16+
Лайт-версия сайта

Новости

Загадочный портрет Пушкина: Последнее прижизненное изображение гения или грубая подделка



Эта история имеет почти детективный характер. В 1877 году в Музей при Александровском лицее принесли портрет, который после реставрации оказался необычным изображением великого поэта. Согласно надписи, сделана картина была в последние дни жизни Пушкина малоизвестным художником. Уже почти сто пятьдесят лет не стихают споры о том, можно ли эту картину считать последним прижизненным изображением Александра Сергеевича. Мнения насчет произведения различны. Кто-то приходит от него в восторг, ведь портрет изображает великого классика без прикрас и очень достоверно, а кто-то считает просто плохой компиляцией других известных изображений.



Писатель и журналист С. Либрович так описывал историю «обретения» загадочного портрета:
«Библиотекарь лицея Я. Г. Северский. — писал исследователь, — случайно в разговоре с балетным артистом Стуколкиным узнал, что в семействе жены последнего когда-то хранился портрет Пушкина, перешедший затем к артисту Леонидову в числе разных других вещей, в виде прибавки к приданому за женой (…). Как попал портрет в семейство последней — неизвестно... На загрязненном, запыленном и поблекшем от времени полотне едва можно было различить черты лица и на первый взгляд можно было подумать, что это какая-нибудь плохая копия с Кипренского. Портрет был подписан буквами „И. Л.“»

 

Именно таким полотно попало в музей от артиста Л.Л. Леонидова – потемневшим, с едва различимыми чертами. Сотрудники музея долго не придавали подарку большого значения, и картина несколько лет пылилась в запасниках. Затем все-таки она попала на реставрацию. Портрет отчистили от слоя грязи и дублировали (авторский холст был наклеен на новое основание). И вот тут-то перед сотрудниками музея предстало необычное изображение Александра Сергеевича Пушкина. Живые огромные глаза, откровенно длинный нос, губы, выдающие происхождение – портрет поражал правдивостью. Было видно, что художник не льстил классику, как все-таки делали другие художники, но от этого лицо на картине выглядит удивительно живым, даже несмотря на то, что с первого взгляда полотно выдает не слишком опытную кисть создателя. По словам Либровича, «Тогда можно было вполне оценить, что портрет — действительно замечательный. Навели справки — чьей кисти мог принадлежать портрет. По начальным буквам „И. Л.“ и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И. Л. Линева». Однако надо отметить, имя этого малоизвестного художника – еще одна из загадок портрета.

Портрет А.С. Пушкина  (предположительно, кисти И.Л.Линева)

 

Портрет А.С. Пушкина (предположительно, кисти И.Л.Линева)



Портрет понравился многим. Часть искусствоведов того времени и людей, близких к искусству, пришли от него в восторг: «сходство его и, так сказать, документальность, по-видимому, изумительны» (М. Беляев); «общая концепция портрета, его строгий реализм, явное отсутствие прикрас, наконец, сходство самой конструкции лица с автопортретами поэта — заставляют нас верить Линеву» (Э. Голлербах). Игорь Грабарь, наоборот, дал картине резко отрицательную оценку: «Существует еще один портрет... дурной славы, приписываемый некоему Линеву. На нем вовсе не следовало бы останавливаться, если бы он не был незаслуженно превознесен». Уже тогда многие заметили сходство загадочного портрета с посмертным рисунком Ф. А. Бруни «Пушкин во гробе». Для кого-то это стало фактом, подтверждающим достоверность изображения, кто-то, наоборот, посчитал, что портрет просто срисовали позднее.

Посмертный рисунок Ф. А. Бруни «Пушкин во гробе»

 

Посмертный рисунок Ф. А. Бруни «Пушкин во гробе»



Главной загадкой портрета оставался его автор. Художника с именем И. Линев никто не знал, его работы не были известны. Однако, подойдя к вопросу с другой стороны, исследователи вспомнили о двух нерасшифрованных записках В. А. Жуковского к Пушкину, условно датируемых началом 1836 года. В них Жуковский приглашает Пушкина к себе для позирования неизвестному художнику:

«... завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти».

«Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать».

Найдя гораздо позднее информацию об отставном полковнике Иване Линеве, который увлекался живописью и знал Жуковского (через общих знакомых - семью Александра Ивановича Тургенева), исследователи получили вполне логичное объяснение, как мог появиться подобный портрет. Есть, кстати, и записка от Пушкина (предположительно, адресованная Вяземскому): «Посылаю тебе мою образину. Скажи, сколько хочешь ты за свою карету? есть покупщики». Возможно, поэту не понравилось его слишком достоверное изображение? Хотя слово «образина» в переписке его порой встречалось и имело просто слегка саркастический оттенок, ведь Пушкин к собственной внешности относился весьма трезво и немного с юмором. В мае 1836 г. Пушкин писал из Москвы жене: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности».

На сегодняшний день вопрос о достоверности изображения так и остается открытым. Детальное изучение картины действительно показывает ее невероятное сходство с теми набросками, в которых Пушкин изображал себя сам – тот же нос, гораздо длиннее, чем на портретах маститых живописцев, те же не совсем правильные черты лица. Однако есть и вопросы, которые остаются без ответов. Многие специалисты уверены, что картина срисована с посмертного рисунка, и в него добавлены детали от других изображений классика. Тем не менее, портрет продолжает покорять. Если говорить о нем, как о художественном произведении, то становится не так уж важно, рисовался ли он с натуры или, может быть, малоизвестный художник был знаком с Пушкиным и сумел запечатлеть его образ уже после смерти, но то, что он резко отличается от «канонических» изображений поэта, очень подкупает.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050620/46618/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Из которой нельзя убежать
Хоть здесь нет ни замков ни ворот
Но однажды устанет молчать
Его властью сломленный народ.


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft