16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему Караваджо называли «художником грязных ног»: Самые провокационные работы мастера



Когда-нибудь видели ноги на картинах Караваджо? Безусловно, видели! Но обращали ли внимание на то, какими их изображал Караваджо? Практически все упоминания о его героях имеют описание «грязных ног». И самое интересное, что их обладатели – это, как правило, святые люди, герои священных писаний. Почему же Караваджо назвали «художником грязных ног»?



О мастере

Микеланджело да Мериси, родившийся в Милане, где он также был крещен, провел большую часть своего детства в ультракатолическом городе Караваджо. Воспитанный и получивший образование в соответствии с католическими верованиями, молодой Караваджо руководствовался в своем творчестве наставлениями своего дяди-капеллана, человека, который позже рекомендовал его кардиналу дель Монте в Риме.
Таким образом, Караваджо сформулировал свое видение мира, вдохновленного пауперизмом. Пауперизм - массовая нищета, обнищание народных масс вследствие безработицы, экономических кризисов, эксплуатации и т.п.

 

Пауперизм - массовая нищета

 

Пауперизм - массовая нищета


Идеология «грязных ног» Караваджо

Караваджо построил идеологию, которая выступала решительно против всех этих последствий контрреформации, которые он считал слишком догматичными или далекими от потребностей простых людей, живущих в нищете. Неудивительно поэтому, что герои его полотен – даже если это священные сюжеты – очень похожи на простых людей той эпохи. Грязных, нищих, голодных. Для контрреформаторов Рима (куда Караваджо переехал в возрасте 20 лет) нищие люди были проблемными и даже лишними. А все потому, что бедные для церкви не представляли интереса, так как религиозные служители считали их неосведомленными о христианской истине и поэтому считались грешниками или даже преступниками. В Ватикане начала активно распространяться идеология пауперизма, куда входили даже влиятельные кардиналы, которые работали с Караваджо или покровительствовали ему.

 


Таким образом, обнаженные, грязные ноги на священных сюжетах Караваджо - это ноги тех, кто верил, что Иисус, сын Божий, сотворил человека и жил в бедности. Это ноги его учеников, друзей, ноги матери Христа, которая имела и божественную, и человеческую сущность одновременно. Даже августинцы, которые в то время были самым влиятельным и культурным братством в Риме, признавали скромность и умеренность, а также естественность и натурализм на картинах Караваджо. Велика была сила покровительства художнику Караваджо, учитывая что раньше профессия искусства оценивалась низко. Быть художником - значит работать руками, поэтому эта профессия классифицировалась как форма ручного труда, ремесло, а не либеральное искусство, которым владеют единичные таланты. Когда Караваджо рисовал святых и мучеников с босыми ногами, он поддерживал и объединялся с бедным крылом католической церкви. Он не только явно приветствовал бедных на своих картинах, заставляя их чувствовать себя частью той же обедневшей семьи Христа и его последователей, он также косвенно призывал богатых последовать примеру Святого Франциска (католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев).

Скандальные работы Караваджо

Присутствие этих грубо поставленных, грязных фигур шло вразрез с высокой элегантностью эпохи Возрождения и маньеризмом. Церковь в то время считала эти самые ноги символом бедных и смиренных. Поэтому неудивительно, что священные служители ненавидели их появление наряду с залатанными одеждами на картинах, предназначенных для украшения для церквей. Церковь не приветствовала бедных и кротких и не позволяла им почувствовать, что они, в конечном счете, были частью общества.
Влиятельным покровителем – защитником Караваджо был Винченцо Джустиани. Вероятно, именно он помог Караваджо написать вторую версию «Святой Матфей и ангел» для алтаря часовни Контарелли. Дело в том, что первую версию церковь отвергла именно по причине грязных ног святого, его излишней простоты. Неслыханная дерзость – изображать святого крестьянином. Первую вариацию приобрел впоследствии Джустиани.

