Зарегистрировано — 123 806Зрителей: 66 865
Авторов: 56 941
On-line — 20 439Зрителей: 4009
Авторов: 16430
Загружено работ — 2 130 806
«Неизвестный Гений»
Новости
Как узнавали ведьм на Руси, почему их боялись и с какими просьбами к ним обращались
Отношение к этим женщинам всегда было неоднозначным: уважение смешивалось со страхом. Их порицали и осуждали, но одновременно, в тяжелых жизненных ситуациях, обращались к ним за советом и помощью. Славяне называли их ворожеями, знахарками, колдуньями, чародейками. Но наиболее часто, их называли ведьмами.
Кого на Руси считали ведьмой
Изначально, слово «ведьма», на Руси, не несло негативного смысла. Пошло оно от слова «ведать», то есть, быть осведомленным более других, обладать особыми знаниями.
С прадавних времен, у разных народов, существовали женщины, которые могли разговаривать с духами, управлять погодой, исцелять разные болезни. Им от рождения, был дан особый дар, особая способность общаться с силами природы, с высшими сущностями. Одни ведьмы были светлыми, они старались помогать людям, а другие – темными. Они, в угоду злым силам, старались навредить: насылали жесточайшие засухи, смертельные болезни на людей, неурожаи, мор скота, пожары. К ним обращались, если нужно было причинить вред кому-либо или чему-либо.
Ведьмы разделялись на рожденных и ученых. На Руси считали, что дитя женского пола, рожденное не в законном браке, у женщины, которая сама, как ее мать, была внебрачным ребенком, обязательно будет ведьмой. Но если, у законных супругов рождались только девочки, то пятая или седьмая дочка, также может родиться с ведьмовской силой. Естественно, колдовской дар переходил от бабушки к матери, от матери к дочери. У рожденной ведьмы имелся в наличии небольшой хвостик.
Ведьма ученая, становилась таковой, если ей свою силу передала умирающая ведьма или если женщина совершила отречение от церкви и Христа, а над ней были совершены определенные ритуалы. Кроме этого, ученая ведьма обязательно, заключала договор с бесом.
Рожденные чародейки могли быть светлыми и темными, а ученые – только злобными и темными.
Внешние признаки ведьм
Однозначно, ведьмами считали костлявых, сгорбленный старух, которые уединенно жили на опушках леса или на окраине деревни. В одних регионах Руси колдуньями считали толстых женщин, которые имели бельмо на глазу и не блистали красотой. А в других – чародейкой могла быть любая вдова или даже замужняя женщина. Обычно, в ведьмовстве подозревали обладательниц черных глаз, бледной кожи, а также черных волос. Рыжие, также могли быть уличены в обладании колдовскими способностями. Кроме этого, у ведьм имелись особые знаки отличия – крупные родимые пятна.
У рожденных ведьм, как и у колдунов, в младенчестве имелось два ряда зубов. Зубы, на протяжении жизни, постепенно выпадали, а когда выпадал последний из них, то с ним уходила и колдовская сила чародеев. Самые могущественные ведьмы были древними старухами, хромыми, покрытыми бородавками и даже мхом.
Колдуньи, от рождения, получали две души – бесовскую и человеческую. Они могли обращаться в разных животных: волков, птиц, мотыльков, кошек черной масти.
Чародейки днем почти не отличались от обычных людей, а ночью, чаще всего в полночь, распускали волосы, и без одежды или в белой ночной рубашке, отправлялись по воздуху на шабаш, вредить людям или по своим ведьмовским делам, верхом на метле, ухвате, венике или помеле.
Злые ведьмы доили по ночам коров, выдаивая вымя до крови. После этого, корова заболевала и умирала. Кроме этого, они особым способом сгибали и закручивали колосья на поле. Считалось, что такие действия могли привести к: гибели урожая, болезни, и даже смерти хозяина нивы и его семьи, а также того, кто случайно срежет серпом такую закрутку.
Охота на ведьм
Колдуны, знахари, ведьмы всегда вызывали у простых людей суеверный страх и уважение. Религия пыталась бороться с ними, так как они были отголоском первобытной магии, основанной на поклонении силам природы и древним богам. Особого размаха борьба с ведьмами достигла в средние века. Тогда, в европейских странах, не зная отдыха, работали суды инквизиции, отправлявшие на костер тысячи людей, схваченных по подозрению в ведьмовстве и чародействе.
Потенциальных ведьм и колдунов допрашивали с пристрастием, жестоко пытали, заставляя их признаться в использовании чар, подвергали испытанию водой (ведьма не тонула).
Считалось, что ведьмы и кудесники не чувствуют боли, поэтому пытки придумывали для них особо изощренные и мучительные. Их целью было – получить признание, ведь они давали клятву Сатане не выдавать свой род деятельности и подобных себе.
Охота на ведьм в средневековье стало нарицательным символом борьбы властей с неугодными им людьми. Так правители и церковь устанавливали свою власть над массами. Ведь в ведьмы могли быть записаны все, кто не лоялен к правительству, от кого необходимо было избавиться.
На Руси целенаправленного уничтожения ведьм не было. Провинившихся судили, в основном, за конкретный вред, принесенный людям: гибель скота, засуху, неурожай, болезни и гибель людей. Виновных сжигали на костре, обезглавливали. Так же уничтожались колдовские книги, всевозможные приспособления и дома преступников. Ведь колдовство на Руси, как и в европейских странах, считалось тяжким преступлением. Обвинить в чародействе могли как простых людей, так и тех, кто обладал высоким положением в обществе. Отчасти, на Руси, борьба с колдунами и ведьмами была инструментом уничтожения неугодных.
Упоминание о судах над колдунами и ведьмами на Руси, можно найти в летописях XI века. Особенно яростной, борьба с чародейством, была во времена Ивана Грозного, в XVI веке.
Иван Грозный и ведьмы
Царь Иван Грозный происходил от предков, о которых ходили легенды. Его матерью была Елена Глинская. Рыжая княжна, заставившая жениться на себе Василия III, который ради нее бросил супругу, с которой прожил 20 лет.
В народе, о матери Елены – Анне, настойчиво поговаривали, что она практикует древнюю магию волхвов. Ей ставили в вину жутчайший разрушительный пожар 1547 года в Москве. А еще, людская молва приписывала Анне волшебство, основанное на использовании мертвых тел. И то, что Василий III выбрал себе в супруги ее дочь Елену, было прямым следствием ее волхования.
Матерью самого Василия III, отца Ивана IV, была Софья Палеолог. Чужестранка, умная и образованная, не могла не вызывать ненависть и недоверие местной знати. А уважение и любовь к ней Ивана III, еще больше подливали масла в огонь. Злые языки утверждали, что Софья заключила союз с дьяволом и была могущественной ведьмой. Кстати, Софья Палеолог была настоящей брюнеткой с черными глазами.
Во времена правления Ивана IV, происходили самые жестокие гонения на всех колдунов, знахарей, ведьм, хотя о нем самом, и о его бабушках в народе ходили слухи, что они практикуют магию. Существует легенда, что царь повелел всех ведьм сжечь на площади в столице. Но когда огонь уже готов был поглотить несчастных, они вдруг превратились в сорок и улетели. Царь был в бешенстве, и проклял их всех, приказал оставаться им в таком обличье навеки.
После смерти Ивана Грозного, гонения на колдунов и ведьм немного ослабли, но продолжались до самого XIX века, когда наказанием за чародейство уже стали ссылки и штрафы. Светская власть постепенно отошла от борьбы с ведьмовством, а церковная – ограничивалась лишь осуждением и порицанием. Поэтому, в дореволюционной России, нередки были случаи самосудов над ведьмами. Толпа могла забить их до смерти, а дома – сжечь.
В советское время, вера в чародейство, как и религия, активно искоренялись из сознания масс. Однако, в 90-е годы XX века, народная вера в волшебство вновь вернулась.
Комментарии:
Нет комментариевРупор будет свободен через:
10 мин. 14 сек.