16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что писал художник-монах, который никогда не брал в руки кисть без предварительной молитвы



Италии XIII-XV веков – это невероятное богатство художественных приемов. Живописцы могли прибегать то к крайней условности, насыщая ее мистицизмом и экспрессией, то обращались к языку реализма. Поэзию средневекового мистицизма прекрасно отражает Фра Анджелико, монах и художник, маэстро света и мудрый талантливый создатель прекрасного. Что важно знать сегодня о творчестве величайшего художника XV века?


О мастере

Фра Анджелико - итальянский художник, один из величайших мастеров XV века, чьи работы воплощают безмятежный религиозный настрой Ренессанса и отражают классическое влияние. Как художник, Фра Анджелико прошел школу миниатюристов. Поэтому неудивительно, что его работы напоминают книжные иллюстрации, повествующие о событиях из священных текстов.

Коллаж работ Анджелико

 

Коллаж работ Анджелико

 

Все произведения художника посвящены религиозным темам. В основном это алтарные образы для церквей Флоренции и ее окрестностей. Ранее алтарные образы и фрески мастера описывали как превосходное, но уже анахроничное выражение средневековой религиозности. А вот сегодня искусствоведы воспринимают религиозную живопись этого монаха-доминиканца иначе и оценивают ее как вполне современную для той эпохи.
Выполнял он и настенные росписи: две самые значительные работы – циклы фресок в монастыре Сан-Марко и в капелле Николина Ватиканского дворца.

Капелла Никколина

 

Капелла Никколина


Капелла Никколина - единственный сохранившийся цикл фресок из четырех, выполненный Фра Анджелико во время его полувекового периода папской службы в Риме (с 1445 по 1449 год). В этих работах Анджелико изображает сцены из жития святых Лаврентия и Стефана, двух архидьяконов, которые широко почитались в Риме с раннего средневековья. Хранилище выкрашено в синий цвет, украшено звездами, на углах изображены фигуры четырех евангелистов.

Молитва перед работой

Художник и биограф Джорджио Вазари писал, что Анджелико «был художником, который никогда не брал в руки кисть без предварительной молитвы» и отражение этого ритуала мы видим на фресках мастера. Они наполнены гармонией, спокойствием, светом, полным счастьем – всем тем, что чувствует человек во время молитвы. По словам Вазари, Анджелико обучался у величайшего художника и миниатюриста готической традиции Лоренцо Монако, влияние которого можно увидеть в явной, кропотливой тонкости исполнения и яркости, которая словно одухотворяет фигуры в работах Анджелико.

Лоренцо Монако и Мадонна Смирение со святыми

 

Лоренцо Монако и Мадонна Смирение со святыми


Эти качества особенно очевидны в двух маленьких алтарях, «Мадонне Звезды» и «Благовещении».

«Мадонна Звезды»

 

«Мадонна Звезды»


Что означает «анджелико»?

«Анджелико» - не имя, а прозвище, которое мастер получил за свою добродетельную жизнь. Он был не только художником, но монахом, который большую часть времени проводил в монастырях, для которых и создавал свои величайшие произведения: фрески и иконы. Фра Анджелико не был богатым, богатство было ему чуждо. Он говорил, что истинное богатство – это довольствование малым. Вазари называл его «святым и превосходным», и вскоре после его смерти его назвали «ангелико» («ангельский») из-за его моральных достоинств. Впоследствии это стало именем, под которым он наиболее известен сегодня. Многие добавляют и «беато», что значит «благословенный». Таким образом, имя художника переводится как «благословенный ангел».

Знаковые работы

Анджелико знал и внимательно следил за новыми художественными тенденциями своего времени, прежде всего за представлением пространства с помощью перспективы. Например, в таких работах, как «Страшный суд» (1440–45) и «Коронация Девы» (ок. 1430–32).

«Страшный суд» (1440–45)

 

«Страшный суд» (1440–45)


«Коронация Девы» (ок. 1430–32)

 

«Коронация Девы» (ок. 1430–32)


В них человеческие фигуры, отступающие назад, сами создают ощущение пространства. Самая ранняя работа Анджелико, которую можно с уверенностью датировать, - это триптих огромных размеров, который он написал для гильдии торговцев бельем - «Линайольская дарохранительница» (11 июля 1433 года).

«Линайольская дарохранительница»

 

«Линайольская дарохранительница»


Также в 1430-х годах Анжелико написал одно из самых вдохновенных произведений флорентийского Ренессанса – «Благовещение» - алтарь, значительно превосходящий все работы Анджелико на эту тему. На нем изображен Эдемский сад, из которого Ангел изгнал Адама и Еву. Пределла умело разделена на сюжеты с Девой Марией, изображенные натуралистически. Анжелико всегда внимательно следил за реальностью, даже когда использовал технику миниатюризма. Время от времени он прибегал к средневековым техникам, таким как золотой фон (тем более, заказчики того времени любили роскошный фон).

«Благовещение»

 

«Благовещение»


На стенах монастыря Сан-Марко во Флоренции находятся росписи, которые отмечают высшую точку в карьере Анджелико. В главном зале находится большое Распятие. В дополнение к трем распятым фигурам на фоне неба, Анжелико изобразил группы святых, ритмически расположенных, с хором мучеников, основателей религиозных орденов, отшельников и защитников доминиканского ордена (чье генеалогическое древо изображено под этой поразительной сценой), а также двух святых Медичи. Таким образом, во всей полноте этой работы Фра Анджелико разработал концепцию, которая не была создана в его более ранних алтарях.

Распятие и святые. Фреска монастыря Сан-Марко

 

Распятие и святые. Фреска монастыря Сан-Марко


Фра Анджелико был одним из первых, кто обратился к новому типу алтарного образа – Святое Собеседование. Это «Алтарь Анналена». Если ранее все фигуры обычно разделялись друг от друга, но в новом стиле какое-либо разделение полностью отсутствует. Все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы (собеседования) и молитвы.

Алтарь Анналена 1445

 

Алтарь Анналена 1445


Наследие


Величайшими учениками Фра Анджелико являются Беноццо Гоццоли и известный миниатюрист Заноби Строцци. Росписи Фра Анджелико в Сан-Марко и Капелле Николино продемонстрировали, что мастерство живописца и его личная интерпретация были достаточны для создания великолепных произведений искусства без использования дорогих синих и золотых атрибутов. В его работах есть и прекрасная одухотворенность, и ощущение счастья, и волшебный свет, и непревзойденное техническое мастерство. В использовании безупречной техники фрески, ясных ярких пастельных цветов, расположении фигур и умелом выражении движений, Фра Анджелико проявил себя как один из величайших мастеров XV века.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120720/46933/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

235
ПОДАРОК СУДЬБЫ Приглашаем на премьеру!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft