Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 887
Авторов: 56 940
On-line — 26 303Зрителей: 5185
Авторов: 21118
Загружено работ — 2 131 105
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему художник Верещагин отказался от звания профессора, которое получил за «Туркестанскую серию»
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - художник с широким спектром талантов и поистине человек с большой буквы. Это выдающийся русский живописец, историк, писатель, этнограф, путешественник и офицер. Верещагин был страстным исследователем новых географических ландшафтов, стран и людей. Живописец, которому удалось радикально трансформировать образ боевой фигуры в изобразительном искусстве. Один из самых известных созданных циклов работ - «Туркестанская серия», , за которую Верещагин получил звание профессора... и от которого отказался.
Биография
Великий русский художник, сын помещика, родился 26 октября 1842 года в Череповце. В восемь лет он был отправлен в младший кадетский корпус, а в 1853 году он был переведен в Санкт-Петербургское военно-морское училище. Именно здесь он решил попробовать себя в живописи. Хоть он и завершил свое обучение в училище, он немедленно покинул службу, чтобы целиком посвятить себя художественному ремеслу. Вопреки желанию своих родителей, Верещагин отправил свои документы в Санкт-Петербургскую Академию художеств, куда успешно поступил. Отец в ответ на подобные действия прекратил материальную помощь сыну.
Как это зачастую происходит, родители, желающие видеть своего сына на военной службе, не благословили решение Василия стать живописцем. Конечно, им показалось это несерьезным. Но кто же мог подумать, что в конечном итоге Василий Верещагин станет лицом российской живописи? Могли ли родители предположить, что картины их сына будут экспонироваться в крупнейших городах России и зарубежья (Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк и др.)? Лучшие работы художника были проданы за баснословные деньги, а значительная часть картин собрана в Третьяковской картинной галерее и Государственном Русском музее. Безусловно, родители не могли об этом и подумать. С рвением и свободой, Василий Верещагин посвятил себя живописи. Однако, система преподавания Академии с ее стандартами и традициями угнетала художника. В 1863 году он покинул Академию и отправился на Кавказ писать с натуры. Его первыми самостоятельными работами стали многочисленные рисунки, жанровые сцены и кавказские пейзажи. В 1864 году Василий отправился в Париж, где проходил обучение в Академии художеств.
Военные картины
Военная служба и впоследсвии участие в войнах оказали свое неизмеримое влияние. Василий Верещагин стал боевым художником и солдатом. И наибольшую известность он получил благодаря своим военным картинам, которые изобличают войну во всех ужасах и жестокости. Верещагин известен своими исследованиями туркестанской и азиатской жизни и полотнами, посвященными англо-индийской истории.
Неутомимый путешественник, он путешествовал по многим азиатским землям. За четыре десятилетия, которые он провел в юности на своей первой поездке на Кавказ до своей смерти в водах Тихого океана во время русско-японской войны, Верещагин отправился в Центральную Азию, Индию, Тибет, Османскую империю, Филиппины, Сибирь и Японию. Каждая из этих поездок порождала новые полотна и рисунки. Таким образом, взгляд на его работы - лучший способ понять, как русский художник XIX века видел Восток. И нигде его взгляды не были более поразительными, чем взгляды его двух туркестанских туров в конце 1860-х годов.
«Туркестанская серия»
«Туркестанская серия» — это цикл картин Василия Верещагина, написанная им в 1871—1873 годах под впечатлением от его пребывания в Средней Азии. Работа над коллекцией началась после возвращения художника с Востока. Он начал работать в Мюнхене и через два года создал коллекцию из 13 картин и многочисленных эскизов.
В Туркестан художник приехал в 1867 году. В то время Туркестан был горячей точкой, местом военных столкновений и насилия. Намерение художника состояло в том, чтобы засвидетельствовать войну и изобразить ее правдиво и по-настоящему. Здесь он создал множество рисунков и живописных этюдов с натуры, несмотря на трудные условия путешествия, а также недоверие узбеков и казахов к чужеземцу «кафиру». В 1868 году Верещагин вступил в русский гарнизон, защищая Самаркандскую крепость. Его успешная военная служба в осаде Самарканда принесла ему крест Святого Георгия за храбрость и мужество. Это была единственная награда, которую он принял при жизни. Война проявлялась в картинах Верещагина как драматическое событие, суровое и смелое. Художник мучительно и горько переживал огромные человеческие потери.
Вот например на этой картине из серии. На ней изображен смертельно раненый солдат и его последние минуты жизни, когда он вот-вот упадет на землю. Картина не изображает солдата как героя. Она, скорее, показывает человеческие жертвы и страдания.
Все битвы, в которые принимал участие художник, определили основную направленность творчества Верещагина. Произведения Верещагина - это знак протеста против агрессивных войн. Эта антимилитаристская позиция была не фантазией и не иллюзией, а результатом личных наблюдений художника. Верещагин придерживался мнения, что невозможно изобразить военные фигуры такими, какими они были на самом деле, не принимая участия в атаках, штормах и победах. Он хотел почувствовать и пережить все это сам.
Проведя три года в Туркестане, Верещагин создал ряд военных картин и выставил одну из них - «Апофеоз войны» с изображением пирамиды черепов. Золотая надпись, врезанная в раму картины, гласила: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Смысл картины выходит за рамки ее исторического контекста.
Пережитые им события в Туркестане легли в основу и других картин Верещагина «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох». Все они стали частью большой туркестанской серии. В серии боевых фигур Верещагин развил свои мысли о жестокости феодалов, о варварстве боевых порядков, о героизме и мужестве русских солдат и простых людей. Временами современники называли художника «Верещагин Ташкентский». Верещагин интересовался этнографией Востока не меньше, чем батальными сценами, и он, как правило, очаровывал своих зрителей необычными сюжетами и их обработкой. Чего только стоит изображение священных дверей.
На картине изображен портал мечети Хазрат Ясави, почитаемой мусульманами как священное место, а также нищие у дверей. Картина - прямое сопоставление богатого убранства мечети и оборванных бедняков, которым не разрешено входить. Художник пытался представить идею упадка некогда величественной и страшной цивилизации, которой он также посвятил произведение «Двери Тимура (Тамерлана)».
Все работы цикла экспонировались в Лондоне, а затем в Санкт-Петербурге и Москве. Верещагин был готов продать всю коллекцию при одном условии: покупатель должен приобрести все картины. К счастью, такой покупатель был найден. Это был выдающийся коллекционер произведений искусства - Павел Третьяков. Он выкупил работы за 92 тыс рублей.
Звание профессора и отказ от него
Когда «Туркестанская серия» была продемонстрирована широкой публике, когда сам царь благосклонно отозвался о работах художнике, Верещагину в 1874 году было присвоено звание профессора Академии художеств. Однако... Верещагин решил отказаться от этого. Дело в том, что завистники художника, те, кто узнал за какую сумму Третьяков выкупил картины цикла (по тем временам баснословные 92 тыс рублей) развили крайне негативные отзывы. Они буквально вынудили Верещагина с гневом и горечью сжечь некоторые работы «Туркестанской серии» и отказаться от звания. Кроме того, свой отказ Верещагин мотивирует тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков — делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», — как прокомментировал его поступок Крамской.
Противоречивость полотен Верещагина
Помимо того, что Верещагин был самым известным российским художником на международном уровне, он оставался и самым противоречивым. Его батальные сцены были сосредоточены больше не на славе и храбрости, а скорее на осуждении жестокости и бойни войны, а также на безжалостном равнодушии и некомпетентности старших командиров. Из-за этого уникального взгляда на военных многие современники называли Верещагина «апостолом мира и человечности». В 1901 году Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Генералы были по понятным причинам менее благосклонно настроены. Военный министр царя Александр II - Дмитрий Милютин - признал, что Верещагин был «бесспорно талантливым», но сам он не любил наклонность художника выбирать для сюжетов самые неприятные предметы. Репутация Верещагина среди искусствоведов также была неоднозначной. В своей истории русской живописи XIX века Александр Н. Бенуа называл работы Верещагина просто фотографическими, лишенными чувствительности и утонченности. С другой стороны, начиная со сталинской эпохи, Советы имели тенденцию восхвалять Верещагина, видя в нем предшественника официального стиля соцреализма.
Василий Верещагин погиб 13 апреля 1904 года в результате гибели российского флагмана «Петропавловск», взорванного вражеской миной под Порт-Артуром. Благодаря своим сильным патриотическим идеям, глубине и остроте сюжетов и ярким образам популярных типов художник внес ощутимый вклад в жанр исторической живописи конца XIX века.