Зарегистрировано — 123 809Зрителей: 66 868
Авторов: 56 941
On-line — 25 559Зрителей: 5042
Авторов: 20517
Загружено работ — 2 130 804
«Неизвестный Гений»
Новости
Изысканные портреты прибалтийского художника, который творил в то время, когда Колумб открыл Америку: Михель Зиттов
Весенняя самоизоляция продемонстрировала интересную закономерность: в поисках вдохновения для создания собственных фотошедевров владельцы самых современных камер все равно обращаются к живописи прошлых веков. Превзойти тех, давно ушедших мастеров невозможно, какими бы темпами ни двигался вперед технический прогресс. Глядя на те произведения, трудно поверить, что создавались они во времена, когда Колумб только открывал Америку, а Англия еще была католической.
Художник из Ревеля
В истории портрета остается еще довольно много белых пятен, не все художники, развивавшие этот жанр, хорошо изучены. Возможно даже, предстоит открыть новое имя – а точнее, воскресить забытое – как это произошло с именем одного из художников Северного Возрождения. Когда-то Михель Зиттов не нуждался в представлении, как сейчас не нуждаются в этом Дюрер или ван Эйк, которые, кстати, еще не так давно считались авторами картин Зиттова.
Во времена, когда Зиттову довелось творить, этого художника ценили исключительно высоко – и не простые современники, а коронованные особы Европы – те, что были известны не только как политические деятели, но и как тонкие ценители искусств. Биография Михеля Зиттова не так, пожалуй, интересна, как история его творческого сотрудничества с правящими европейскими династиями Европы.
Родился он в Ревеле, ныне это эстонский Таллинн, около 1469 года. Семья была состоятельной, отец, Клавес ван дер Зиттов, держал мастерскую, писал картины и был резчиком по дереву. Мать была из семьи шведского торговца. Кроме Михеля в семье было еще двое младших сыновей.
Первые уроки Михель получил в мастерской своего отца. Став постарше, он отправился в Брюгге, вероятно, учился там в мастерской у Ганса Мемлинга, на тот момент одного из крупнейших портретистов северного Возрождения. Кстати, именно Мемлингу принадлежит один из первых натюрмортов, а так же новаторство в изображении пейзажа в качестве фона к портрету. Влияние этого мастера на творчество Зиттова окажется очень большим.
В Брюгге молодой художник проучился около четырех лет, потом он отправился на юг Европы, познакомившись и с искусством итальянского Возрождения. Примерно с двадцатилетнего возраста Михель был уже независимым художником-портретистом и довольно быстро снискал популярность, поскольку следующий этап его биографии уже относится к службе при дворе испанской королевы Изабеллы Кастильской.
Придворный художник
Та ценила художника очень высоко, назначила ему огромное жалованье. Нам известны несколько из заказанных ею Зиттову картин на библейские сюжеты. Ко двору королевы Изабеллы и короля Фердинанда II Арагонского Зиттов прибыл в 1492 году.
Вместе с Филиппом Красивым, зятем королевы, Зиттов отправился из Испании во Фландрию, вероятно, посетив и английскую столицу. Некоторое время считалось, что именно он написал портрет Генриха VII, но потом это было опровергнуто; возможно, другой мастер скопировал утраченный ныне портрет короля кисти Зиттова. А холст, на котором якобы изображена Екатерина Арагонская, королева Англии, - это, вероятнее всего, портрет Марии Тюдор, сестры Генриха VIII.
Пока Зиттов путешествовал и завоевывал популярность в других странах, умерла его основная нанимательница – королева Изабелла, а через пару лет – и Филипп Красивый, в чьей свите состоял художник. Тогда Зиттов вернулся в родной Ревель – в то время как его умерший работодатель парадоксальным образом продолжал путешествия. Его супруга, Хуана Безумная, настолько тяжело восприняла весть о своем вдовстве, что долгое время возила тело мужа по стране, оправдывая тем самым свое прозвище.
В Ревеле Зиттова ждало неприятное разбирательство. Отец художника к тому времени уже умер; мать вступила в новый брак и через некоторое время тоже скончалась. Зиттову предстояла судебная тяжба за семейную недвижимость с отчимом-стеклодувом. Несмотря на то, что закон был на стороне художника, длилось все до самой смерти отчима в 1518 году.
На родине Зиттов вступил в гильдию художников, и несмотря на то, что был хорошо известен европейским аристократам, по тогдашним правилам начинал все равно со статуса подмастерья, лишь после создания непременного «шедевра» поднявшись до уровня мастера. Художник продолжал выполнять заказы на портреты, писал картины для внутреннего убранства северных церквей. В 1514 году по приглашению датского короля Кристиана II Зиттов вновь пустился в путь. Он написал портрет монарха, который не сохранился до нашего времени, осталась лишь копия (либо второй экземпляр кисти художника).
В 1515 году он снова оказался в Испании – по всей видимости, улаживая финансовые дела со времен работы на королеву Изабеллу. Зиттов задержался в путешествии, выполняя еще несколько заказов разных монархов, в том числе императора Карла V Габсбурга. Известно, что последний, после того как отрекся от власти, отправился в монастырь Юсте, взяв с собой деревянную скульптуру Богородицы работы Зиттова и три его картины.
В 1518 или чуть ранее году художник вернулся в Ревель и больше его не покидал до самой смерти, которая наступила через семь лет. Зиттов умер, заболев чумой.
«За художника говорят его работы»
Сейчас картины мастера по праву считаются шедеврами Северного Ренессанса. А ведь довольно долгое время – несколько столетий – о Зиттове не вспоминали. Лишь в начале XX века возникла теория о тождестве этого художника и «Мастера Михеля», который был известен как придворный художник королевы Изабеллы.
С атрибуцией картин Зиттова были свои трудности. Когда-то он и его работы не нуждались в «продвижении», и свои творения художник не подписывал. Такая практика – не ставить свою подпись на холсте – в те времена была явлением обычным. По той же причине сложно установить датировку работ – исключение составляет лишь упомянутый уже портрет Кристиана II; кстати, при рентгеновском исследовании картины под верхним слоем краски обнаружен еще один портрет, который еще предстоит изучать.
Картины ревельского художника заняли место в крупнейших музеях мира. Есть его работа и в России, она находится в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Это «Несение креста». А вообще надежно атрибутированы всего две картины Зиттова – это «Успение Пресвятой Богородицы» и «Вознесение Христа» - те, что были написаны для испанской королевы. Всего же Зиттову приписывается около тридцати работ.
Портреты Михеля Зиттова когда-то приписывались другим крупнейшим мастерам, в том числе и учителю художника Гансу Мемлингу. Разумеется, творчество этих художников оказало влияние на работы Зиттова, но наследие его стало уникальным. Он считался лучшим портретистом своего времени. Ему принадлежали открытия по части живописной техники, нанесения полупрозрачных тонов, что помогало достичь эффекта изысканного приглушенного света.