16+
Лайт-версия сайта

Герои в рассказе(повести)

Список разделов  /  Для писателей  /  Герои в рассказе(повести)

Герои

Здесь очень многое зависит от того, как хорошо автор знает своего героя. Знаком ли он с полной «биографией» своего творения, легко ли представляет его себе: его черты, его мысли и телодвижения. И, что самое главное, верит и любит ли его. Некоторые классики прежде, чем приступить к описанию сюжета исписывали десятки страниц подробнейших биографий задуманных действующих лиц лишь только для того, чтобы самим поверить в них. Почти ничего из этого в рассказ прямо не входит, но всегда ощущается: это та самая подводная часть айсберга.

Чтобы герой по-настоящему ожил хотя бы на час в нашем рассказе, он должен прожить всю свою прежнюю жизнь, от рождения, - в нашей голове. Тогда и только тогда он станет для автора живым, только тогда в этого героя автор сможет перевоплотиться, понять его конца, предугадать поведение. Необходимо сначала родить его, прожить с ним жизнь и только после этого решаться показывать и выдавать их за действительных.

По мнению Д. Таганова, подготовка к рассказу может быть в этом смысле менее кропотливой, но автор непременно должен буквально видеть внутренним оком всю предысторию всех лиц, задействованных в рассказе. Только такие герои оживут, смогут заговорить своим языком, не оглядываясь поминутно на автора. Хотя и этого может быть недостаточно. Герой может показаться читателю неживым, «картонным», если автор не приложит трудов и мастерства для улучшения своей техники, непременно основанных на опыте предыдущих поколений.

Какова же техника раскрытия характера героев? Многие литературоведы приводят следующую схему:

1.Описание. Этот способ представления героя заключается в подробнейшем описании его внешности, привычек, манер и т.д. – причём как бы со стороны и максимально объективно. Так, чтобы основные выводы мог сделать уже сам читатель.

2.Повествование. Информация подаётся с точки зрения «всезнающего» автора. В этои случае – с большей долей субъективности.

3.Действие. Как уже говорилось ранее, человек до конца расскрывает свою сущность только в делах и поступках, особенно в критических ситуациях. И его мимика и телодвижения в этих ситуациях и есть внешнее проявление его чувств. Важно только то, чтобы не было и тени двойственности и неопределённости в причинах его такого поведения.

4.Речь, диалог. Слова, интонация, построение фраз – это для современного человека безотказный способ понять человека, узнать его получше. Поэтому очень важно, чтобы герой говорил оригинальным и сугубо индивидуальным языком.

5. Окружение, среда. Основные способы охарактеризовать героя – описание его места обитания, друзей, места работы, семейного положения – чаще всего используются комбинированно, чтобы огромнее и живее представить читателю героев рассказа. Вот секреты оживления героев, рекомендуемые западными профессионалами:

6. Рассказывать о простых, самых обычных людях. Заблуждение начинающих –стремление писать рассказы о каких-то редких типах, как-то выделяющихся уже к началу повествования. Это - психологическая ошибка! Читатель, беря в руки рассказ и знакомясь с ним, надеется увидеть простого, понятного и симпатичного ему человека, чиь трудности легко можно было бы принять близко к сердцу и с радостью претерпевать все трудности к их преодолению. Поэтому, если герой особенно задуман, вся соль рассказа в том и состоит, что следует приложить немалые усилия, чтобы в чём-то другом его опростить, сделать «как все», чтобы мотивы его действий оказались близки и понятны читателю.

7.Творить самим своих героев. То есть, не брать их из жизни (уже не говоря о книгах), а собирать из собственных воспоминаний, наблюдений, как говорится, «с мира по нитке». Созданный таким образом персонаж, всегда будет более «жизнеспособен». Отмечу, что, конечно, вышесказанное относится к так называемому «классическому» рассказу. Совсем другое дело – документально-художественный рассказ, развивающийся на Западе и известный также под термином «новый журнализм», введённый в обращение в 60-ых годах Томом Вульфом. Документально художественный рассказ описывает кусок жизни абсолютно реального героя, со всеми его действительными проблемами и действиями и кроме того, документально точно указывает даты, имена, места и т.д. То есть, можно сказать, что по внешним признакам – это очерк, репортаж, сбор материала тоже соответственный – интервью, исследование. Но это ещё и психологическая проза: кроме журналистской атрибутики здесь присутствует и глубокое психологическое проникновение в образ, авторская трактовка мотивов и Личности, и той Правды, которую нужно донести.

8.Выбирать контрастирующие черты характера. Одним из верных и обкатанных писательских приёмов считается придание герою Главной и Второстепенной черты характера. Конфликт этих черт при столкновении с внешней проблемой позволяет более круто «свинчивать» психологическую сюжетику. Исходя из этого рекомендуется выбирать Главною и Второстепенную черты характера противоположными.

9.Тщательно продумывать имена героев. Прежде всего, не обязательно всем действующим лицам в рассказе иметь имена и фамилии. Обилие имён внести только путаницу. Для обозначения второстепенных лиц возможно использование отвлечённых имён, таких как, например, «голубоглазый блондин», «длинношеий», «почтальон». Лучше всего не использовать в одном рассказе одного и того же имени, чтобы не возникало путаницы. Напомню, что королева английского детектива Агата Кристи находила имена для своих многочисленных персонажей в телефонных справочниках, собранных со всего света.

10. Представлять своих героев по порядку. Почти всегда первым желательно представить главного героя – именно его сначала ждёт читатель.

11. К месту использовать так называемые «бирки» - меткие внешние характеристики, запоминающиеся особенности, жесты, привычки. Это широко распространенный приём для того чтобы наиболее полно внедрить читателю в память некое лицо.

12. Показывать героя на контрастном фоне. Характер героя представляется рельефней, образней, если окружающие люди будут обладать в какой-то степени противоположными чертами характера или, во всяком случае, нейтральными.

13. Ни на минуту не забывать о внутренней борьбе героя. Как уже замечалось ранее, современная проза – психологическая проза, в какую бы форму она ни была обличена. Поэтому душевные изменение героя должны быть на первом месте для автора, а впоследствии и для читателя.

14. И последнее - Любить своего героя (или ненавидеть)! Знать его до мелочей, представлять его жесты, походку, голос… Ведь есть же великие рассказы, в которых ни каплю сюжета, одна лишь всепоглощающая личность героя. И этого бывает вполне достаточно!

по материалам лит.мастерской А.Пономаревой
14 июля ’2014   11:42
пока читал, анализировал своих героев. в принципе, так и есть. но и открыл для себя пару новых аспектов. спасибо)


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

В чём заключается любовь?

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft