Зарегистрировано — 123 850Зрителей: 66 908
Авторов: 56 942
On-line — 6 893Зрителей: 1340
Авторов: 5553
Загружено работ — 2 131 424
«Неизвестный Гений»
Новости
Что стало причиной раннего ухода звезды фильма «Москва слезам не верит»: Печальная судьба Юрия Васильева
22 года назад, 4 июня 1999 г. ушел из жизни известный актер театра и кино, народный артист России Юрий Васильев. Большинству зрителей он запомнился в образе Рудика из фильма «Москва слезам не верит». Его творческую судьбу вряд ли можно было назвать счастливой. После его преждевременного ухода Владимир Меньшов сказал, что на Западе актер с такими данными имел бы славу Алена Делона, а у нас годами ждал звонков с киностудий и сыграл всего 20 киноролей. Почему один из самых красивых советских актеров оказался невостребованным, и что отобрало его жизненные силы и приблизило уход – далее в обзоре.
Никто в его семье не имел отношения к миру кино: отец работал инженером-электриком, мать – библиотекарем. По выходным они выезжали из столицы в Подмосковье, и в один из сезонов по соседству с ними дачу арендовал актер Николай Плотников, с которым они подружились. Юрий заслушивался его рассказами и восхищался его артистизмом. Именно тогда он впервые и задумался об актерской профессии.
В его таланте никогда никто не сомневался, кроме него самого. Сразу после школы Юрий Васильев с первой же попытки поступил в ГИТИС, успешно справлялся со всеми заданиями, был на хорошем счету у педагогов. В дипломном спектакле он выступил блестяще, и его пригласили в труппу Малого театра, которому он посвятил 40 лет жизни. В первый же год его задействовали в 6 спектаклях, хотя главных ролей он не получал.
Начало кинопути
На последнем курсе института Васильев сыграл свою первую роль в кино в фильме «Ловцы губок». Удивительно то, что партнершей актера по съемочной площадке стала его жена, студентка Щепкинского училища Нелли Корниенко. При этом, когда их утвердили на главные роли, никто не знал о том, что они женаты. Нелли говорила: «А не мистика ли, что нас с Юрой пригласили на главные роли в фильме «Ловцы губок» и вдруг мы встретились на съемочной площадке? Не мистика ли, что играли влюбленных и в действительности были влюбленной парой?».
Громкая популярность пришла к Васильеву спустя 7 лет, когда 28-летний актер сыграл главную роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Эту картину посмотрело почти 28 млн зрителей, она получила Большой приз Московского международного кинофестиваля, ее признали лучшим фильмом 1967 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». После такого успеха актер не хотел снижать планку и часто отказывался от ролей, если они казались ему ниже уровня «Журналиста». Так продолжалось 11 лет, пока Васильев не получил яркую роль в музыкальном фильме «Летучая мышь». В образе князя Орловского он выглядел невероятно эффектно и убедительно. А через год Владимир Меньшов утвердил его на роль Родиона Рачкова.
Совсем не Рудик
Меньшов не сразу увидел в этом образе Юрия Васильева. Он предлагал роль Рудика Олегу Видову, Льву Прыгунову, Евгению Жарикову, Владимиру Ивашову, но все они отказались. Им было хорошо известно, как часто зрители отождествляют актеров с их экранными персонажами, а тут герой не просто малоприятный, а отъявленный негодяй, который бросил женщину с ребенком и оказался маменькиным сынком. Никто не хотел навлекать на себя гнев многомиллионной аудитории, а Васильев рискнул. И создал очень неоднозначный образ, вызывающий не только антипатию, но и сочувствие.
В реальной жизни у Юрия Васильева не было ничего общего с эгоистичным самоуверенным Рудиком, предрекавшим эпоху «сплошного телевидения» главной героине. Когда эта эпоха наступила в действительности, своего места в ней актер так и не нашел. Многие его коллеги признаются, что талант, к сожалению, далеко не всегда становится залогом успеха в их профессии. Часто решающую роль играют пробивной характер и умение обзаводиться нужными знакомствами, чего Васильев был лишен напрочь. Худрук Малого театра Юрий Соломин о нем говорил: «Придя после института, он сразу играл князя Звездича в «Маскараде» по Лермонтову. И это о многом говорит. Его брали, его снимали. Другой вопрос, что нужны роли, которые ставили бы вехи. К тому же нужно иметь характер. А Юрий никогда не лез и не просил. Был скромным тружеником».
Он никогда не навязывался режиссерам, не просил ролей и часто даже не озвучивал вслух своих желаний. Например, он очень любил Чехова и мечтал о роли Гаева в спектакле по «Вишневому саду». Актер переписал текст этой роли в тетрадку и выучил его наизусть. Только со своей супругой он мог поделиться, зачем это делал: «Вдруг кто-то из коллег заболеет, а я знаю текст и смогу его подменить». Но при этом режиссеру о своей мечте не рассказывал – молча ждал своего часа годами, но так и не дождался.
Клеймо красавца-мужчины
И в молодости, и в зрелые годы актер был невероятно хорош собой и всегда пользовался огромным успехом у противоположного пола. Вот только повышенное внимание женщин сильно его тяготило и смущало – он избегал встреч с поклонницами и всю жизнь любил свою жену, актрису Нелли Корниенко. Его красота стала для него наказанием и по другой причине: главными героями советского кино становились актеры совсем других типажей, «парни из народа», а вот Васильева с его аристократичной внешностью и утонченными манерами невозможно было представить у станка.
Кроме того, режиссеры даже не пытались разглядеть, что скрывается под маской эталонного красавца. Его коллега Владимир Сафронов рассказывал: «К нему прилипло клеймо красавца-мужчины. Никому по-настоящему не пришло в голову поглядеть на то, что этот красавец может глубоко и драматично чувствовать какие-то роли». В итоге его талант драматического актера не был раскрыт даже наполовину.
Боль, о которой никто не знал
Виталий Соломин, который был очень закрытым человеком и крайне редко заводил дружеские отношения с коллегами, к Васильеву относился очень тепло: «Вообще я звал его Вася, а он меня – рыжим. Но это не было панибратством, скорее выражение нежности. В театре ко мне редко кто заходит поздравить с премьерой. Один из немногих был Вася. Он всегда был искренен, и я ему верил. Он говорил: «Старичок!» и обнимал. Остальные слова уже были не важны».
Он был лишен творческой ревности и зависти, умел радоваться чужим успехам, был очень добрым, мягким, скромным и деликатным, а потому его любили абсолютно все – от коллег до соседей по даче. Вот только ни этой любовью, ни обожанием многомилионной армии поклонников Васильев пользоваться не умел – не заводил выгодных знакомств, не ходил по кабинетам, ничего для себя не просил. Всегда дружелюбный и приветливый, он при этом оставался очень закрытым человеком, избегал публичности, не любил давать интервью и ни с кем не делился своими переживаниями.
Никто не подозревал и о том, что у Васильева с юности были проблемы с сердцем. Он безумно переживал из-за своей невостребованности, но об этих переживаниях никому не говорил. С возрастом он начал слишком много курить, у него часто уходило по 2 пачки в день. Постоянное нервное напряжение и никотин усугубили его физическое состояние, сердце болело все чаще, но обращаться за помощью к медикам актер не спешил.
4 июня 1999 г. актер поехал оформлять техосмотр для своей старенькой «Нивы». В очереди на солнцепеке он провел почти целый день. Перенервничал, устал, и ему снова стало плохо. Не сказав об этом жене ни слова, он после ужина прилег на диван и включил телевизор. Когда позже Нелли заглянула в комнату, обнаружила его бездыханным. Ему было всего 59 лет. Причиной преждевременного ухода стала сердечно-сосудистая недостаточность.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040621/50039/