16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как психические проблемы сделали из несостоявшегося «Рембрандта» отца современного искусства: Эрнст Йозефсон



Он говорил: «Я стану шведским Рембрандтом или умру!». Шведским Рембрандтом ему было стать не суждено – но и умереть в безвестности тоже. А суждено было остаться в истории зачинателем нового течения в искусстве, которое получит название гораздо позже. И оказаться на страницах учебников по психиатрии...


Художник родился в 1851 году в Стокгольме. Он принадлежал к династии шведских евреев, известной с 1780-х годов. В числе его близких родственников были композиторы, актеры, дирижеры и режиссеры, директор Королевского театра в Стокгольме и музыкальный руководитель Уппсальского университета.

Людвиг Йозефсон. Мать и дитя.

 

Людвиг Йозефсон. Мать и дитя.

 

Йозефсон с ранних лет отличался необычайным живописным талантом, ярким темпераментом и здоровым честолюбием. Он был многосторонне одарен – увлекался музыкой, писал стихи, играл в любительском театре. Он поступил в Стокгольмскую Академию художеств, будучи шестнадцатилетним юношей. Однако путь, начавшийся с ранней славы, оказался омрачен чередой потерь. В семнадцатилетнем возрасте он потерял любимую сестру Геллу, спустя два года ушел из жизни его отец… Эрнст перенес все стоически, не переставая постигать тайны живописи. Говорят, в годы своего ученичества он шокировал всех громким заявлением: «Я стану шведским Рембрандтом или умру!». Первая крупная его работа студенческих лет - «Стен Стур Старший освобождает королеву Кристину Датскую из тюрьмы аббатства Вадстен» - была удостоена королевской медали.
Завершив учебу в Академии, Йозефсон немало путешествовал, посетил Францию, Италию и Испанию, брал уроки живописи у местных мастеров, рисовал старинные замки и дворцовые интерьеры.

Зал башни герцога Карла в Грипсхольме. Мальчик с тачкой.

 

Зал башни герцога Карла в Грипсхольме. Мальчик с тачкой.



Кроме того, он копировал старинные образцы живописи. Как и его великий предшественник, Эрнст Йозефсон писал много полотен на библейские и исторические темы. Драматичные ракурсы, тусклое мерцание золота в свете факелов, глубокие мрачные тени…

Давид и Саул.

 

Давид и Саул.



Оказавшись во Франции, художник неожиданно увлекся импрессионизмом, проникся глубоким уважением к Курбе и другим живописцам-бунтарям, отрицавшим все то, чему он сам учился долгие годы, подружился с Мане и возглавил «шведскую художественную колонию» в Париже.
Вернувшись в Швецию, по словам биографов, Йозефсон, которому не было еще и тридцати лет, собрал вокруг себя целую армию художников, противоборствующих академизму. Он достиг успеха как портретист – лучший в своем поколении, но тянуло его к другой живописи.

Портрет художника Альфреда Вальберга.

 

Портрет художника Альфреда Вальберга.



Миссис Каролина Шлосс. Портрет художника Аллена Астерлинда.

 

Миссис Каролина Шлосс. Портрет художника Аллена Астерлинда.



Однако импрессионистские пейзажи, где шведская природа представала наполненной глубоким мистицизмом и высоким духовным чувством, публика приняла холодно, а музеи отказывались их выставлять.

Эскиз водопада.

 

Эскиз водопада.



Одну из своих работ, «Дух моря», Йозефсон переписывал десяток раз, но Национальный музей в Стокгольме, которому он предлагал приобрести это полотно, всякий раз отвечал отказом. В конце концов картина была приобретена принцем Евгением, который строго-настрого запретил в дальнейшем ее перепродавать или передавать в какие-либо музейные собрания.

Женские портреты.

 

Женские портреты.



Неприятие, смерть матери, последствия сифилиса, перенесенного в молодости, безответная любовь – все это постепенно подтачивало душевное здоровье художника. А его работы становились все более странными. К концу восьмидесятых годов он оказался почти без средств к существованию, увлекся оккультизмом и спиритизмом… Поездка в Бретань, предпринятая ради восстановления сил и финансового положения, не принесла ожидаемых результатов. В 1888 году Эрнст Йозефсон впал в трансовое состояние, в котором находился около года. Он был госпитализирован в психиатрическую больницу города Упсала. Врачи диагностировали у художника dementia praecox – шизофрению. Он страдал от ярких религиозных галлюцинаций, называл себя то Христом, то Богом, то апостолом Петром… и не прекращал рисовать. Он говорил с духами и художниками прошлого, он подписывал свои работы именами Веласкеса и Рембрандта, утверждая, что он лишь инструмент, лишь проводник для их таланта…
Немало талантов было погублено душевными заболеваниями, но Йозефсон, чья блестящая карьера лежала в обломках, явил миру новые грани своего таланта. После пережитого душевного кризиса Йозефсон написал два стихотворных цикла – «Черная роза» и «Желтая роза». А когда в 1903 году в Стокгольме была открыта ретроспективная выставка художника, зрители пришли в замешательство, одновременно проникнутое ужасом и восторгом.

Драма.

 

Драма.



Казалось, на выставке представили свои работы два разных человека. Один – крепкий академист, презревший каноны своей школы ради творческих экспериментов, но все же играющий по правилам. И второй… безумец, медиум или пророк, выплеснувший в лицо публике хаотический вихрь линий, пятен, цветов, лики жителей иного мира, образы и символы, не поддающиеся расшифровке.

Гаслиса. Портрет дамы.

 

Гаслиса. Портрет дамы.



Работы Эрнста Йозефсона, который тогда пребывал в затворничестве и уединении, стали настоящим прорывом в глазах молодых художников. В Швеции его признали выразителем истинно народного, глубинного национального духа. В Германии, где Йозефсон периода «нормальности» известен не был, его сочли самородком, чей дар – порождение безумия. Интерес Йозефсона к модернистскому искусству был очевиден, но болезнь словно сорвала все ограничения, разрушила плотину на пути его бурных чувств. Из последователя импрессионистов, из внимательного ученика он превратился в гуру. У него появились подражатели, будущие отцы и матери экспрессионизма вдохновлялись его спиритическими полотнами – например, Эмиль Нольде. Именно с работ Йозефсона начался повальный интерес к творчеству людей с ментальными заболеваниями.

Убийство Риччио.

 

Убийство Риччио.



Йозефсона его новая слава уже не интересовала. Последние годы жизни он провел в Стокгольме на попечении у неких «двух дам» и скончался в возрасте пятидесяти пяти лет. Первые публикации о безумной живописи Йозефсона появились еще до этой сенсационной выставки, а спустя пять лет после смерти художника была издана его подробная, богато иллюстрированная биография. Его история поставила перед искусствоведами и психиатрами множество вопросов, однозначных ответов на которые нет по сей день.

Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020621/50006/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Зимний сад" Поддержите пожалуйста!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft