16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 425Зрителей: 63 780
Авторов: 56 645

On-line2562Зрителей: 453
Авторов: 2109

Загружено работ – 2 074 312
Социальная сеть для творческих людей
  

Что такое ВЕРЛИБР ?

Список разделов  /  Для писателей  /  Что такое ВЕРЛИБР ?

Что такое ВЕРЛИБР ?


Верлибр обычно определяют по таким признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине . Но для того, чтобы определиться точнее, в первую очередь надобно разделить такие понятия, которые часто валят в одну кучу : верлибр, белый стих, стихи в прозе, рубленная проза.

Считается почему-то, что достаточно прозаический миниатюрный текст оформить в виде отрывочных строк - и в результате вроде бы должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному. Вот такую "рубленную прозу" наиболее часто называют верлибром. Такой текст может быть достаточно мелодичным, но это НЕ верлибр, потому что в процессе разбиения не возникает стихотворная строка.
А верлибр - это всё же поэзия, хотя и безрифменная

Далее - безрифменные стихи в прозе - практически та же рубленная проза, только более лиричная, насыщенная напевными интонациями, присутствуют элементы ритмики, созвучия. Оформлены стихи в прозе так же без разбивки на строки, строфы - сплошной текст. Довольно красивый, но порядком устаревший поэтический приём. Современные поэты-любители (не будем употреблять слово "графоманы") часто используют стихи в прозе, чтобы скрыть огрехи - смысловые или технические, неумение работать с ритмом, рифмой. Хотя - и такое творчество имеет право на существование.

Следующая разновидность безрифменного стихосложения - белые стихи. В белых стихах обязан присутствовать размер и ритм, одинаковый в строках, как и положено в классическом стихосложении. Оформление текста в строфы. Единственное допущение - отсутствие рифмы. Это довольно простой приём в техническом исполнении, но - всё же поэзия, а значит "сублимированный смысл". Вся античная поэзия была оформлена в виде белого стиха, т.к. в то время ещё не сложилась традиция рифмованной поэзии. В настоящее время чаще всего белые стихи - стилизация под народный эпос, сознательное игнорирования рифмы.

Ну а теперь собственно о верлибре -

ВЕРЛИБР (франц. vers libre -- свободный стих) -- термин западной поэтики. Первоначально верлибром, или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов, метрические, но не равностопные.
Современный верлибр - если взять его с внешней, технической стороны, - это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей. Т.е. каждая строка может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок чередования мелодических (ударных) структур.
В строках верлибра произвольное количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений, повторение стоп; может не быть и рифмы, или рифмы встречаются периодически.

Но верлибр - это система стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора. Обратите внимание: сменой, даже непредсказуемой, но ПОВТОРА мер! Не проза короткими строчками... части в разных размерах-ритмах, разновеликие, но они есть, и они периодически повторяются
Ритмы меняются, перемешиваются в одном произведении... Но всё же есть однородная организация ритмов, определяющая интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз верлибра. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения.

Сложно? Да - в этом и проблема определения верлибра как отдельной системы стихосложения.
Многие считают верлибр вообще не поэзией - а прозой. Но верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении разных, периодически сменяющих одна другую фонетических конструкций.

Уже совсем по-простому, примитивно-схематично можно так описать технику построения верлибра :

- поэтический текст разделен на отдельные строки,
- в каждой строке соблюдение определенного ритма всё же желательно,
- но в соседних строках повтор такого же ритма не обязателен и рифма тоже не требуется,
- созвучия внутри строк и между строчные - обязательны, или весьма желательны, иначе поэтической музыкальности не получается
- такие разнообразные строки составляют конструкцию, наподобие привычной нам строфы, которая периодически повторяется на протяжении всего текста;
а внутри "строфы" - кажущийся хаос.
Но и повторения такие - не строгое условие. Может быть сочетание в одном тексте разных по форме строф-конструкций. Такой вот странный, этот верлибр.


И вот в этом свободно чередующемся хаосе появляется удивительный интонационный ритм - как бы звуковые волны, повторяющиеся из строки в строку, похожие на качание в морских волнах:
с гребня - вниз, и опять наверх...
с гребня - вниз, и опять...
определенная мелодийность, задающая ритмику стихотворению.
Именно это отличает верлибр от прозы. Это поэзия мелодий, созвучий и интонаций, и не обязательно лирических.
Услышать эту поэтическую мелодию - нет проблем, когда есть рифма и классический ритм, чередование слогов: ударных, безударных. Но в нерифмованном стихе-верлибре это надо почувствовать и услышать.
Поэтому так трудно написать хороший верлибр. И непросто его читать. Требуется особая подготовленность - эмоциональный настрой автора и читателя.

Так плавно мы подошли к ещё одной важной составляющей верлибра - эмоциональной.
Хотя никогда условиями не ставилось, но всё же в верлибре основа - саморефлексия, тот самый "поток сознания" так жестоко высмеиваемый некоторыми поэтическими критиками. Чрезвычайная насыщенная эмоциональность. Повествовательность, связная сюжетность - не для верлибра.
Сублимированное чувство, максимально обостренная эмоция, концентрация слова для выражения мысли, высочайший динамизм, напряжение текста. Хотя, конечно, может быть и по-другому. Это уже автору верлибра решать. Эксперименты возможны в любом жанре.

Давид Самойлов в своей "Книге о русской рифме" (1969-1979г.г.) писал следующее:
"Итак, мы живём в период рифменной стабилизации. Начала нового поиска можно ожидать лишь в самом конце нашего века, а его апогея - в начале следующего.
Ничто не сулит нам скорых рифменных катаклизмов. Рифме грозит только одна неожиданность - массовый переход к верлибру. Но пока нет оснований для беспокойства. Русский стих развивается как рифменный, даже в острые периоды поисков.
Верлибр пока ещё находится на далёких подступах к поэзии и пока существует на фоне рифменного стиха как его периферийная структура."

Надо всегда помнить, что верлибр - это не игрушка в руках неумелого поэта. Верлибр - это сложно и требует высокого поэтического уровня или необычайной эмоциональной интуиции. Хорошие верлибры - большая редкость в наши дни. Незаслуженно отодвинутый на задворки литературы метод написания поэзии.
Кто знает, может быть как раз сейчас пришло его время - время удивительного, сложного, загадочного и прекрасного ВЕРЛИБРА? Дерзайте, поэты!


Послесловие -

Автор надеется, что в предлагаемой заметке удалось хотя бы немного нарисовать портрет верлибра - этого странного поэтического "иноходца". Если это поможет авторам-поэтам, заинтересует начинающих, как-то упорядочит понятие "верлибра" в спорах - значит не зря работа проделана.
На Самиздате в прозаическом конкурсе "Русская Тройка" впервые появилась номинация "верлибр". Может быть верлибром заинтересуются организаторы и поэтических конкурсов?
А пока что автор надеется, что в комментариях будут высказаны мнения об этом жанре, приведены образцы хороших верлибров, названы современные авторы-верлибристы. Не исключено, что наиболее интересные высказывания, стихи- верлибры, ссылки в Сети на авторов-верлибристов дополнят эту статью.
С надеждой на интересный разговор и с пожеланием творческих успехов всем нам.

***
Источники информации о верлибре, использованные автором :

-Квятковский - поэтический словарь 1966
-Жовтис А. "От чего не свободен свободный стих": 1968
-Самойлов Д. "Книга о русской рифме" 1969-1979
-Овчаренко О. "Русский свободный стих".1984
-Словарь литературных терминов библиотеки Максима Мошкова
-Программная статья международного конкурса "Золотая строфа" (цитаты, любезно предоставленные Аористом)
-Авторы "Самиздата" - Мила Славская, К.Варб, Аорист и другие члены жюри и участники конкурса "Русская Тройка"
-другие сетевые ресурсы
http://zhurnal.lib.ru/r/ryzhkowa_s_w/chtotakoewrelibr.shtml
07 июня ’2011   21:43
Очень интересная и НУЖНАЯ Статья!Я увлечена Верлибром.Но я не уверена,что у меня настоящий Верлибр.Вижу. что его трудно отличить от других видов стихосложения...Интересно: ЧТО У МЕНЯ?))))

13 февраля ’2012   22:36
Очень внимательно прочла Вашу работу. Понравилась! Сказала бы даже, что заинтриговала она меня. Мне бы хотелось попробовать себя в Верлибре. Так как когда пишешь, то хочется пробовать себя в разных жанрах. Не знаю, удастся ли?!
Спасибо Вам за прекрасный Мастер-класс!

15 июня ’2012   16:36
Благодарю Вас за мастер класс!
Я не поэт,пишу год ишесть месяцев,и мне многие пишут,что мой стиль называется ВЕРЛИБР,нашла в словаре прочла...Вот и у Вас прочла , что это такое?

28 сентября ’2012   12:36
Очень понравились мне Ваши выкладки по верлибру. Я думаю, что написать хорошие стихи верлибром сможет написать человек, глубоко чувствующий прекрасное. А это дано не каждому желающему сказать свое мнение хоть рифмованным стихом, хоть вольным, белым или еще каким. ПОЭЗИЯ выражается словами точными и одухотворенными. В ней за словами слышится биение сердца автора, чего очень часто нет в стихотворчестве миллионов пишущих строки стихов. Одно дело самому чувствовать и совсем другое передать свои чувства на письме другим людям.

13 марта ’2013   22:45
Отличный материал! Правда не со всем могу согласиться. Например, заявление что для верлибра характерна саморефлексия, а повествовательность напротив - не является его основной чертой, - очень спорно. Верлибр достаточно популярен в западной поэзии, и каких-то особых принципов касающихся его эмоциональной составляющей нет.
Большое количество материалов о верлибре и поэтах- верлибристах, а также поэтов, обращавшихся к верлибру можно найти здесь -

http://verlibr.blogspot.com/

26 августа ’2014   13:46
Считаю, что верлибром пишут те, кто не способен писать каноническими размерами стиха. Попробуй запомни наизусть стих, написанный верлибром. Очень сложно. Такой стих, как правило, не поддаётся ритму. А как раз ритм и способствует быстрому запоминанию стиха. На сайте НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕНИЙ в папке "статьи" я поместил давно статью "Полемика". Именно о верлибре.

14 сентября ’2014   23:49
Доступно
И перспективно!
Будем исследовать жанр.
В верлибрах
Есть креативность -
Яркий и рьяный типаж!


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Панк-группа SchwarzenЕГЕРЬ-Вперëд!Голосуем!

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft