В то время в тренде было золочение, дерево, искусная резьба. Однако Эйлин создавала нечто иное, нечто, что вызывало насмешки окружающих – а потом зависть. Металлические трубки она начала использовать в 1918 году – за несколько лет до аналогичных экспериментов Марселя Бройера и Ле Корбюзье. Но если Марсель Бройер подал в суд на одного своего коллегу, использовавшего аналогичные материалы и формы, то Эйлин Грей никогда не отстаивала право первенства.

Ковры и мебель от Эйлин Грей.

 

Ковры и мебель от Эйлин Грей.



В Париже Эйлин обучалась не только у европейских мастеров, но и вела совместную деятельность с японским эмигрантом, ремесленником Сеизо Сугавара. Впоследствии они снова встретились, когда во время Второй мировой Эйлин решила уехать из охваченной войной континентальной Европы на родину – Сугавара переехал в Лондон чуть раньше, и в его мастерской она продолжала работу.

Ширма Эйлин Грей.

 

Ширма Эйлин Грей.



Ширма с рисунком.

 

Ширма с рисунком.



Ширмы с рисунком.

 

Ширмы с рисунком.



Мобильные ширмы-перегородки.

 

Мобильные ширмы-перегородки.



Эйлин не входила ни в какие художественные или политические объединения. Это, с одной стороны, позволяло ей творить, не соотнося свои действия с «программой партии», творческим манифестом, не вступая в пустые споры и не отстаивая свои решения по каждому поводу. Но с другой – у нее практически не было друзей, которые могли бы ее поддержать.

Эйлин фактически первой стала применять металлические трубки.

 

Эйлин фактически первой стала применять металлические трубки.



Кушетка с металлическими трубками.

 

Кушетка с металлическими трубками.



Кушетка от Эйлин в интерьере.

 

Кушетка от Эйлин в интерьере.



У Грей, замкнутой, скромной и интеллигентной женщины, была репутация бунтарки. Известны ее романы с людьми разного пола и далеко не из аристократической среды. Она обожала автомобили и любила скорость. Она одевалась и выглядела так, как ей было удобно.

Мебель и ковер от Эйлин Грей в современном интерьере.

 

Мебель и ковер от Эйлин Грей в современном интерьере.



Мебель и ковер от Эйлин Грей.

 

Мебель и ковер от Эйлин Грей.



Ковер от Эйлин Грей.

 

Ковер от Эйлин Грей.



В пятьдесят лет Эйлин построила свой первый и самый известный дом – модернистскую виллу E-1027. В этом странном названии зашифровано любовное послание – числа означают порядковые номера первых букв имени и фамилии Жана Бадовичи – ее возлюбленному. Он был почти вдвое ее моложе, красивый, яркий, активный и… бедный. Жан какое-то время занимался продвижением ее работ – вернее, ее магазин был открыт на его имя. Он мечтал о собственном доме – так почему бы Эйлин не построить для них любовное гнездышко?

Вилла Е-1027.

 

Вилла Е-1027.



«Как и музыка, работа имеет смысл, когда ее свидетелем является любовь» - писала тогда Эйлин в дневнике. Она возвела эту виллу на Лазурном берегу, на свои деньги и практически своими руками. Она наполнила ее вещами собственного дизайна, заботясь о комфорте Жана. Пространство виллы – белой, простой, геометричной – было наполнено отсылками к жизни «морского волка». Парусиновые занавеси, карта во всю стену, ковры с морскими рисунками, кресла, похожие на шезлонги… К тому же интерьер виллы был свободно спланированным, мобильным – столы и межкомнатные перегородки ездили по рельсам, шкафы были встроены в стены, ширмы и зеркала перемещались по мановению руки… Особенно необычным здесь был столик из гнутых трубок и стекла, названный так же, как и вилла.

Вилла на Лазурном берегу.

 

Вилла на Лазурном берегу.



Ленточное остекление виллы.

 

Ленточное остекление виллы.



Дом Эйлин оформила на Жана, ведь их ждала долгая и счастливая жизнь здесь – так какая разница, кто владелец?

Вход в виллу.

 

Вход в виллу.



Интерьер виллы.

 

Интерьер виллы.



Те несколько лет, что они провели на вилле Е-1027, они почти никогда не оставались наедине. Эйлин уходила в дальнюю часть дома, не в силах слушать болтовню и шутки друзей Жана. Среди множества гостей, постоянно толпившихся у них, один особенно пугал и смущал ее. Его звали Ле Корбюзье. Он проводил там все больше и больше времени, приобрел привычку расхаживать по вилле голым, а отношения между Эйлин и Жаном тем временем рушились.

Столики, спроектированные Эйлин.

 

Столики, спроектированные Эйлин.



Столик из гнутых трубок.

 

Столик из гнутых трубок.



Однажды Эйлин не выдержала, собрала вещи и ушла, оставив Жану все, что когда-то создала. Ле Корбюзье начал использовать виллу Е-1027 как плацдарм для собственных экспериментов – расписал стены фресками и построил рядом свой домик. После смерти Бадовичи он выкупил виллу и в дальнейшем представлял ее как собственную. При этом он как-то раз пригласил Эйлин поучаствовать в организованной им выставке, но ее буквально мутило при упоминании о нем. Отказавшись общаться с великим Ле Корбюзье, Эйлин подписала себе смертный приговор в мире дизайна.

Модернистский ящичек.

 

Модернистский ящичек.



Столик с выдвижными ящичками.

 

Столик с выдвижными ящичками.



Мебель с металлическими трубками.

 

Мебель с металлическими трубками.



Столик с металлическими трубками и подставками.

 

Столик с металлическими трубками и подставками.



Вещи, придуманные ею, продолжали выпускаться – под чужим именем. Вилла Е-1027 получила сильные повреждения во время войны – и от бомб, и от мародеров. Эйлин продолжила работать для узкого круга друзей, создала еще несколько домов (к сожалению, не сохранившихся), но до конца 60-х оставалась практически в безвестности.

Шезлонг.

 

Шезлонг.



В 1968 году внезапно в авторитетном журнале Domus выходит статья Джозефа Рукверта об Эйлин Грей. Это способствовало лавинообразному росту интереса к ее творчеству, было организовано несколько выставок, заключены контракты на производство вещей под ее именем... Справедливость восторжествовала – но Эйлин ничего не испытывала по этому поводу, лишь рассеянно упомянула, что, наверное, стоит быть благодарной тем людям, которые смогли сохранить и использовать ее творческое наследие.

Диван от Эйлин Грей.

 

Диван от Эйлин Грей.



Мебель и ковер от Эйлин Грей.

 

Мебель и ковер от Эйлин Грей.



31 октября 1976 года по национальному радио Франции объявили: «На девяносто девятом году жизни скончалась Эйлин Грей, архитектор…». Впервые ее имя было упомянуто на широкую аудиторию. Эйлин, конечно же, было уже все равно.

Рабочие инструменты Эйлин.

 

Рабочие инструменты Эйлин.



Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/251119/44748/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Песня Года Мой рок-н-ролл

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft