Зарегистрировано — 123 782Зрителей: 66 840
Авторов: 56 942
On-line — 17 517Зрителей: 3445
Авторов: 14072
Загружено работ — 2 130 495
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему художники изображали Лукрецию Борджиа то святой, то куртизанской: 5 версий - одна женщина
Образ Лукреции Борджиа до сих пор остаётся одним из самых спорных образов в истории искусства и не только. Большинство её портретов воспроизводились спустя десятилетия после её смерти, изображая её чувственной и коварной личностью. Но насколько точны эти изображения Лукреции до сих пор остаётся загадкой. Ведь и по сей день существует множество споров и разногласий о том, какой она была на самом деле и почему каждый художник изображал её по-своему, видя в ней то святую Екатерину, то идеализированную куртизанку.
1. Лукреция Борджиа в образе Святой Екатерины Александрийской
Один из самых ранних ренессансных портретов Лукреции Борджиа находится в Ватикане. Отец Лукреции, папа Александр VI, поручил Бернардино ди Бетто (Пинтуриккьо) создать серию фресок в Апартаментах Борджиа. Они написаны в серии из шести люксов, расположенных в Апостольском дворце Ватикана, который теперь является частью Ватиканской библиотеки. Фрески были закончены между 1492 и 1494 годами, так что Лукреции было около двенадцати-четырнадцати лет. Здесь она изображена как Святая Екатерина Александрийская.
Связь женщины с благочестием и чистотой имела решающее значение в том, как она воспринималась. Изображение Лукреции в образе Святой Екатерины - не случайное совпадение. Связи между ней и небесными религиозными деятелями намеренно укрепляют её статус хорошо воспитанной женщины. Это то, что будет определять характер Лукреции на протяжении всей её жизни. Она была известна своей преданностью Церкви и проводила время в монастырях, когда была напряжена/больна и нуждалась в убежище. Её благочестие было хорошо известно даже благодаря постоянным слухам о её семье.
Другие фрески содержат портреты различных фигур из семьи, включая её отца Родриго Борджиа, её брата Чезаре Борджиа и любовницу её отца Джулию Фарнезе. Выше приведён отрывок из «Воскресения», изображающий папу Александра VI в молитве. Поскольку на фресках изображены и другие члены её семьи, неудивительно, что она тоже изображена здесь. Папа Александр VI был не первым Папой, который был помещён в религиозные фрески, но он был первым, кто поместил в них свою семью. Став Папой, он узаконил своих детей как своих собственных и использовал их вновь обретённое положение, чтобы создать династию для своей семьи. Для Лукреции это означало выгодный брак. Такой ренессансный портрет видели бы посетители Папы. Это способствовало тому образу, который папа Александр VI установил для своей дочери и семьи.
2. Памятные медали Лукреции Борджиа
Две отдельные медали, обе с изображением Лукреции Борджиа, приписываются скульптору и медальеру Джан Кристофоро Романо. Медали в эпоху Возрождения часто изготавливались в честь свадеб, юбилеев, смертей или торжеств человека. Ренессанс возродил классические римские традиции, и памятные медали были одной из таких традиций. Они позволяли узнавать важных людей и увековечивать их изображения на этих медальонах. Надпись переводится как «Лукреция Борджиа д'Эсте герцогиня» и датируется примерно 1502-05 годами в зависимости от источника.
Во время её процессии в Феррару, её новый дом, было важно показать богатство, которое её семья приносила в брак. Завладеть вниманием и заявить о себе было очень важно для того, чтобы произвести прочное первое впечатление. Эта медаль, безусловно, демонстрирует богатство и чувство стиля Лукреции, которые она привезла с собой из Рима.
Медаль слева, по-видимому, была сделана в честь свадьбы Лукреции и Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары, в начале 1502 года. Изабелла д'Эсте, маркиза Мантуанская, невестка Лукреции, подробно описала, во что она была одета по случаю своего замужества и приезда в Феррару. В одном из её рассказов отмечается, что её головной убор «был наполнен шпинелями, бриллиантами, сапфирами и другими драгоценными камнями, включая очень крупный жемчуг» (Цитата из книги Сары Брэдфорд «Лукреция Борджиа: жизнь, любовь и смерть в Италии эпохи Возрождения»).
Это описание совпадает с тем, что изображено на левом медальоне. Её волосы собраны в популярной для женщин причёске коаццони. У девушки на портрете гладкие волосы с пробором посередине и длинная заплетённая коса. Она носит trinzale (модная сетка для волос, обычно с жемчугом или бисером) вместе со шнуром, носящимся вокруг, как оголовье. Выше приведён портрет Бьянки Марии Сфорца, который также демонстрирует эту причёску.
В 1505 году и Лукреция, и её муж унаследовали титул герцогини и герцога Феррары, так что подходящая медаль могла бы стать памятью об этом событии. Второе изображение очень отличается от первого. Здесь её волосы свободно зачесаны назад и струятся по спине волнами. На шее у неё простое шнуровое ожерелье. Её платье драпировано и застёгнуто на плече маленькой застёжкой, которая называется brochetta di spalla. Этот внешний вид можно отнести к римскому стилю. Она часто ассоциировалась с римской героиней Лукрецией, что играет большую роль в её идентификации на других портретах.
3. Портрет молодой леди
«Портрет молодой леди» - ещё одна картина, представляющая собой возможный портрет Лукреции Борджиа. Этот образ используется на биографических сайтах или в онлайн-статьях о Лукреции, поэтому его стоит упомянуть. По данным Национальной галереи Лондона, это ренессансный портрет неизвестной женщины, созданный около 1500-10 годов. Известно лишь, что изображенная женщина явно богата, о чем можно судить, исходя из её наряда. Предполагается, что это может быть портрет Лукреции, потому что он был написан Бартоломео Венето, тем же художником, который создал идеализированный портрет куртизанки, как «Флора». Венто стал известен своими высокодетализированными портретами, подчёркивающими одежду богатых.
Иногда художники не дают никаких подсказок на личность человека, изображённого на портрете эпохи Возрождения. Поэтому проследить подлинного художника, владельца и натурщика может оказаться непростой задачей. Художники обычно добавляли символы или геральдические изображения, относящиеся к определённой семье. Герб семьи Борджиа содержит красного быка, а семья д'Эсте - орла. Декоративная особенность застёжек в форме лепестков может быть ещё одним ключом к идентификации натурщика. Религиозные украшения были популярны в эпоху Возрождения. Ожерелье, виденное выше, содержит шестиугольные бусины, содержащие религиозные символы из «Страстей Христовых».
Некоторые ювелирные изделия даже содержали инициалы владельца или близкого человека.
Неизвестно, является ли это изображение Лукреции или другого члена семьи д'Эсте.
Однако известно, что Бартоломео Венето работал при дворе д'Эсте в Ферраре около 1505 и 1508 годов. К этому времени Лукреция должна была снова выйти замуж за своего третьего мужа и всё ещё находилась в Ферраре. Во всяком случае, изображение демонстрирует, какой стиль одежды был моден для женщин в высшем обществе в это время. И Лукреция, и её невестка Изабелла д'Эсте были хорошо известны своим чувством моды и устанавливали тенденции при своих дворах. Между ними существовало даже соперничество, основанное не только на внешности, но и на модных тенденциях.
4. Идеализированный портрет куртизанки в образе Флоры
Эта картина - один из самых популярных портретов Лукреции Борджиа, созданных Бартоломео Венето. Именно из-за ярко выраженных и стилизованных золотистых волос женщины люди называют этот ренессансный портрет Лукрецией. Внешность этой женщины вполне соответствует тем немногим описаниям, которые имеются у современных учёных. Бледная кожа, светлые волосы и изящество этого портрета напоминают, какой она была при жизни. Предполагается, что картина была создана около 1520 года, поэтому она, по-видимому, была создана посмертно. Учёные утверждают, что это может быть не Лукреция из-за природы портрета. Ни одна респектабельная леди не стала бы носить этот наряд на публике с его свободно задрапированным одеянием, короной из лаврового венка и обнажённой грудью.
Утверждается, что Венето не собирался создавать портрет реальной женщины. Поэтому, здесь Лукреция является олицетворением Флоры, римской богини весны. Данный образ считается идеальной формой красоты и чувственности. Важна не её физическая внешность, а то, что представляет собой сам образ – вечная красота, какой мы видим ее как форму искусства. Художники рисовали портреты женщин, романтизированных как нимфы, богини или святые, тем самым делая их больше, чем просто женщиной. Картины, подобные этой, увековечивают красоту этих женщин в нечто, выходящее за пределы смертных границ.
5. Лукреция Борджиа, герцогиня Феррарская
Одним из самых последних открытий в идентификации Лукреции Борджиа является эта картина, принадлежащая Национальной галерее Виктории в Мельбурне. После многих лет изучения с момента её покупки музеем в 1965 году она попала в заголовки газет в 2008 году, когда музей заявил, что у них есть первый портрет Лукреции.
Тем не менее, вокруг этой картины до сих пор ведутся споры среди учёных и искусствоведов. Художник, написавший ренессансный портрет, Доссо Досси, как известно, жил в Ферраре между 1515-20 годами, что совпадает со временем, когда Лукреция была герцогиней. Дата завершения колеблется от 1519-30 годов, так что если это она, то она была бы написана ближе к концу её жизни или даже посмертно. После трудного рождения десятого ребёнка Лукреция заболела и вскоре скончалась в возрасте тридцати девяти лет. Первоначально она называлась «Портрет юноши» неизвестного художника, и в течение многих лет считалась портретом молодого человека. Андрогинный характер картины привёл к путанице в отношении идентичности изображения.
Подсказки о том, является ли это Лукреция, показаны через объекты портрета. Эксперты считают, что кинжал, который она держала в руках, является отсылкой к римской женщине Лукреции. Она была римлянкой, которая покончила с собой после того, как её изнасиловал сын римского царя Секст Тарквиний. Лукрецию Борджиа часто сравнивают с римской Лукрецией не только по имени, но и по добродетели. Сравнение с женщиной, которая умерла, чтобы защитить честь своей семьи, помогает восстановить репутацию женщины, запятнанную действиями/слухами её собственной семьи.
Существует также куст мирта, который представляет Венеру, богиню любви. Миртовый куст использовался как символ Венеры и используется почти исключительно с женскими портретами. Надпись на переднем плане гласит: «ярче (чем красота) добродетель, царящая в этом прекрасном теле», что является адаптацией стиха из «Энеиды» римского поэта Вергилия. Эти символические и буквальные транскрипции красоты заставляют исследователей быть уверенными, что речь идёт о женщине, а не о молодом мужчине.
За время своего пребывания на посту герцогини Ферреры Лукреция пережила много событий, изменивших её жизнь. В Феррере она пережила смерть отца, брата и первого сына вместе со вторым мужем. На протяжении всего брака у неё случались выкидыши, она становилась всё более набожной и посвящала всё больше времени Церкви. Из-за этого, как говорили, изменился её стиль одежды и внешний вид. Это уже не та четырнадцатилетняя девочка, которую с надеждой и наивностью воспринимают как святую Екатерину. Здесь она женщина, мать, жена и герцогиня с заботами и обязанностями. Отсутствие украшений, тонкой ткани и упрощённый характер портрета могли свидетельствовать о святости иного рода. Именно поэтому её помнят, как великую женщину, которой она стала, и наследие, которое она оставит после себя.
Ни для кого не секрет, что семейство Борджиа славилось своим распутным образом жизни и пылким нравом, но мало кто знает о том, что это не единственная семья, вокруг которой бушевали страсти. Впрочем, Габсбурги с их династическими браками не далеко ушли от печально известных и скандальных Борджиа, оставив в истории Европы неизгладимый и весьма печальный след.