16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что не так с изображениями египетских пирамид на картинах художников прошлого, и Какие выводы из этого делают в наши дни



Древний Египет оставил после себя слишком уж много неясностей и загадок. Трудно удержаться от построения разных теорий относительно истории страны фараонов, да и чужие рассуждения поневоле притягивают внимание. А что остается, если ученые, как правило, осторожны в предположениях, а энтузиасты на них исключительно щедры? Тем более, что есть на чем строить свои версии – взять хотя бы странность с изображением художниками египетских пирамид.



Остроконечные пирамиды на картинах XVII века


В Египте к настоящему времени сохранилось немногим более сотни пирамид, служивших когда-то не то лишь усыпальницами для правителей, не то более сложными комплексами культовых и хозяйственных сооружений. Архитектура Древнего Египта, конечно, поражала воображение европейских путешественников – поначалу случайных, а затем все более частых гостей этой части африканского континента. На картинах художников «египетские» библейские темы – нахождение Моисея дочерью фараона, бегство Святого семейства – с определенного момента появляются характерные детали, прямо указывающие на Египет. В отличие от работ живописцев Возрождения, в XVII веке и позднее на холстах и в книгах уже можно увидеть обелиски и пирамиды.

 

Тинторетто. «Бегство в Египет». Довольно долго Египет на картинах ничем себя не выдавал - художники изображали привычные для себя пейзажи

 

Тинторетто. «Бегство в Египет». Довольно долго Египет на картинах ничем себя не выдавал - художники изображали привычные для себя пейзажи



У Рафаэля, Тинторетто, Караваджо – мастеров XVI века – изображений усыпальниц фараонов не найти; их можно заметить на картинах Никола Пуссена, французского живописца XVII века. В следующем столетии «мода» на древнеегипетскую архитектуру в живописи только усиливала свои позиции, но вот в чем странность: художники изображали пирамиды остроконечными – не такими их привычно видеть современному человеку.

Н. Пуссен. «Нахождение Моисея» (фрагмент).

 

Н. Пуссен. «Нахождение Моисея» (фрагмент).



Возведение пирамид когда-то подчинялось, по всей видимости, довольно строгим правилам – это заметно по той геометрической точности, с которой организовано внутреннее пространство этих сооружений, по безупречной ориентировке относительно сторон света. Что касается угла наклона грани пирамиды к ее основанию, согласно древнеегипетским обычаям, составлял около 50 градусов. В отношении самой большой и знаменитой пирамиды, которая считается одним из чудес света – пирамиды Хеопса, этот показатель чуть превышает 51 градус – недостаточно большой, чтобы сделать пирамиду остроконечной.

Доменикино. «Пейзаж с бегством в Египет»

 

Доменикино. «Пейзаж с бегством в Египет»



Афанасий Кирхер, ученый-полимат и египтолог XVII века

 

Афанасий Кирхер, ученый-полимат и египтолог XVII века



Но по какой-то причине графические и живописные изображения пирамиды Хеопса и других, сделанные в XVII-XVIII веках, значительно отличаются от оригиналов. И если один такой эпизод еще можно было бы списать на неопытность художника или ошибку в изображении перспективы, то многообразие произведений, что дошли до наших дней, говорит о другом: в представлении художников того времени – включая и опытных пейзажистов – египетские пирамиды действительно оказывались остроконечными.

Египет в изображении Робера Юбера, художника-руиниста XVIII века

 

Египет в изображении Робера Юбера, художника-руиниста XVIII века



Корнелис де Брюйн, сам побывавший в Египте, изобразил пирамиды Гизы вот так

 

Корнелис де Брюйн, сам побывавший в Египте, изобразил пирамиды Гизы вот так



Нубийские вытянутые пирамиды


Нельзя сказать, чтобы такие очертания не были свойственны никаким пирамидам. Нет, на том же африканском континенте, только значительно южнее, ближе к экватору, можно найти как раз-таки остроконечные пирамиды, причем в большем, чем в Египте, количестве. Речь о пирамидах Нубии – исторической области, расположенной выше по течению Нила, на территории современного Судана.

Нубийские пирамиды

 

Нубийские пирамиды



Египтяне строили свои пирамиды начиная примерно с 27 века до н.э., спустя чуть более тысячелетия эта традиция прекратилась. По этой причине, кстати, отсутствуют какие-либо письменные источники, касающиеся подробностей самого строительства. Единственный автор, описавший этот процесс, Геродот, создавал свой труд спустя еще одно тысячелетие – и лишь на основе легенд и преданий.
А нубийцы, находившиеся под сильным влиянием соседнего Египта, первые пирамиды начали возводить в VIII веке до н.э. Первые усыпальницы для царской семьи появились в Эль-Курру, большом некрополе. Высота нубийских пирамид составляла от 6 до 30 метров, а угол наклона граней – примерно 70 градусов.

Пирамиды города Мероэ, Нубия

 

Пирамиды города Мероэ, Нубия



Этих сооружений насчитывается почти в два раза больше, чем древнеегипетских пирамид, но едва ли это объясняет те искажения пропорций, которые допускались художниками два с половиной века тому назад: ведь на картинах появлялись именно египетские достопримечательности.
Кстати, и сам иероглиф «пирамида», появлявшийся на древних памятниках, выглядел именно как вытянутый треугольник.

А так выглядит пирамида Хеопса

 

А так выглядит пирамида Хеопса



Почва для фантазий и новых теорий


Этот нюанс, одно из многочисленных «белых пятен» в описании истории Египта и истории изучения Египта, стал одним из кирпичиков, положенных в основу разных теорий, что предлагают иное видение истории человечества. Наряду с другими легендами о Сфинксе и пирамидах, приписывающими их сооружение не то инопланетным, не то земным, но все же сверхцивилизациям, возникает и теория о том, что еще недавно, несколько веков тому назад, сами пирамиды выглядели совсем не так, как сейчас, а были перестроены по каким-то не очевидным нам соображениям, например, с целью скрыть содержимое и истинное назначение пирамид.

Ступенчатая пирамида Джосера, Древний Египет

 

Ступенчатая пирамида Джосера, Древний Египет



Несмотря на то, что гипотезы об альтернативной датировке истории Египта и перенесении даты строительства пирамид в новую эру и даже в последние столетия опровергаются научными исследованиями и часто становятся результатом произвольного отбора фактов для получения нужного результата, фантазии на древнеегипетскую тему остаются чрезвычайно увлекательными. Недаром в современной культуре альтернативной истории древних цивилизаций уделяется много внимания. Искушение поверить в большую фальсификацию, увидеть свое объяснение там, где наука пока не оставила официального, очень свойственно природе человека.

Древний иероглиф «пирамида» тоже имеет вытянутую форму

 

Древний иероглиф «пирамида» тоже имеет вытянутую форму



Как бы то ни было, а в музеях мира посетители по-прежнему видят египетские пирамиды такими, какими их знали – или представляли себе – художники относительно недавнего прошлого, по каким бы причинам не создавали они эти изображения.

Пирамиды Гизы

 

Пирамиды Гизы


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300421/49725/

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Заходите в гости друзья! Послушайте песенку!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft