Зарегистрировано — 123 847Зрителей: 66 905
Авторов: 56 942
On-line — 25 432Зрителей: 5028
Авторов: 20404
Загружено работ — 2 131 337
«Неизвестный Гений»
Новости
Как на Руси в разные времена боролись с чумой: Огнём, молитвами и не только
В Средневековой Руси в народе бытовало поверье, что чума – это грязная худая женщина со взлохмаченными волосами, и ногами, как у индюка. Якобы она бродила по городам и селам, разбрасывая при этом деньги и всякие диковинные товары для того, чтобы приманить людей. До самого XX века никто не знал, каков механизм передачи этой страшной и смертельной инфекции. А незнание, естественно, порождало среди людей панический страх.
«Черная смерть» средневековой Европы
Откуда же и как в Европе появилась чума? Немецкие ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге, проведя многолетние научные изыскания, установили, что впервые «черная смерть» на европейском континенте появилась примерно 5 тысячелетий назад. Поход ее начался со Средиземноморья, куда чуму занесли кочевые народы, прибывшие из Причерноморского и Прикаспийского регионов.
Эта болезнь упоминается даже и в библейском Ветхом Завете. В нем описано, как племя филистимлян за то, что осквернило Ковчег Завета, было поражено Богом «мучительными наростами».
Самая же массовая пандемия чумы в Европе началась в середине XIV века. Тогда, всего за два с лишним десятилетия «черная смерть» отняла жизнь у примерно 60 миллионов жителей Старого Света. Вместе с торговыми караванами, идущими по Великому шелковому пути, чума пришла в Крым. Вполне возможно, что двигалась «черная смерть» вместе с монгольским воинством Золотой Орды, которое в 1343 году осадило генуэзский порт-крепость Каффа (ныне Феодосия).
Из Крымского полуострова на торговых судах чума расплылась по Средиземноморью, а оттуда – в Западную Европу и на север африканского континента. А сами монголы, которые вернулись в Орду после похода в Крым, заразили своих соплеменников. Вполне вероятно, что «черная смерть» могла быть если не главной, то одной из основных причин упадка монгольской империи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как закончился род Чингисхана: Трагическая история последней королевы Монголии
Молитвой по чуме
В начале 1350-х годов чума нанесла удар по северным русским княжествам и городам – Москве, Новгороду, Пскову и Смоленску. Далее инфекция стала распространяться на Юго-Запад, на территорию нынешних Украины и Беларуси. Население вымирало целыми городами.
Священнослужители не успевали ходить по дворам, чтобы отпевать умерших. Так на Руси появилась новая практика массовых отпеваний покойников. Для этого родственники сами приносили усопших в церкви и храмы. В гробы, которые мгновенно стали дефицитом, после отпевания укладывали по 2-3 тела умерших.
Все имущество людей, жизни которых унесла чума, часто оставалось нетронутым. Народ боялся даже прикасаться к вещам, ранее принадлежавшим умершим. Часто люди даже отрекались от родственников, в семье которых кто-то умирал от чумы. Не зная способов побороть инфекцию, пока еще живые массово бросились искать помощи у Бога. Люди передавали церквям свои дома и имущество, уходя в скиты, монастыри и пустоши.
Целебные дым и копоть
Средневековые доктора склонялись к 2 основным теориям распространения «черной смерти».
1. При помощи «контагий» – мелких и невидимых глазу болезнетворных «скотинок», или «семян болезни», которые легко передавались между людьми последствием контакта. Врачеватели, верившие в эту теорию, рекомендовали полную изоляцию больных, а также длительный карантин для всех, кто с ними контактировал.
2. «Миазмами» – ядовитыми испарениями из болот, грязных водоемов, выгребных ям и куч мусора. Еще до пандемии люди заметили, что возле таких мест не только тяжело дышится, но и после нездоровится.
Таким образом именно вторая теория была не только более популярной, но и считалась единственно верной и справедливой некоторыми докторами той эпохи.
Для борьбы с миазмами, которые по мнению средневековых лекарей были разносчиками не только чумы, но и малярии, тифа и холеры, применяли различные способы очищения зараженного ими воздуха. В период вспышек заболеваний на площадях и улицах городов постоянно жгли дымные костры.
Села, деревни и хутора их жители обкапывали рвами, в которых также постоянно поддерживался огонь. Снаружи и внутри жилища обкуривались тлеющими вениками из целебных трав. На Руси с целью дезинфекции вовсю жгли можжевельник. В домах развешивали целые гирлянды из лука и чеснока.
Найти и сжечь «нулевых пациентов»
Ни одно из средневековых средств не помогало против чумы. С ростом числа заболевших и умерших увеличивалась паника и отчаяние. Люди придумывали различные «теории заговоров» и суеверия. Виновниками распространения заразы в разных городах считали иноземцев, иноверцев, прокаженных, пьяниц, юродивых, евреев.
Бедняки и нищие считали, что это богачи их специально травят. Богатые же, в свою очередь, считали виновниками разгула чумы бедную чернь. Даже средневековые «стиляги», носившие в то время остроносую обувь, попали под подозрение. Ведь своим внешним видом они «возмущали Господа». А всех, кто вызвал подозрение в распространении заразы, могли без суда и следствия забить насмерть, повесить или же сжечь живьем.
В 1623 году на Руси под подозрение в применении «бактериологического оружия» попала Речь Посполитая. Воеводы московского царя Михаила Федоровича написали депешу государю. В ней они указывали, что поляки и литовцы хотят умышленно из своих городов, где наблюдалась высокая смертность от чумы, посылать купцов с дешевыми (зараженными) товарами в Московию.
Совсем не удивительно, что больных чумой, а также вероятных переносчиков этого заболевания, на Руси не жалели. После того, как в Великом Новгороде вспыхнула пандемия и выжившие начали бежать прочь из города – их по указанию свыше отлавливали и сжигали заживо на кострах.
Принудительная самоизоляция или смерть
Начиная с XIV века во всей Европе распространяется практика карантинных мер – полной изоляции людей на 40 дней. На Руси двор, в котором был хотя бы один больной, вместе со всеми членами его семьи наглухо заколачивали, все входы в него заваливали и выставляли вокруг охрану. Естественно, здоровые со временем тоже заболевали. Если у живых еще хватало сил – они закапывали мертвых прямо во дворе даже без отпевания священнослужителем.
Уже к началу XVII века главным методом профилактики распространения инфекции стала организация так называемых «застав». Гарнизон их состоял из местных жителей, вооруженных рогатинами и топорами, а также нескольких десятков стрельцов. Командовали заставой по обыкновению сыновья местных бояр.
На таких «КПП» день и ночь горели костры. С прибывшими из других мест разговаривали только через дым. Через него же и передавали корреспонденцию, которую перед вручением адресату тут же на месте следовало переписать «на чистую бумагу». Причем нередко переписывали письма по нескольку раз.
С начала XVIII века карантинные мероприятия стали системными. При царе Петре I все прибывшие из «заповетренных мест» (зараженной местности) обязаны были содержаться на изоляции в течение 6 недель. Всех, кто заболел, выводили в «особыя пустынные места», а их дома вместе со скотом и утварью сжигали. Тех, кто пытался стороной обходить заставы, ловили и вешали на месте безо всяких допросов.
На юге – в Малороссии, власти вводят беспрецедентные карантинные меры. Сообщение с Крымом и Речью Посполитой практически полностью прекращается. В 1755 году гетман войска запорожского Кирилл Разумовский издает указ, по которому путников из Крыма и Польши «в Сечь, и в жилища, и дачи запорожские не пропускать».
Бунты против мер властей
Эпидемия 1770-1773 гг. и карантинные меры привели к тому, что в Москве и Киеве вспыхнули «чумные бунты». И если в украинском городе стычки народа с представителями властей не приводили к численным жертвам, то в Белокаменной все было куда печальнее. Москвичи в ту пору бросились искать спасения у чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской. Люди, молясь о спасении, сотнями целовали святой лик. Заражая друг друга чумой.
Архиепископ Амвросий, который приказал спрятать от народа икону чтобы не распространять заразу, отслужив службу в Донском монастыре, на выходе встретился с разъяренной толпой. Обезумевшие люди растерзали священнослужителя.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как русский народ восставал против власти, и чем закончились самые массовые восстания разных времён
Конец чумной истерии
Жесткие, и довольно часто практически бесполезные противочумные меры, применялись властями до начала XX века. Все это время доктора пытались понять болезнь – способы ее передачи и, что самое главное, методы предотвращения и лечения заболевания. Огромный вклад в борьбу с «черной смертью» внесли русские ученые: Иван Политика, Данил Самойлович, Артем Рафалович и, конечно же Владимир Хавкин.
Именно он в 1896 году, будучи сотрудником Института Пастера в Париже, отправился в охваченную пандемией «черной смерти» Индию. Где изобрел, и даже испытал на себе первую в мире вакцину против чумы. Вакцину, которая впоследствии спасла миллионы человеческих жизней.