Зарегистрировано — 123 806Зрителей: 66 865
Авторов: 56 941
On-line — 22 349Зрителей: 4389
Авторов: 17960
Загружено работ — 2 130 826
«Неизвестный Гений»
Новости
Скрытые символы на картинах художника-масона, которого не понимали современники: Эдвард Окунь
Дворянин по происхождению, основатель масонской ложи в Польше - художник Эдвард Окунь - это такой себе "последний могиканин" эпохи модерна, который искренне и преданно воплощал в своем творчестве самые знаковые, наиболее глубинные идеи и идеалы символизма и сецессии. Художник мало знаком широкому зрителю, однако, для восточно-европейского модерна Окунь - фигура очень значима. И в нашей публикации представлена галерея лучших работ польского мастера.
Художник и иллюстратор Эдвард Окунь (1872-1945) – яркий представитель польского модерна и символизма, автор многих портретов, идиллических пейзажей с элементами фантастичности, доминирующим чувством декоративности и колористики. Вначале своей творческой карьеры он работал в стиле реализма. Особенно хорошо ему давались портреты и сюжетная живопись, а с годами, всерьез увлекшись символизмом и модерном, уже больше никогда не отходил от этого направления, чем вызывал негодование современных критиков.
(War and We). Художник: Эдвард Окунь.
Однако именно благодаря своим мифическим пейзажам и декоративным портретам, насыщенным символическими знаками, сейчас Окунь признан одним из выдающихся представителей польского сецессиона - движения «Молодая Польша» возникшего на рубеже двух веков (1891—1918 г.г.) и связанного с проникновением модерна в польскую культуру.
О художнике и его творчестве
Имея дворянский титул и являясь основателем ложи масонов в независимой Польше, талантливый художник пол жизни провел в поиске истинного своего предназначения в искусстве. А когда нашел, оставался верным ему до конца своих дней.
Эдвард Окунь - представитель польского дворянского рода герба Белина (впервые упомянутого в 1431 году и включавшего в себя 99 родов). Так случилось, что жизненные обстоятельства еще с малолетства задали определенное направление его пути и послужили источником для формирования мировоззрения Эдварда.
Родился будущий художник в 1872 году в знатной семье. Он был первенцем Эдварда Окуня и Зофии Радошковской. В пятилетнем возрасте мальчик потерял отца, а пять лет спустя и вовсе остался круглым сиротой. После смерти матери забота об Эдварде и его младшей сестре (также Зофии) была передана бабушке и дедушке по материнской линии.
Большое состояние, унаследованное после совершеннолетия Эдвардом от его родителей, дало ему полную свободу выбора жизненного пути. Он мог позволить себе заниматься любимы делом. Он по своему усмотрению часто менял школы, выбирая тех учителей, которые ему нравились, рисовал только то, что ему действительно хотелось и так как ему хотелось. А когда вырос, он брал уроки рисования у знаменитых живописцев и в итоге получил хорошую художественную профессиональную подготовку.
Так, в 1890-1891 гг. он обучался рисунку и живописи в Варшавском академическом рисовальном классе Войцеха Герсона. Переехав в Краков, два года учился в Школе изобразительных искусств под руководством Исидора Яблонскогo и классика польской реалистической школы Яна Матейко. Так и не найдя свой стиль в живописи, в дальнейшем совершенствовался мастерству в Мюнхенской Академии и в Академии Джулиана в Париже. В столице Франции его учителем был художник-академист Жан-Поль Лоран.
Однако, живя в Париже, невозможно было не окунуться в пульсирующие многочисленные новые тенденции, возникавшие во французской живописи того времени. Париж буквально захлестнули новаторские идеи. Мало кто оставался равнодушным к произведениям Анри Матисса или Поля Гогена. Однако на Эдварда Окуня они повлияли крайне негативно. Художник полностью отвергал все проявления современных новомодных течений в искусстве, он также категорически не принимал экспрессионизм, абстракционизм и примитивизм. Его куда больше привлекали стили ар-нуво и прерафаэлизм, зародившиеся в живописи в конце 19 века и, разумеется, он целиком и полностью отдался своему увлечению. А поскольку Париж в то время не мог предложить Эдварду то, к чему он так стремился, он вынужден был вернуться в Мюнхен в школу-студию Шимона Холлоши.
В 1896 году в жизни Эдварда Окуня произошли перемены, он женился на Зофии Ванде Толкемит, своей двоюродной сестре по материнской линии, которая стала его путеводной звездой и Музой. Но из-за их близких родственных связей пара так и не решилась завести детей. Любопытный факт: у матери, у родной сестры и жены художника было одно и то же имя - Зофия. В этом также было было нечто символическое. К слову, образ обожаемой жены можно увидеть на многих произведениях автора. Она постоянно появлялась на его полотнах как воплощение особой гармонии и чистоты.
В 1898 году Эдвард и Зофия перебрались в Рим, и Италия неожиданно стала новым домом для них на последующих двадцать лет. Все эти годы Окунь находился под сильным влиянием итальянской культуры и удивительной природной среды. Не терял художник и связь и с родиной. Он нередко искал вдохновения в истории своей страны, в национальном искусстве прошлых эпох, в музыке и поэзии.
Так, в 1899 году в знаменитом варшавском салоне Александра Креульта открылась первая персональная выставка Эдварда Окуня, принесшая признание художнику в Польше, а также выгодное сотрудничество в польском литературно-художественном журнале «Химера». С тех пор Эдвард влюбился в поэзию и стал одним из главных художников в журнале, где числился в штате до 1907 года.
Параллельно он писал великолепные пейзажи с прекрасными итальянскими видами, портреты итальянских красавиц, а иногда совмещая и то, и другое на одной картинной плоскости. Хороший пример этому "Автопортрет художника и его жены Антиколи-Коррадо. К слову, подобный фоновый пейзаж был повторен мастером год спустя в картине «Иуда».
Все его творчество буквально пронизано культом символической красоты и идеей одухотворенности природы, утверждаемые "молодым стилем».
А вернувшись из Италии на родину в 1921 году, он стал инициатором создания первой в независимой Польше масонской ложи "Коперник". В 1925—1930 г.г. Эдвард Окунь - профессор Школы изящных искусств им. Герсона в Варшаве, в 1933—1934 — был её директором. Член Товарищества польских художников «Искусство».
Последняя выставка Эдварда Окуня состоялась в 1939 году. Тогда работы художника уже выглядели как интересный анахронизм, как музейные экспонаты ушедшей эпохи. Однако самого мастера такой факт совершенно не смущал
Во время Второй мировой войны жил в Варшаве. После Варшавского восстания переехал в Скерневице, где в январе 1945 года был убит случайной пулей, неожиданно оборвавшей его жизнь. Ему было 72 года.
История одной картины.
"Филистимляне"
Сюжетную картину "Филистимляне" польского живописца можно увидеть в одном из залов Львовской картинной галереи. С первого взгляда внимание зрителей приковывает образ, играющего на скрипке музыканта. На его одухотворенном лице застыла тихая грусть. К его спине прижалась мечтательная черноволосая женщина в античной тунике, которая томно слушает плач скрипки. Вокруг сидят поринутые в послеобеденный сон "слушатели", их явно разморила музыка. А за их спинами протянулся вечный пейзаж умиротворенного итальянского лета.
Это полотно как нельзя лучше передает особенности творчества и художественное кредо самого художника Эдварда Окуня, представителя стиля ар-нуво, который в фигуре скрипача изобразил самого себя - вечного певца сокровенной красоты, которому никак не удавалось "достучаться" до зрителя.
На общем фоне эта работа отличаются хорошо продуманной простотой, что кардинально отличает Окуня от насыщенной деталировки Густава Климта и декоративного маньеризма Альфонса Мухи.
Комментарии:
Нет комментариевПросочится на землю вода
И наступит последний июль
Заливая дождем города
Присоединяйтесь