Зарегистрировано — 123 794Зрителей: 66 852
Авторов: 56 942
On-line — 4 655Зрителей: 892
Авторов: 3763
Загружено работ — 2 130 636
«Неизвестный Гений»
Новости
Как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику: Уникальная майолика Абрамцева
О том влиянии, которое оказал на русскую культуру меценат Савва Мамонтов, собравший в своей усадьбе «Абрамцево» величайших художников, известно всем. Но особого внимания требует создание им знаменитого завода майолики. С помощью талантливых художников и не менее талантливого химика производство Саввы Мамонтова совершило настоящий прорыв в технологии изготовления керамики. Абрамцевская майолика, сохранившаяся на фасадах домов, до сих пор радует глаз как памятник эпохе модерна и непревзойденный вид искусства.
Экспериментальная керамико-художественная мастерская появилась в этом уникальном уголке русской культуры в 1889-м, через 19 лет после того, как Савва Мамонтов приобрел усадьбу у писателя Сергея Аксакова.
Удачное сочетание талантов
Возрождать русскую майолику (уникальные произведения искусства, выполненные из цветной обожженной глины и покрытые глазурью) взялись талантливые русские художники. Пробовали свои силы в этой мастерской Репин, Васнецов и многие другие живописцы, и даже… сам Савва Иванович Мамонтов. Но самый большой вклад в возрождение этого искусства внесли, пожалуй, Петр Ваулин и Михаил Врубель.
По задумке организаторов этой затеи майолика Абрамцева должна была возродить моду на старинные усадебные печи XVI-XVII веков с красивейшими изразцами, которая, как надеялись художники, непременно должна была вернуться.
Кстати, на заре работы мастерской Врубель изготовил проекты для печей усадебного дома и флигелей Мамонтова в Абрамцеве, а также надгробия Андрея Мамонтова.
Врубель внес в производство «новой майолики» свою фантазию, талант декоративного искусства и смелость идей. Ваулин – уникальный и современный способ производства. Как химик по образованию он разработал новый технологический процесс и придумал уникальные рецепты покрытий. Более того, способ обжига, который разработал Ваулин, позволял добиться при изготовлении изделий очень оригинальных и невероятно красивых художественных эффектов.
Тандем Врубеля и Ваулина при очень важном участии и других талантливых художников привел к созданию шедевров и нового направления в искусстве. Но, безусловно, без финансового (и не только финансового) покровительства влиятельного Саввы Мамонтова таких блестящих результатов добиться им вряд ли удалось бы.
А результаты не заставили себя долго ждать. Майолика Абрамцева очень высоко ценилась как в России, так и за рубежом, работы художников занимали высокие места на престижных выставках.
Через несколько лет после создания мастерской Мамонтов перевел производство из Абрамцева в Москву, где построил завод по производству майолики. Предприятие получило новое название –гончарный завод «Абрамцево».
Майолика, выпускаемая на заводе, продолжала иметь бешеную популярность. Ее уникальность была не только в удивительно красивом покрытии и мастерстве великих художников, но еще и в том, что изделия изготавливали из разномодульных частей, из-за чего они чем-то напоминали мозаику. (родоначальником этой идеи считается Врубель, хотя она встречается и в работах испанского архитектора Гауди того же периода).
В 1900 году Мамонтов представил образцы своего производства на Всемирной выставке в Париже. Майолика Абрамцева была оценена по достоинству: владельца завода наградили золотой медалью как производителя, а Врубеля – золотой медалью как художника за представленный на выставке камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», который, кстати, какое-то время даже использовали по назначению, а также за скульптуры, выполненные по сюжетам опер.
Именно на предприятии «Абрамцево» была создана Врубелевская «Принцесса Греза» и другие керамические панно, украсившие фасад «Метрополя».
Здесь же, на заводе Мамонтова, по эскизам Константина Коровина было изготовлено панно, посвященное Северу России, которое украсило здание Ярославского вокзала. Фриз, расположенный над окнами второго этажа вокзала, также изготовлен на гончарном предприятии «Абрамцево».
А майоликовые фризы, украсившие фасад Третьяковской галереи, завод изготовил по эскизам Виктора Васнецова.
Знаменитую абрамцевскую майолику можно разглядеть и на здании дипмиссии Швейцарии в Хлебном переулке – когда-то этот особняк построил для себя известнейший архитектор и реставратор Сергей Соловьев. Свой дом он щедро украсил разнообразным декором – в том числе 14 майоликовыми панно «Рим. Форум ночью», которые можно разглядеть на фасаде здания со стороны Хлебного переулка. Авторство этих панно точно не определено – среди наиболее вероятных кандидатур искусствоведы называют Врубеля и Васнецова.
Майолику великих художников, выполненную на заводе Мамонтова, до сих пор можно встретить на зданиях по всей России, и это здорово.
Считается что майолика Абрамцевского завода не уступает ни работам современных европейских мастеров, ни древним художникам-керамистам. Многие искусствоведы даже утверждают, что она превосходит своих «конкурентов» из любых эпох и ей просто нет аналогов.
Изделия, изготовленные на гончарном заводе «Абрамцево», можно увидеть не только на зданиях, но и в экспозициях крупнейших национальных музеев нашей страны – например, в Третьяковке, музее керамики Кусково и Русском музее.
Майолика до мастерской Мамонтова
Историю русской майолики принято вести от керамической фабрики, которую открыл в Стрельне князь Меньшиков, а также московского завода Гребенщикова. В Стрельне производили богато декорированные изразцы для дворцов и храмов (производство было развернуто по образцу голландских мануфактур). Московское предприятие с 1724 года выпускало в основном крупную плитку с монохромной росписью и глиняную посуду.
Затем майолика появилась в знаменитом Подмосковном поселке Гжель и в Ярославле. На первых порах русские мастера перенимали приемы керамической росписи у западноевропейских и китайских предшественников, но со временем майолика, производимая в России, приобрела национальный колорит.