16+
Лайт-версия сайта

Как писать стихи

Список разделов  /  Для писателей  /  Как писать стихи

Да очень просто, как два пальца прищемить… Для начала надо определиться, в каком стиле будет твой стих. Правильно выбранный стиль – половина успеха. Если строго следовать стилю – никто не сможет возразить ни по форме, ни по содержанию, а уж с примитивными нападками типа «нравится»- «не нравится» должен уметь справляться любой поэт. Итак, прикинем, что мы имеем:

Классический стиль. Ну, это стихи уровня обязательного чтения для начальных классов – «Буря мглою небо кроет…» и всё такое. Пишется легко, без напрягов, правда – читать потом заунывно и скучно, но зато - привычно и всегда найдётся тот читатель, у которого они вызовут ностальгию и он прослезится. Набор тем стандартный – погода, настроение, друзья, родственники, - и всё это разбавляется несчастной любовью в разных пропорциях. Этот безалкогольный коктейль взболтать, но не смешивать. Безвкусно – но и безвредно. А так как пишут и читают стихи обычно люди тонкого душевного склада, то читатели вам обеспечены. Одно плохо – быстро наступает пресыщение, когда хочется отложить книгу с нежными признаниями, напиться в хлам и орать матом на окружающих. Есть история про читателя, который приходит в библиотеку обменивать книжку и просит что угодно – только не поэзию. «А что так?» - спрашивает библиотекарь. «Они все одинаковые – брал уже третью – все про несчастную любовь…» Преимущества этого жанра – легко пишется, легко забывается. Умелый поэт может строчить такие стихи километрами, не останавливаясь и не задумываясь над рифмой. Чем «дорабатывать» старый стих – проще написать пяток новых.

Продвинутый стиль, «поток сознания». Эффектен и несложен в исполнении, но требует раскованности и наглости. Яркий пример – тексты БГ. Характерен полной непонятностью и нарочитой смысловой бессвязностью, но в этой мутной воде каждый сам ловит свой смысл. В общем-то, именно он и показывает главное отличие поэзии от прозы. Если важна форма – то это поэзия, а если на первом плане – содержание – то это проза. Примеры приводить – только место занимать, их – миллионы. Поэты этого стиля гораздо выше ценятся, чем голимые классики для младших классов. Но стать таким поэтом только с виду проще пареной репы, на самом деле здесь очень заметны «конструктивисты», для которых это не способ самовыражения, а спекуляция на популярности жанра – слишком нелепы и скучны их бессмысленные построения.

Стиль гражданской, патриотической лирики. Очень хорош для начинающих и для тех, кто плохо переносит критику. Темы, к сожалению, строго фиксированы – любовь к Родине (не только к абстрактным берёзкам – но и к текущему начальству, которое и защитит, в случае чего, от нападок), вялотекущий патриотизм (общее направление – у нас всё хорошо, у них – всё плохо), и гордость за свою национальность. Это не беда, что национальность – не твоя личная заслуга, но отличный повод для гордости. Этот принцип позволяет создавать произведения с простой логикой, не подлежащие критике (например – у нас дороги плохие потому что для нас главное – духовность, а у них – хорошие, но нам это не надо, так как там разрешены однополые браки. А по сравнению с их гей-парадами наши дороги очень даже и ничего). Чем хорошо работать в этом стиле? Практически полная безнаказанность, ибо общественность всегда поддержит патриота против противного критикана – лжепатриота, по секретному заданию госдепа пропагандирующего не наши ценности и – соответственно – врага Родины.

Стиль антиханжеский, пропагандирующий открытость и жизненность чувств. Тут есть несколько направлений – от чувственной эротичности по причине постоянной озабоченности до простых матюгов, имитирующих повышенную эмоциональность. Тут надо просто угадать публику, чтобы не приняли за шпану, а наоборот – зауважали бы за смелость и правду жизни. Это тонкая грань, и не всем это удаётся, но чем интеллигентней публика, тем проще она ведётся на эти трюки. Тут тоже очень благодатное поле деятельности, но и талант должен обладать твёрдой волей и убеждённостью в своей правоте, иначе поэту не переубедить своих читателей.

Стиль глубокомысленный, философский – рубайи, хокку, басни, притчи и сказы. Довольно труден для исполнения, ибо за внешней простотой и доступностью должно скрываться ещё что-то. В принципе – может и не скрываться, но видимость должна быть. Тогда читатель сам найдёт и смысл, и мораль, и гениальную простоту – надо ему всего лишь не мешать. Но чревато тем, что читатель без фантазии и воображения ничего там не найдёт и будет разочарован. В таких случаях надо намекнуть, что текст рассчитан на умных, только сделать это не грубо, чтобы не обиделись раньше времени, а поискали скрытый смысл ещё раз.

Детские стихи. Очень благодатная нива для успеха. Тут надо писать о чём хочешь и как хочешь – это не важно, главное – все существительные употреблять в уменьшительно-ласкательной форме. Обычно критиков это разоружает напрочь – как критиковать? Да, стих дрянь – но он же не для тебя, а для детей! А детям, может – в самый раз, да и опять же – благородное занятие – автор хочет помочь детишкам, как-то их развлечь… Ну, представьте, дети будут писать стихи для взрослых – разве смогут их оценить критики-дети? Поэтому критики предпочитают не связываться.

Если я что-то упустила, то пусть меня коллеги дополнят и поправят.

30 марта ’2016   13:12
Здравствуйте. Во, понаписАли! Для поэта начинающего, ну просто бесценный кладезь мудрости. Про любовную лирику чего не сказали? Ведь любовь-морковь самая благодатная почва для поэта. Спасибо за ликбез, творческих удач.

19 июля ’2016   00:54
Как раз про любофф в первом абзаце...

27 ноября ’2016   02:56
Ваши слова да "поэтам" в уши. Умная ирония, да ведь не поймут.

04 декабря ’2016   20:34
В целом, толково! Нюансы не требуют внимания, очевидны)

11 февраля ’2017   16:25
а правда хорошо написано, в кассу, так сказать. Так две ремарки: прищемляет обычно кот и не пальцы, с пальцами - там немного другая история вышла. А про стихосложение - либо ты пиит, либо - графоман, учись- не учись. Есенин, Высоцкий и Маяковский в литинститутах не обучались, практически самоучки, Но с большим чувством стиля и самое главное - внутренним цензором. Это, на мой взгляд, для любого творящего главное - определить что у тебя получилось - бриллиант или г.

10 марта ’2017   21:41
" дети будут писать стихи для взрослых"
А ведь хорошая идея.

29 января ’2018   22:02
Спасибо вам. конечно что я всё-таки почерпнула

28 ноября ’2019   12:23
Хорошая ирония. Одна только неточность: поэтами не становятся, поэтами рождаются. Иногда, правда, поэтов назначают, но ненадолго.

24 февраля ’2020   23:47
Как трудно порой понять
Нагромождение слов.
А я хочу повторять
Простые стихи строф.

Не надо мне объяснять
Откуда и что, к чему.
Ведь только простота
Есть путь к гениальному.

В стихах своих "Я" забудь.
Пиши обо всем как есть.
Поменьше в строках слов.
В стихах пусть гремит Жесть.

01 августа ’2022   06:03
Ну а если для меня поэзия не является целью самоутверждения, а является той удобной формой изложения, в которой мне более комфортно, чем в математической форме, изложить своё понимание жизни, времени и мысль, тогда это что будет означать?!)))

07 июня ’2023   13:00
Так всё таки - КАК ПИСАТЬ СТИХИ?
Что-то я мысль не уловила... Наверное сей мастер-класс не для средних умов?..


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft