16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему первые русские сарафаны были мужскими, и Из-за чего царь запретил этот народный костюм



«Работать, спустя рукава» – происхождение этой поговорки напрямую связано с русским национальным сарафаном. Очень длинный, практически полностью прикрывающий тело наряд изначально был далеко не женской одеждой, а мужской. Первые свидетельства того, что русский сарафан стал использоваться слабой половиной, появились только к началу 17-го столетия. Еще Петр I пытался лишить так полюбившуюся в народе деталь одежды национального статуса. Но сарафан выстоял, и даже сегодня, спустя века, эта составляющая гардероба пользуется спросом у женщин по всему миру. Русским народным нарядом вдохновляются и первые признанные кутюрье, вводящие аутентичный сарафан в показы своих коллекций.



Откуда пришел сарафан

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане. /Фото: ruvera.ru

 

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане. /Фото: ruvera.ru

 

Родное для нашего уха слово «сарафан» имеет отнюдь не русское происхождение. Самое распространенное мнение лингвистов состоит в том, что корни тянутся к иранскому созвучному слову, которое переводится как «одетый с ног до головы». Но есть еще несколько этимологических теорий, объединенных идеей заимствования из восточных либо азиатских языков. Слово «сарапа» есть и в персидском языке, которое, впрочем, трактуется подобно иранскому. Не снимают со счетов ученые и индийское «сари», означающее «отрез ткани».

При достаточной смысловой равноценности доподлинно неизвестно, какое из слов проникло в русский язык раньше, а потому и вопрос о заимствовании остается открытым. Ясно то, что ставший русским национальным символом сарафан имел заморское родоначалие, а к нам пришел с налаживанием торговых связей с другими государствами. И хотя сарафаны на Руси были известны с конца 13 века, носить их стали только к 15 столетию, позволив этой одежде навсегда прорасти в русский быт.

Мужской наряд

Наряд княжны с откидными рукавами. /Фото: i.pinimg.com

 

Наряд княжны с откидными рукавами. /Фото: i.pinimg.com



Изначально это полуплатье в пол носили вовсе не прелестные барышни. Сарафан был элементом исключительно мужской одежды. Часто строгие прямые сарафаны из крепкого льна можно было увидеть на воеводах. Прообразом этого элемента гардероба считается оформившееся в России XII века одеяние в форме трапеции с длинными откидными рукавами. Носился такой наряд лишь в кругу очень богатых людей, как правило, князей. Шился он из парчи, бархата, шелка, надевался поверх рубахи.

Свисающие удлиненные рукава стесняли человека при выполнении какого-либо дела. Отсюда и известная поговорка о работе спустя рукава. Через какое-то время такое платье дошло до боярских кругов, а еще позже его переняли монашествующие. Сарафан полюбился всем слоям населения к 15 веку, но только в начале 17-го одевающиеся через голову безрукавные платья начали носить женщины.

Характер сарафана и принципы носки

Молодые девушки предпочитали красные сарафаны. /Фото: static-ru.insales.ru

 

Молодые девушки предпочитали красные сарафаны. /Фото: static-ru.insales.ru



В каждом отдельном регионе узнавался свой почерк национального костюма. Простолюдины, разумеется, позволить себе цельные парчу и бархат не могли. Нужда и зародила в кругах русских рукодельниц вышивку с золотом, украшение сарафанов и рубах к ним цветной отделкой и вышивкой лентами. Костюм, сшитый и оформленный по всем традициям, стоил недешево. В южной России сарафан вошел в обиход лишь в 19 веке.

На тот момент самым модным по всей стране считался так называемый «круглый» сарафан. Он еще назывался «москалём» и «москвичом». А веком ранее в русском обществе популярным слыл «распашной» или же «косо-клинный» фасон. Вверху он был максимально узким, а к подолу значительно расширялся. У самых щедрых модниц ширина низа в расправленном виде достигала 8 метров. Сарафаны украшались кружевами в золотых и серебряных тонах. Поверх платья принято было пришивать множество пуговиц – до пары десятков на одну единицу одежды. Зажиточные люди шили сарафаны из парчи, тафты, узорного шелка, штофа, бархата, украшая подол мехами. Такие поистине предметы рукодельного искусства передавали по наследству от матери к дочерям, и тогда сарафан становился семейной реликвией.

 

Существовали и правила носки сарафанов. Надевали эту одежду поверх одной или нескольких рубах (нижней и верхней), для достижения округлой формы поддевались несколько нижних юбок. Молодые девушки любили щеголять в сарафанах красных оттенков, зрелые женщины отдавали предпочтение синим, коричневым и черным. Красным был и свадебный сарафан невесты, который в зависимости от региона отличался орнаментами вышивок. Наряд этот обязательно подразделялся на повседневный и праздничный. А уже торжественный сарафан в зажиточных гардеробах имел свое назначение: рождественский, пасхальный, венчальный.

Европейские влияния

Русские мотивы от Ив сен Лорана. /Фото: fdebranche.files.wordpress.com

 

Русские мотивы от Ив сен Лорана. /Фото: fdebranche.files.wordpress.com



Век национального сарафана попытался было оборвать Петр I, который целенаправленно боролся за внедрение в России европейских ценностей. И молодого реформатора мало заботило то, что он лишает русскую культуру ее самобытности. Государь взял и отменил сарафан. Запрет коснулся не только конкретно этого вида одежды, но и распространялся на продажу вещей с русским характером. Отныне не полагалось носить высокие юбки, традиционные пальто и полушубки. Тем, кто ослушается, вменялись внушительные штрафы.

По этой причине в петровскую эпоху традиционный костюм все меньше использоваться в народе. Бедные оставили за собой право носить грубую льняную одежду. А сарафан, как таковой, позволялся лишь попадьям. Но уже с воцарением Екатерины II платье без рукавов возвращается в моду. Сама императрица являлась на маскарады и костюмированные балы в традиционных русских нарядах. Ее можно было встретить в роскошном сарафане в дуэте с расшитым драгоценностями кокошником. Такая тенденция настолько полюбилась в высших имперских кругах, что Николай I даже составил специальный указ, которым обязывал придворных дам облачаться в платья, созданные по лекалам традиционного сарафана.

Не сдает культурных позиций сарафан и в сегодняшней моде. К русским сарафанным образам в подготовке высоких показов обращались модные мэтры Валентино, Ив Сен-Лоран, Гуччи и т. д. В российских же границах национальный сарафан неизменно используется не только как концертный наряд, но и любительницами аутентичного русского стиля.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081220/48380/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Он пройдет по земле как взрывная волна
За собой оставляя кресты
Будет красная кровь литься словно вода
С острия его ржавой косы.


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft