Зарегистрировано — 123 793Зрителей: 66 851
Авторов: 56 942
On-line — 26 278Зрителей: 5199
Авторов: 21079
Загружено работ — 2 130 600
«Неизвестный Гений»
Новости
Что не так с изображениями египетских пирамид на картинах художников прошлого, и Какие выводы из этого делают в наши дни
Древний Египет оставил после себя слишком уж много неясностей и загадок. Трудно удержаться от построения разных теорий относительно истории страны фараонов, да и чужие рассуждения поневоле притягивают внимание. А что остается, если ученые, как правило, осторожны в предположениях, а энтузиасты на них исключительно щедры? Тем более, что есть на чем строить свои версии – взять хотя бы странность с изображением художниками египетских пирамид.
Остроконечные пирамиды на картинах XVII века
В Египте к настоящему времени сохранилось немногим более сотни пирамид, служивших когда-то не то лишь усыпальницами для правителей, не то более сложными комплексами культовых и хозяйственных сооружений. Архитектура Древнего Египта, конечно, поражала воображение европейских путешественников – поначалу случайных, а затем все более частых гостей этой части африканского континента. На картинах художников «египетские» библейские темы – нахождение Моисея дочерью фараона, бегство Святого семейства – с определенного момента появляются характерные детали, прямо указывающие на Египет. В отличие от работ живописцев Возрождения, в XVII веке и позднее на холстах и в книгах уже можно увидеть обелиски и пирамиды.
У Рафаэля, Тинторетто, Караваджо – мастеров XVI века – изображений усыпальниц фараонов не найти; их можно заметить на картинах Никола Пуссена, французского живописца XVII века. В следующем столетии «мода» на древнеегипетскую архитектуру в живописи только усиливала свои позиции, но вот в чем странность: художники изображали пирамиды остроконечными – не такими их привычно видеть современному человеку.
Возведение пирамид когда-то подчинялось, по всей видимости, довольно строгим правилам – это заметно по той геометрической точности, с которой организовано внутреннее пространство этих сооружений, по безупречной ориентировке относительно сторон света. Что касается угла наклона грани пирамиды к ее основанию, согласно древнеегипетским обычаям, составлял около 50 градусов. В отношении самой большой и знаменитой пирамиды, которая считается одним из чудес света – пирамиды Хеопса, этот показатель чуть превышает 51 градус – недостаточно большой, чтобы сделать пирамиду остроконечной.
Но по какой-то причине графические и живописные изображения пирамиды Хеопса и других, сделанные в XVII-XVIII веках, значительно отличаются от оригиналов. И если один такой эпизод еще можно было бы списать на неопытность художника или ошибку в изображении перспективы, то многообразие произведений, что дошли до наших дней, говорит о другом: в представлении художников того времени – включая и опытных пейзажистов – египетские пирамиды действительно оказывались остроконечными.
Нубийские вытянутые пирамиды
Нельзя сказать, чтобы такие очертания не были свойственны никаким пирамидам. Нет, на том же африканском континенте, только значительно южнее, ближе к экватору, можно найти как раз-таки остроконечные пирамиды, причем в большем, чем в Египте, количестве. Речь о пирамидах Нубии – исторической области, расположенной выше по течению Нила, на территории современного Судана.
Египтяне строили свои пирамиды начиная примерно с 27 века до н.э., спустя чуть более тысячелетия эта традиция прекратилась. По этой причине, кстати, отсутствуют какие-либо письменные источники, касающиеся подробностей самого строительства. Единственный автор, описавший этот процесс, Геродот, создавал свой труд спустя еще одно тысячелетие – и лишь на основе легенд и преданий.
А нубийцы, находившиеся под сильным влиянием соседнего Египта, первые пирамиды начали возводить в VIII веке до н.э. Первые усыпальницы для царской семьи появились в Эль-Курру, большом некрополе. Высота нубийских пирамид составляла от 6 до 30 метров, а угол наклона граней – примерно 70 градусов.
Этих сооружений насчитывается почти в два раза больше, чем древнеегипетских пирамид, но едва ли это объясняет те искажения пропорций, которые допускались художниками два с половиной века тому назад: ведь на картинах появлялись именно египетские достопримечательности.
Кстати, и сам иероглиф «пирамида», появлявшийся на древних памятниках, выглядел именно как вытянутый треугольник.
Почва для фантазий и новых теорий
Этот нюанс, одно из многочисленных «белых пятен» в описании истории Египта и истории изучения Египта, стал одним из кирпичиков, положенных в основу разных теорий, что предлагают иное видение истории человечества. Наряду с другими легендами о Сфинксе и пирамидах, приписывающими их сооружение не то инопланетным, не то земным, но все же сверхцивилизациям, возникает и теория о том, что еще недавно, несколько веков тому назад, сами пирамиды выглядели совсем не так, как сейчас, а были перестроены по каким-то не очевидным нам соображениям, например, с целью скрыть содержимое и истинное назначение пирамид.
Несмотря на то, что гипотезы об альтернативной датировке истории Египта и перенесении даты строительства пирамид в новую эру и даже в последние столетия опровергаются научными исследованиями и часто становятся результатом произвольного отбора фактов для получения нужного результата, фантазии на древнеегипетскую тему остаются чрезвычайно увлекательными. Недаром в современной культуре альтернативной истории древних цивилизаций уделяется много внимания. Искушение поверить в большую фальсификацию, увидеть свое объяснение там, где наука пока не оставила официального, очень свойственно природе человека.
Как бы то ни было, а в музеях мира посетители по-прежнему видят египетские пирамиды такими, какими их знали – или представляли себе – художники относительно недавнего прошлого, по каким бы причинам не создавали они эти изображения.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300421/49725/
Комментарии:
Нет комментариевПрисоединяйтесь