«Святой Матфей и ангел»

 

«Святой Матфей и ангел»


«Распятие Святого Петра» — картина Караваджо, написанная в 1601 году для капеллы Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме вместе с «Обращением Савла по дороге в Дамаск» (1601). На картине изображено мученичество святого Петра. Согласно древней и общеизвестной традиции, Петр, когда его приговорили к смерти в Риме, потребовал, чтобы его распяли верх ногами, потому что верил, что человек не достоин быть убитым так же, как Иисус Христос. Обе работы Караваджо вместе с алтарной картиной Аннибале Карраччи «Вознесение Девы Марии» были заказаны для часовни в 1600 году монсеньором Тиберио Черази, вскоре после этого скончавшимся. Первоначальные версии обеих картин были отклонены по той же обычной для Караваджо причине – несоответствие иконографии - и оказались в частной коллекции кардинала Саннессио.

«Распятие Святого Петра»

 

«Распятие Святого Петра»


Еще одна дерзкая работа Караваджо – «Мадонна Лорето» (1604). На ней изображены простые и бедные паломники, которые приникли к двери Девы Марии. Мадонну ди Лорето согласно канону изображают стоящей с Младенцем на руках на крыше дома, поднятого в воздух ангелами. Караваджо, конечно, нарушил все правила. Картина вызвала шквал недовольства из-за необычного вида Мадонны, показанной не в небесном сиянии, а стоящей у ветхой стены убогого жилища (так художник представил дом Богоматери в Лорето).

«Мадонна Лорето»

 

«Мадонна Лорето»


Двое паломников, стоящих на коленях спиной к зрителю, изображены с босыми ногами: они - символ бедности, типичный в творчестве Караваджо. Ни один другой художник никогда не придавал такого выдающегося значения в религиозной работе двух героям на коленях. Это одна из лучших работ Караваджо, сюжет которого не соответствует традиционной иконографии, а воссоздает реальную ситуацию. Идея написать образ Мадонны, которая больше похожа на крестьянку на пороге римского дома, в непосредственном контакте с двумя паломниками с залатанными одеждами и грязными ногами – абсолютно нова.

«Мадонна с чётками», или «Мадонна дель Розарио»

 

«Мадонна с чётками», или «Мадонна дель Розарио»


«Мадонна с чётками» или «Мадонна дель Розарио» - еще один яркий пример идеологии Караваджо. Картина предназначалась для алтаря семейной часовни доминиканской церкви и ознаменовала новый этап в живописи художника. Впрочем алтарная картина никогда не была установлена в часовне. После завершения картины у Караваджо возник конфликт с монахами-доминиканцами, которые узнавали в изображённых персонажах самих себя, что не соответствовало традиционным представлениям о религиозной живописи. И здесь мы видим все те же грязные ноги, в одном сюжете с небесно чистой Девой Марией. Из письма молодого Питера Пауля Рубенса герцогу Мантуанскому от 15 сентября 1607 года из Неаполя. "...Я увидел также нечто чудесное, созданное Караваджо, которое исполнено здесь и предназначено теперь для продажи... Это две прекраснейшие картины Микеланджело да Караваджо. Одна – «Мадонна дель Розарио», и она исполнена как алтарная картина. Другая картина средних размеров с полуфигурами – «Юдифь, убивающая Олоферна»...".

«Юдифь, убивающая Олоферна»

 

«Юдифь, убивающая Олоферна»


Караваджо произвел настоящую революцию в истории искусства несколькими способами.
1. Во-первых, он создавал образы героев неортодоксальным способом - подзывал в свою мастерскую людей с улиц и рисовал их прямо с натуры. Караваджо не беспокоился об академическом изучении рисунка. Это привело к тому, что его картины отличались поразительным реализмом вплоть до мельчайших деталей: например, если у приглашенного с улицы «гостя» были грязные ногти, Караваджо воплощал их на холсте. Даже если это был образ святого.
2. Вторым крупным нововведением Караваджо было использование света. Это то, в чем он наиболее известен. Он использовал свет, чтобы запечатлеть форму, создать пространство и добавить драматичности повседневным сценам.

 


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040820/47166/

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Krestikinoliki На удовольствие!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Он пройдет по земле как взрывная волна
За собой оставляя кресты
Будет красная кровь литься словно вода
С острия его ржавой косы.


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft