16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что зашифровал в своей любимой картине Ян Вермеер: Скрытые символы «Аллегории живописи»



В XVII веке автопортреты художников были обычным делом. Мастера часто писали собственные образы и отражали интерьеры своих мастерских. Не стал исключением и знаменитый Ян Вермеер - значимая фигура в голландском Золотом веке искусства. Однако, его автопортрет очень своеобразен и скрывает много интересного!



Автопортрет


«Аллегория живописи» (или «Мастерская художника») является знаменитой жанровой картиной художника Делфта Яна Вермеера, которая представляет собой масштабную аллегорию искусства живописи, а также автопортрет самого художника. Считается, что это самый крупный образец голландского реализма. В «Аллегории живописи» художник показал себя со спины. И так как других подлинных портретов Вермеера не существует, мы так и не узнаем как выглядел один из лучших мастеров живописи в мире. Наверняка, художник не просто так скрыл свое лицо. Таким образом Вермеер акцентирует внимание непосредственно на своей студии, интерьере и сопутствующих элементах. А они, к слову сказать, крайне любопытны. Своей картиной Вермеер решил передать нам аллегорию своего ремесла.

 


Любимый интерьер Вермеера

Помещение представляет собой жилую комнату. Действительно, если не считать станка с холстом, кисти в правой руке и холста, мы бы не сразу догадались что эта комната - мастерская художника. Жилая студия гораздо более элегантна, чем обычная мастерская художника, с золотой люстрой, изысканной мебелью, дорогой мраморной плиткой и так далее. Безусловно, это собственное жилище художника - большой дом в Делфте, которое неоднократно изображал Вермеер на своих полотнах. Он переехал туда примерно в 1657 году, когда женился на Катарине Болнес. Вермеер продолжает сохранять любимые детали интерьера и на этой картине: сама комната очень напоминает комнаты на других полотнах. Все та же плитка, карты на стене, тканные полотна и пр. Украшением золотой люстры является двуглавый орел, официальный символ австрийской династии Габсбургов, бывших правителей Голландии. Считается, что люстра представляет собой католицизм, а отсутствие свечей в ней - отсылка к его подавлению в протестантской среде. Остальная часть роскошной мебели и элементов студии символизирует материальное процветание. «Театральное» качество сюжета преднамеренно подчеркивается ярким занавесом, который раскрывается слева, будто демонстрируя сцену. За пределами приоткрытого занавеса находится ярко освещенная студия, в которой художник пишет портрет модели.

 


Героиня мастерской

Главный персонаж - конечно, женщина. На картине изображен момент, когда художник как раз собирается наносить на холст венок героини. Венок, горн и книга - это атрибуты музы истории, Клио, одной из девяти персонификаций высочайших стандартов искусства и философии в греческой мифологии.

 


Карта - важная часть интерьера

В глубине комнаты на стене висит большая карта. Мастерски переданы рельефы, складки и даже несовершенства географического полотна. Кстати, на карте изображены территории старых Нидерландов. Точное изображение не должно удивлять, художник писал с натуры. Экземпляр этой картины 1635 года удалось найти в Национальной библиотеке. Таким образом, географическая карта свидетельствует и о богатстве владельца, а также о патриотических чувствах художника. И судя по масштабу карты в соотношении с размером картины, для Вермеера было важно передать представление о себе как о художнике-голландце.

 


Цветовая палитра и волшебный свет

Обратите внимание на яркие пятна на картине - желтый (книга) и синий (одеяние героини). Это самые любимые цвета Вермеера! Практически на всех полотнах можно увидеть желтые жакеты, книги и синие полотна, ковры, одежды. Кстати, как было доказано исследователями картин Вермеера, он использовал дорогущий по тем временам синий пигмент - ультрамарин, который был (и остается) одним из самых дорогих в мире цветных пигментов. Как художнику удалось профинансировать щедрое использование ультрамарина - особенно после кризисного 1672 года - остается загадкой. 1672 год в истории Нидерландов - это год несчастий. В этом году Республика Соединённых провинций была атакована Англией, Францией, Мюнстером и Кёльном. Интервенты разбили голландскую армию и завоевали большую часть республики.
Вернемся к комнате и обратим внимание на свет. Комната освещается слева через окно, которого зрителю не видно. Свет проникновенно падает на лицо героини, угол стола, часть стены и желтую книгу в руках девушки. Вермееровский свет заливает почти все картины художника, делая интерьеры невероятно спокойными и безмятежными. Неспроста художника назвали «волшебником света».

Другие работы Вермеера

 

Другие работы Вермеера


Натюрморт и главный замысел Вермеера

Предметы на столе, как это зачастую бывает у Вермеера, передают посылы художника. Тетрадь с эскизами - искусство живописи, гипсовый бюст - скульптура, книга передает нам ценность сюжета и смысла, ткани - важный декор для успеха картины. Ряд искусствоведов видят в этом натюрморте и более глубокий смысл, например, напоминание о гильдии Святого Луки. Это сообщество художников, скульпторов, ковровых мастеров, книгопечатников и пр. Таким образом, автопортрет Вермеера вполне можно считать аллегорией художественных ремесел.
Фактически, картину можно оценивать и как ответ Вермеера на извечный вопрос, который продолжает до сих пор обсуждаться художниками, скульпторами и писателями. Какую же роль играет художник в современном обществе? Является ли он мастером, равным плотникам, каменщикам и ювелирам или творческим мыслителям, поэтам, архитекторам, инженерам и философам? Ответ Вермеера сквозь призму его знаменитой картины заключается в том, что живопись равна любому другому искусству, поскольку она способна представлять все возможные визуальные идеи и предавать иллюзиям увиденное с помощью глубины и цвета.

 


Почему полотно считается исключительным в творчестве Вермеера?

«Аллегория живописи» - одна из немногих картин, которая оставалась во владении семьи Вермеера вплоть до смерти художника. И даже в кризисные годы экономических трудностей и безденежья семья старалась сохранить это полотно, что указывает на его особую ценность. В ноябре 1940 года полотно было приобретено Адольфом Гитлером у его владельца графа Яромира Чернина по цене 1,65 млн рейхсмарок (денежная единица Третьего рейха). После войны американские войсва нашли сокровища Гитлера, которые и передали полотно австрийскому правительству. В настоящее время картина Вермеера находится в Художественно-историческом музее в Вене. «Аллегория живописи» - самое большое по размерам полотно Вермеера (120 × 100 см) считается ко всему прочему и самой любимой работой художника.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130520/46320/




Комментарии:

15 мая ’2020   19:11
Моя учеба на этом сайте продолжается!!!БЛАГОДАРЮ!!!


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Безумная любовь, Планета х, На дне океана.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
БЕЛЫЙ ЛИС… ВСЕМ ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!!!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/2615251.html?author
 


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft