Зарегистрировано — 123 803Зрителей: 66 862
Авторов: 56 941
On-line — 18 410Зрителей: 3600
Авторов: 14810
Загружено работ — 2 130 797
«Неизвестный Гений»
Новости
О чем писали друг другу люди в Древней Руси на берестяных «мессенджерах»
Долгое время историки считали, что во времена Древней Руси умение писать и читать было прерогативой исключительно высших слоев общества – бояр и духовенства. Однако после обнаружения первых берестяных грамот (которые, как выяснилось, были написаны простыми людьми) ученым пришлось пересмотреть свои соображения. А само содержание этих посланий поразило исследователей. Так когда же появились на Руси прообразы современных «мессенджеров», и о чем писали люди друг другу в своих посланиях на бересте – обо всем этом далее в материале.
Где и когда были обнаружены первые берестяные грамоты
Ровно 70 лет назад, 26 июля 1951 года, во время работ Новгородской археологической экспедиции на Неревском раскопе, учеными была найдена первая берестяная грамота. До конца того же года археологи откопали еще 8 таких артефактов. Всего же до настоящего времени в регионе было обнаружено более тысячи подобных берестяных грамот. А содержание этих посланий попросту перевернуло научные представления об укладе и способе жизни славян в период X-XV веков.
Тексты, написанные в берестяных грамотах, поразили исследователей своим тематическим разнообразием. Это были как послания от отца к сыну, мужа – к жене или сестры к брату, так и «бизнес-переписка» купцов с приказчиками или бояр со своими управляющими. Находились и долговые расписки, жалобы и кляузы, приглашения в гости или уведомления о скорых визитах.
Как правило, все берестяные грамоты представляли собой короткие послания, состоящие из 25-50 слов. Они были нацарапаны на внутренней стороне кусков коры березы. Как удалось установить ученым, адресаты таких посланий после их получения и прочтения, эти «записки» попросту выбрасывали. Но иногда, чтобы сохранить тайну переписки, берестяные грамоты разрывали на мелкие кусочки.
Не поплавок, и не заколка
После находки первой берестяной грамоты в культурном слое XIV века в Новгороде, многие ученые поняли, что им и раньше на раскопках попадались подобные артефакты. Однако по какой-то причине археологи не стали утруждаться, чтобы рассмотреть их и понять – что же это в действительности такое. Ведь в сложенном виде (в котором и обнаруживали большинство берестяных грамот) они напоминали рыболовные поплавки.
Развернув же новгородскую грамоту, которая великолепно сохранилась, ученые смогли прямо на месте даже через слой грязи прочитать ее текст. В данном послании находился перечень сел и деревень, которые выполняли повинность некому «Роме». В том же 1951 году во время последующих находок берестяных грамот в Новгороде, исследователи сделали еще одно важное открытие.
Большинство этих посланий обнаруживали в свернутом «в трубочку» виде. Со многими из них находили небольшие деревянные палочки. Сначала ученые посчитали их некими заколками для того, чтобы грамота при «пересылке» оставалась свернутой. Однако дальнейшие исследования показали, что данные палочки были ничем иным, как деревянными «писалами». Именно этими стилосами собственно и царапались послания на бересте.
Открытие уклада жизни простых людей на Руси до XV века
На самом деле переоценить историческую важность находок берестяных грамот практически невозможно. Ведь до этого ученые могли представлять речь и лексику наших далеких предков лишь по церковно-славянским книгам и летописным материалам. Последние же более популярно повествовали не о жизни и быте простого народа, а о более «актуальных» темах – войнах, болезнях и эпидемиях, строительстве городов и христианских храмов, житии святых людей и князей.
Изучив берестяные грамоты, историки смогли максимально точно восстановить тогдашний уклад жизни в государстве, общественные и личностные отношения между людьми, а также особенности лексики того времени. Значимым открытием стал и тот факт, что как отправители, так и получатели берестяных грамот были людьми разных социальных групп и сословий. Ведь до этого общепринятым было мнение, что писать и читать в средневековой Руси умели только бояре и священники.
Писали послания на бересте не только мужчины, но и женщины. Причем довольно часто «месседжи», адресованные женами своим мужьям, имели повелительный или приказной характер. Это развенчало миф о том, что в древнем славянском мире женщина не имела никаких прав, и была полностью подчинена своему супругу.
С каждой новой находкой берестяных грамот для историков открывалось все больше уникальных подробностей уклада жизни на Руси в X-XV веках. После обнаружения грамот мальчика Онфима, который жил в середине XIII в., исследователи пришли к выводу, что простолюдины не просто умели писать и читать, но и пытались с малых лет обучать грамоты своих детей. Графологи, изучив рисунки и письмена Онфима, пришли к заключению, что мальчику в то время было от 4 до 6 лет.
Что писали русичи в берестяных грамотах
Из текстов берестяных грамот ученые узнали много ценной с исторической и этнографической точек зрения информации. Так, отдельные имена, которые давали простым людям на Руси, до находок в Новгороде были неизвестны. Например, такие, как Воислав, Радонег, Твердята, Гостята, Нежка, Ноздрька, Пленко, Офонос.
Разными были и содержания текстов берестяных посланий. Так, в грамоте, которая у археологов получила инвентарный №138, и датирована примерно 1300-1320 гг., некий Селивестр написал свое завещание. Находили археологи и берестяные записки от женщины своему любовнику, послания купцу от взятых под стражу торговцев, распоряжения боярина о выполнении работ приказчиком, и много других коротких посланий, описывающих простые бытовые жизненные ситуации.
Узнали историки и цены того времени на отдельные товары. Так, корова в Новгороде начала XIII века стоила 3 гривны, а за 750 локтей «водмола» – грубого неотбеленного полотна, купец готов был заплатить 31 гривну 3 куны.
После находок отдельных грамот ученые также развенчали миф о том, что ругательства на Руси появились после татаро-монгольского нашествия. В некоторых записках, датированных еще XII веком, встречается довольно много бранных слов.
Лишь один факт, связанный с берестяными грамотами, ученые не могут документально доказать и до сих пор. Исследователи не знают, кто и каким образом доставлял подобные послания от отправителя к адресату. Существует лишь предположение, что в то время в Новгороде работала некая служба доставки берестяных грамот.
Почему почти все берестяные грамоты обнаружены в Новгороде
В настоящее время ученые обнаружили 1 тысячу 196 грамот, написанных на бересте. Из них только 107 были найдены не в Новгороде. При этом в столице Руси – Киеве, археологи нашли всего одну берестяную грамоту. Да и то пустую. Не могло быть, чтобы тогдашние киевляне были менее грамотными, чем новгородцы. У историков этот пазл никак не складывался. Причина же этого была все время буквально у них под ногами.
Все дело заключается в почве. Киев расположен на лессовых пористых грунтах с относительно глубоким залеганием грунтовых вод – в среднем от 4,5 до 5 метров. Любые предметы органического происхождения в такой почве разлагаются в течении нескольких сотен лет. Новгородская же почва влажная и плотная. Она прекрасно закрывает доступ воздуха к попавшим в нее древесине, коре, коже и костям, надежно консервируя их на века.
Самые поздние берестяные грамоты, которые были найдены археологами, датируются серединой XV века. Почему же на Руси после этого времени перестали пользоваться данным «мессенджером»? Все очень просто. Примерно тогда бумага резко подешевела. И именно ее стали использовать для передачи всевозможных сообщений.
Комментарии:
Нет комментариевРупор будет свободен через:
53 мин. 27 сек.