Зарегистрировано — 123 782Зрителей: 66 840
Авторов: 56 942
On-line — 17 519Зрителей: 3445
Авторов: 14074
Загружено работ — 2 130 494
«Неизвестный Гений»
Новости
Как первый ювелир дома Dior изменила представление об украшениях: Виктуар де Кастеллан
Аристократка из древнейшего французского рода, она взрывала танцполы парижских клубов, нацепив уши Микки-Мауса, мечтала попить кофе с Кристианом Диором, вышагивала по подиуму на показах Chanel и ввела тренд на многоцветные ювелирные украшения. Виктуар де Кастеллан – первый дизайнер ювелирной линии дома Dior.
Виктуар родилась в 1962 году в Нейи-сюр-Сен. Ее род – де Кастеллан – известен с десятого века, если не раньше, и в числе предков Виктуар – князья и епископы, маршалы и генералы, эксцентричные денди и наместники Прованса. Один из родственников Виктуар послужил прототипом главного героя романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Писатель сравнивал его с опалом – а теперь это любимый камень Виктуар, ведь он изменчив, необычен и содержит в себе все существующие цвета и оттенки.
Еще одной вдохновительницей Виктуар стала ее бабушка с папиной стороны – Сильвия Хеннесси. Она была настоящей иконой стиля, и сменить несколько роскошных нарядов за день было для нее рутиной. А к нарядам бабушка непременно подбирала украшения – тщательно и подолгу. И у нее были столь же блистательные подруги – например, миллионерша Барбара Хаттон, появлявшаяся на публике в бриллиантах и изумрудах средь бела дня. А еще Сильвия Хеннесси дружила с Кристианом Диором. Виктуар сейчас рисует собственный комикс о своей воображаемой дружбе с кутюрье.
Так или иначе, интерес к ювелирному делу у Виктуар появился в пять лет – уже тогда она переделывала украшения, подаренные родителями, по своему вкусу. Первым «серьезным» собственным украшением стало кольцо, которое де Кастеллан смастерила в двенадцать и носит до сих пор. Примерно в том же возрасте Виктуар попала «под крыло» своего дяди Жиля Дюфура – друга и соратника Карла Лагерфельда. Тот усиленно занялся воспитанием Виктуар – правда, несколько своеобразно. Он покупал девочке «взрослые» платья и туфли и водил по самым знаменитым парижским клубам – остальная часть семьи совершенно не возражала.
Виктуар вдохновляла музыка, танцы, яркая толпа, возможность одеваться и вести себя безумно – но она была серьезной девочкой (хотя и ненавидела школу – ненавистью бунтаря). Она не употребляла ни алкоголь, ни наркотики, не заводила сомнительных знакомств – только придумывала себе наряды и танцевальные движения под бдительным руководством дяди Жиля. «Клубное» прошлое стало мощным творческим источником для Виктуар.
В 1984 году Виктуар пришла на практику в Chanel и стала одной из муз Карла Лагерфельда. Равнодушный к женщинам в эротико-романтическом смысле, великий Карл всегда любил общаться с молодыми талантливыми девушками, быть их наставником, своего рода отцом на пути в мир моды. Правда, лишь двоим из них, Виар и де Кастеллан, было суждено добиться настоящего успеха.
Виктуар разрабатывала аксессуары для Chanel – и иногда сама появлялась на подиуме. В 1998 году Бернард Арно основал ювелирную линию Дома Dior и в качестве дизайнера пригласил Виктуар, предоставив ей полную свободу действий. Она одной из первых дизайнеров в классе «люкс» начала использовать полудрагоценные камни наряду с драгоценными – с 2000-х годов именно с легкой руки де Кастеллан это стало обычной практикой в западном ювелирном искусстве.
У ювелирной линии в Dior не было долгой истории, модные дома вообще крайне редко обладали собственными ювелирными линиями, а потому де Кастеллан могла позволить себе отнестись к этому высокому назначению как к игре. До ее появления в ювелирной индустрии «приличным» считалось носить драгоценные камни после 30 лет и только в вечернее время – но уж приличия Виктуар волновали в последнюю очередь!
На Вандомской площади, в среде ювелиров, ее приняли настороженно – никогда еще создатели украшений не были так публичны, не превращали свою жизнь в перформанс. К тому же Виктуар в то время была единственной женщиной-ювелиром такого уровня, и в мужском мире поначалу ей было нелегко – сейчас она вздыхает с облегчением, отмечая, что наконец-то появилось немало молодых женщин, занимающихся дизайном украшений.
Виктуар рисует свои эскизы вручную – а затем начинается долгая и кропотливая работа, которая может занимать несколько лет. Де Кастеллан иногда раздражает медленный темп ее профессии – в другой жизни она хотела бы стать рок-звездой. Ни об одном из своих творений она не может сказать, как именно она его придумала – образы рождаются в голове художницы сами собой, сразу завершенными.
Она влюблена во все цвета и во все материалы на свете, ее увлекает манга, фильмы Болливуда, ботаника... Украшения ювелирной линии Dior доступны лишь особым клиентам, но их единственный настоящий адресат – Кристиан Диор. Кутюрье любил многоцветные украшения и считал, что именно умение работать с цветом выдает мастерство ювелира, и, создавая очередное кольцо или колье, Виктуар думает лишь об основателе модного дома. Одна из ее коллекций посвящена любимым розам Диора и о его страсти к Версалю.
Почти перефразируя Коко Шанель, она говорит, что мода преходяща, а стиль может выразить даже нагота. Ее украшения не вписываются в тренды – это произведения современного искусства, скульптуры, украшающие тело, а она называет их игрушками для взрослых, призванными дарить счастье.
Кажется, Виктуар нарушает не только общепринятые правила в ювелирном искусстве, но и законы природы – в ее сутках явно больше двадцати четырех часов! Она записывает музыку, снимается в кино, позирует для журналов, рисует комиксы… У нее четверо детей от двух браков – с коллекционером Поль-Эммануэлем Рейфферсэндом и художником Тома Ленталем.
Сегодня Домом Dior правит другая женщина – Мария-Грация Кьюри. Так же, как Гальяно и Симмонс до нее, она предоставляет полную свободу своей коллеге – но активно способствует публичности де Кастеллан, например, создала несколько платьев специально для презентации ее ювелирной коллекции. Кьюри так же, как и Кастеллан, относится к моде как к игре – а значит, этому творческому тандему суждено еще немало переворотов.
Текст: Софья Егорова.