Зарегистрировано — 123 793Зрителей: 66 851
Авторов: 56 942
On-line — 26 008Зрителей: 5161
Авторов: 20847
Загружено работ — 2 130 620
«Неизвестный Гений»
Новости
Каким был бальный дресс-код в царской России, и Почему Европа следила за танцевальной культурой русских
Зимнее время года до наступления Великого поста приходилось в России на сезон балов. Танцевальная русская культура 18-19 веков пребывала на высочайшем уровне. Представители дворянского сословия не просто имели представление обо всех новейших и старинных бальных танцах, но и умело их исполняли. Балы являлись неотъемлемой частью жизни, поэтому весь досуг сводился к подготовке к ним. В домах месяцами не затихали клавикорды, пение и танцевальные уроки. Ведь бал учил подрастающее поколение хорошим манерам, соединял судьбы и решал важнейшие государственные дела.
Первые великосветские балы и танцующие деревни
Первый известный в России бал состоялся в сегодняшней столице по случаю бракосочетания Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Законодателем же бальной традиции принято считать Петра I, с правления которого танцевальные вечера полюбились и в столицах, и в глубинке Российской империи. Первые балы именовались ассамблеями. Своего рассвета бал достиг к середине 19 века, когда в одном только Петербурге за год случалось до тысячи мероприятий. Бал являлся высшей формой общения и просвещения городских жителей.
Балы подразделялись на категории: придворные и общественные. Первые выглядели чопорно и скучно, являясь скорее официальными протокольными мероприятиями. На них обычно присутствовала царская свита и представители наиболее знатных семей Петербурга и Москвы. Причем московские балы отличались от петербургских, считаясь более многочисленными, свободными и менее церемонными. Общественные балы устраивали дворянство, купцы, художниками и артисты. Такие вечера проходили в максимально свободной, уютной форме с широким кругом участников.
После того, как балы прочно вошли в жизнь дворян, танцевальные мероприятия покорили и остальные слои городского населения. А такой популярный танец, как кадриль, танцевали даже жители деревень.
Авторитет русской танцевальной школы
Дворянские отпрыски учились танцам с 5—6 лет. Обучение часто напоминало спортивную тренировку, постепенно делая танцоров ловкими, уверенными, гибкими и непринужденными. Считалось, что танец придавал дворянину величавость, поэтому и впитывался с раннего детства. С эпохи петровского правления танцевальная практика стояла в перечне основных предметов в государственных учебных заведениях и пансионах. Русский дворянин обязан был не только прекрасно ориентироваться в старинных и современных бальных танцах, но и уметь их мастерски исполнять. Иностранные преподаватели в частных танцевальных классах волей-неволей перенимали русскую манеру обучения. В 19 веке танцевальная культура Российской империи занимала высокоуровневые позиции в мире. Русская школа бального танца позиционировалась в Европе как мощная художественно-педагогическая система. Петербург и Москва стояли особняком в ряду значимых хореографических центров Европы.
Программа бального вечера и обязательные гости
Участие в придворном балу являлось для принявшего приглашение обязательным. Отводом могла послужить только серьезная хворь. В императорской бальной зале помимо членов царской семьи традиционно присутствовали придворные: гофмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, статс-дамы и фрейлины. Из гостей - дипломаты, статусные гражданские чиновники, все проживавшие на момент бала в Петербурге генералы, губернатор и гостившие знатные иностранцы. Придворный бал в обязательном порядке посещали гвардейские офицеры с традиционной разнарядкой по два представителя от каждого полка. В некоторых военных подразделениях для этого велись даже специальные графики, регулирующие очередность. Все семейные мужи обязаны были предстать в компании супруги и взрослых дочерей.
По сложившейся традиции в России не устраивали балы, как и иные многолюдные развлечения, в посты (особенно в Великий), а также в период траура.
Независимо от категории и уровня знатности присутствующих каждый бал неизменно проходил по четко утвержденной программе. Так как тон событию задавали танцы, они и являлись основой вечера. К примеру, в 18-19 веке было уместно открывать бал полонезом, вторым шел вальс. Кульминацию бала брала на себя заводная мазурка, а котильон провозглашал закрытие вечера.
Бальный дресс-код
Бал посещали исключительно в парадном виде. Кавалеры - во фраке, костюме или соответствующей рангу выходной форме. Кстати, фраки шились всевозможных цветовых разновидностей. Мода на черный утвердилась только в 30-х годах 19 века. Военные являлись на бал в парадных мундирах. Традиционным предметом мужского туалета выступали белые перчатки – лайковые и замшевые. По негласному уставу дамам даже предоставлялось право отказать во внимании кавалеру без перчаток.
Женщины одевались соответственно моде. Чаще всего платье шилось для конкретного бала и лишь в самых крайних случаях надевалось дважды. Если цветовая гамма не оговаривалась организаторами бала заранее, то наряд мог быть в любых тонах. Но чаще всего девушки останавливали свой выбор на пастельных тонах - голубом, розовом, айвори, слоновая кость. Но, к примеру, в январе 1888-го в Петербурге проходил «Изумрудный бал», поэтому всем присутствующим полагалось облачиться в соответствующий цвет.
Так же, как и в случае с кавалерами, дамы надевали перчатки в тон наряду или просто белые.
Допускались головные уборы или аккуратная прическа. Шея и плечи традиционно оставались открытыми. Декольте украшали ювелирными изделиями – колье, цепочки, кулоны, запястья дополняли тонкие браслеты. Причем, дамы избегали массивных множественных драгоценностей, что считалось дурным тоном. Важным дополнением дамского бального туалета являлся веер, который служил скорее не в качестве изящного опахала, а служил сегодня практически утраченным средством великосветского языка общения.