16+
Лайт-версия сайта

Новости

Роспись из Гжели, или Как возник национальный промысел

Гжель - традиционный русский промысел с синей росписью

Гжель - традиционный русский промысел с синей росписью

Гжелью называется традиционный русский промысел. Представляет он особенный вид росписи по керамике и фарфору синими красками по белоснежной эмали или глазури. Главные мотивы гжели - растительно-цветочные орнаменты и рисунки в русском народном стиле. Промысел зародился в XIV веке в деревне Гжель недалеко от Москвы и по сей день пользуется популярностью. Как возникла идея гжельской росписи - расскажет Novate.ru.


Зарождение глиняного промысла


Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы/ Фото: proprikol.ru

 

Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы/ Фото: proprikol.ru



С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.

У каждого искусника был уникальный «почерк» - неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.

Расцвет гжельской росписи


Композиции из посуды расписывают единым сюжетом / Фото: gaidi.ru

 

Композиции из посуды расписывают единым сюжетом / Фото: gaidi.ru

 

Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.

Еще одно направление - майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже - зеленый, желтый и коричневый цвета.

 

Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.

Находка новых видов глины


С гжельной росписью получаются красивые игрушки в форме животных и птиц / Фото: cdn.fishki.net

 

С гжельной росписью получаются красивые игрушки в форме животных и птиц / Фото: cdn.fishki.net



В 19 веке неподалеку от села Мишино обнаружили светлую глину, а затем начали производить из нее полуфаянс. В основном из них получались кувшины и квасники. Вот только изделия выглядели не столь утонченно, как обычные глиняные и были очень хрупкими.

В это же время в Бронницком уезде нашли белую глину. Из нее стали производить фарфор, а впоследствии открыли в селе Володино завод по производству фарфоровых изделий. Предприятием заправлял Павел Куликов, который настолько дорожил секретами производства, что доверял их только двум гончарам и одному рабочему. Именно с этого завода и начинается история гжельского фарфора.

Новый этап в развитии гжельской росписи


 На изделиях изображают сюжеты бытовой жизни / Фото: cdn.fishki.net

 

На изделиях изображают сюжеты бытовой жизни / Фото: cdn.fishki.net



К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров - природа, листья, трава, цветы.

Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит.

Мастера расписывают изделия синими красками и украшают золотом по контуру / Фото: cdn.fishki.net

 

Мастера расписывают изделия синими красками и украшают золотом по контуру / Фото: cdn.fishki.net



К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях.

Источник: https://novate.ru/blogs/300121/57650/




Комментарии:

01 февраля ’2021   13:30
Чудо чудное, диво дивное! Наша Российская гордость - такие промыслы! Государство должно делать все, чтобы их сберечь...


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Горы Кабардино-Балкарии

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

408

Рупор будет свободен через:
5 мин. 46 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft