Зарегистрировано — 123 815Зрителей: 66 875
Авторов: 56 940
On-line — 25 228Зрителей: 5009
Авторов: 20219
Загружено работ — 2 130 838
«Неизвестный Гений»
Новости
Что рассказывают портреты о самой влиятельной королевской фаворитке XVIII века: Мадам Помпадур
Когда Людовик XV, король Франции, впервые встретил женщину, которая станет его главной фавориткой, она была одета как домино, а он - как растение. Это был 1745 год, и Жанна-Антуанетта Пуассон, хорошенькая молодая женщина, которая впоследствии стала маркизой де Помпадур, была приглашена на бал-маскарад в Версале. Кстати, встреча произошла не случайно: семья будущей маркизы годами разрабатывала стратегию, чтобы организовать этот самый момент.
О маркизе
Настоящее имя Помпадур - Жанна-Антуанетта Пуассо. Именно ей суждено было стать главной любовницей короля Людовика XV. Есть легенда о том, что однажды ведунья предсказала маленькой девочке, что та станет возлюбленной самого короля. Неудивительно, мать девочки организовала целый комплекс ее обучения, чтобы дочь стала будущей королевой. Юная леди наизусть заучивала целые пьесы, училась танцевать, петь, рисовать, играть на клавикорде и даже гравировать.
Впоследствии эти навыки повлияли на то, что Антуанетта и сама стала художником. Она создавала великолепные гравюры и рисунки и даже пригласила в Версаль самого талантливого резчика, чтобы он научил ее обработке драгоценных камней. Резчик научил маркизу вырезать миниатюрные сюжеты и камеи из полудрагоценных камней для колец и браслетов, которые позже раздавала в качестве подарков.
Портреты мадам де Помпадур
Портреты мадам де Помпадур были самостоятельным жанром и своеобразным инструментом общения Антуанетты с королем и французской публикой. Они помогали ей заявить о своей преданности, любви и интеллекте. По словам братьев Гонкур, ее провозгласили главным новатором, «спонсором и королевой рококо».
Франсуа Буше - очень разносторонний французский художник. Основу его творчества составляют картины с мифическими и библейскими сценами. Буше написал несколько парадных портретов маркизы де Помпадур. На этой картине Буше изобразил ее в образе нимфы Тетии, приветствующей возвращающееся солнце, Людовика XV. Картины были показаны в Салоне в 1753 году и вызвали настоящий шум.
Этот шедевр создан по заказу самого известного и одаренного пастелиста того периода Мориса-Квентина де Ла Тура. У нее очень пышный наряд - эффектное платье во французском стиле, модное в 1750 годах. Наряд демонстрирует тенденцию к роскоши, в то время как отсутствие украшений и простота ее прически подчеркивают элегантность героини.
Она изображена как покровительница искусств в окружении атрибутов, символизирующих литературу, музыку, астрономию и гравюру. На столе рядом с ней в великолепном натюрморте расположены «Пастор Фидо» Гуарини, «Энциклопедия», «Дух любви» Монтескье, «Генриада» Вольтера, глобус и «Трава гравия Пьера-Жана Мариетта». Наконец, есть гравюра графа де Кайлюса, которую Делатур подписал «Pompadour sculpsit». Это авторский намек на любовь маркизы к гравировке. По-прежнему влюбленная в Людовика XV, она надеялась передать ему свои идеи.
Целью маркизы было знакомство с интеллектуальными достижениями, которые оживляли Париж в то время, но так и не достигли дворца. В то время двор все еще развивался в устаревших принципах и кодексах этикета. Несомненно, король видел этот портрет, но понял ли он глубокий посыл героини и художника? И главное, понял ли Людовик XV значение произведений, выбранных маркизой? Это загадка.
На всех своих портретах мадам де Помпадур изображена как эрудит, красивая и модная покровительница искусств. Она либо пишет, либо занята вышивкой, либо занимается культурной деятельностью. Характеристики картин и портретов под влиянием мадам де Помпадур внесли свой вклад в общий стиль французского рококо. Художники отдавали предпочтение светлым, пастельным тонам, причудливым сюжетам, заимствованным из классики и мифологии, волнообразным композициям и общей изысканности.
Де Помпадур была не просто героиней портрета, но и активным соучастником создания работ, которые она заказывала. Антуанетта принимала участие в обсуждении композиции и технических моментов картин. Это отличало ее от большинства покровителей того времени.
В то время как художники, которым покровительствовала мадам де Помпадур, стали очень популярными, стиль живописи рококо, которому она покровительствовала, подвергался жесткой и публичной критике со стороны ведущих интеллектуалов того времени. Они утверждали, что стиль был слишком «женским» и не мог восприниматься всерьез, поскольку ему не хватало исторической важности и достоинства. Однако, оглядываясь назад, эти замечания мало повлияли на то наследие, которое мадам де Помпадур создала для художников, и живопись рококо, которая с тех пор прославляется.
На этом ее последнем портрете она представлена респектабельной женщиной средних лет, уверенно смотрящей на зрителя. Она спокойна и уравновешенна. Антуанетта достигла всех поставленных целей и сейчас ей остается лишь довольствоваться своим положением.
Наследие мадам де Помпадур распространяется на все области искусства. Сочетание ее эрудиции, обаяния и остроумия привело к тому, что ее вкладом во французскую культуру и искусство восхищаются по сей день. Мадам де Помпадур - прекрасный пример женщины, которая преуспела благодаря своему интеллекту и талантам в обществе XVIII века, где доминировали мужчины.