Зарегистрировано — 123 815Зрителей: 66 875
Авторов: 56 940
On-line — 4 662Зрителей: 892
Авторов: 3770
Загружено работ — 2 130 850
«Неизвестный Гений»
Новости
Для чего художник Жорж Сера скрыл автопортрет в картине «Пудрящаяся женщина»
Французский художник и основатель пуантилизма Жорж Сёра известен своим трудолюбием и скрытным характером. Вот и на одной из его работ - портрете с пудрящейся женщиной - мастер скрыл автопортрет. Кто эта женщина и почему он переписал раму со своим лицом, нарисовав там натюрморт с цветами?
О мастере
Жорж-Пьер Сёра (1859-91) - признанный лидер постимпрессионизма и основатель пуантилизма. Он объединил идеалы академического французского искусства с любопытным далеким взглядом в современность и основал пуантилизм.
Сёра еще с малых лет решил, что будет художником, обучался в Школе изящных искусств под руководством Энгра. Известность получил благодаря работе «Купальщицы в Аньере», которая стала иконой авангарда после того, как она была отвергнута выставкой Салона и показана в альтернативном Société des Artistes Indépendants (Общество независимых художников).
Основатель пуантилизма
Сёра вошел в историю как основатель научно-объективного художественного движения пуантилизм, стремящегося отразить движение света в природе. Пуантилизм отражает все поверхности в виде рассеивающих точек. Результат излучает энергию так эффектно, будто картина светится. Множество точек составляют изображение, которое кажется вибрирующим внутри своей композиции. Это очень напоминает современную технику создания фото - коллажа из миниатюрных отдельных фотографий. Но Сёра делает это более тонко и изящно. В свое время создателя пуантилизма очень вдохновили Энгр (он вобрал из его творчества чувство структуры и композицию), а также романтический Делакруа (от которого Сёра черпал силу цвета).
Настоящий почет Сёра получил после того, как была выставлена картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Яркий пример пунатилизма и апогей славы художника. А анализируемая нами картина - «Пудрящаяся женщина» - ключевая работа выдающейся коллекции импрессионистского и постимпрессионистского искусства, созданной в 1920-х годах самим магнатом Сэмюэлем Курто.
«Пудрящаяся женщина»
На этом портрете, написанном Сёра примерно с 1889 по 1890 год, кокетливо изображена модель художника. Все традиции портретной живописи того времени нарушены в этой работе. Есть игра контрастов: у героини огромная грудь, но миниатюрный столик. Сюжет напоминает стиль рококо (особенно туалетные сцены Ватто и Фрагонара). Есть и те, кто увидел снобизм в попытке сделать женщину из рабочего класса буржуазной. Но как они ошибаются. Это картина с признанием. И с автопортретом художника... Но где же он? Обо всем по порядку.
Знакомство Сёра с Кноблох
Сёра часто совершал летние поездки в прибрежные города. И по возвращении из одной из таких поездок (в 1889 году он отправился в Бельгию, где выставлялся на Салоне де Вингта в Брюсселе), Сёра встретил 20-летнюю модель Мадлен Кноблох, представительницу рабочего класса. Она стала его музой и любимой женщиной. Когда Мадлен уже была беременна их общим ребенком, чета переехала из мастерской Сёра на 7-м этаже Бульвара Клиши 128 в маленькую комнату в тихом доме у Пассажа искусств. Сёра признал отцовство своего сына, родившегося 16 февраля 1890 года, и вписал имя ребенка Пьер Жорж в запись акта гражданского состояния. На своей выставке в Салоне Независимых в том же году он продемонстрировал свой единственный портрет с моделью Мадлен Кноблох - «Пудрящаяся женщина». Даже по прошествии многого времени, ни семья, ни друзья не знали о тайной любимой женщине Сёра и ребенке. По словам одного биографа, Сёра унаследовал от своего отца тенденции к скрытному характеру и стремлении к самоизоляции.
Нездоровый образ жизни и изнурительная работа привели к плохому здоровью Сёра и впоследствии к высокой восприимчивости к инфекциям. Поль Синьяк, ближайший друг и творческий единомышленник Сёра, писал, что художник часто перекусывал лишь круассаном и маленькой шоколадкой, чтобы не тратить свое драгоценное время. Тот же Синьяк как-то с грустью написал, что: «Наш бедный друг убил себя из-за переутомления». Сначала дифтерией заразился и умер сам Сёра, а через 2 недели умер и его сын. Значителен тот факт, что Сёра с семьей жили на очень маленькой площади (около 5 кв. метров). Переполненность и теснота является известным фактором передачи дифтерии. Отношения с Мадлен были в большом секрете не только от его буржуазной семьи, но и от богемных друзей. Вскоре после смерти Сёра женщине подарили некоторые его работы в качестве наследства. Она их приняла, но прервала всякое общение с его родными. Сама Мадлен умерла вследствие цирроза печени в возрасте 35 лет.
Сюжет картины
На портрете кисти Сёра изображена внушительная женщина, которая собирается припудрить лицо. Она сидит на стуле перед маленьким столиком. На нем - миниатюрное зеркало и пудреница. На картине глаза героини опущены, смотрят на сам кушон. У нее сильное волевое лицо. Ее пышное присутствие является источником визуального экстаза. Это восхитительная и живая фигура, великолепное изображение сплошных изгибов, повторяющее ее прическу и пудреницу. Пышность форм, конечно, контрастирует с хрупким туалетным столиком и зеркалом. Круглые формы композиции изобилуют ритмичным танцем: прическа, грудь, руки, складки ее платья.
На портрете с пудрящейся женщиной Сёра написал множество белых, красных, телесных точек, золотого, коричневого и фиолетового цветов. С художественной точки зрения, здесь нет ни стены, ни стола, а только формы. Обои позади героини с их спиральным рисунком вибрируют и расширяются словно суфле.
Но где же здесь спрятан автопортрет самого Сёра?
Присутствие художника на картине скрывается в одной любопытной раме на стене. Сейчас там мило красуется цветочный натюрморт, а первоначально она содержала портрет самого Сёра. Ходили слухи, что ваза в окне символизирует самого художника, который любуется прекрасной дамой. Но один их верных друзей посоветовал ему убрать свой портрет, иначе о тщательно скрываемой тайне могут узнать. Даже к моменту выставки картины в 1890 году об истинной личности Кноблох никто не знал. И лишь спустя 130 лет с момента создания картины (1888–1890 год) исследователи обнаружили, что на месте цветка художник изначально написал свой портрет.
Первым владельцем картины был известный французский критик, анархист и арт-дилер Феликс Фенеон, который придумал термин «неоимпрессионизм». В настоящее время картина находится в Институте искусства Курто.