16+
Лайт-версия сайта

Темпо-ритм действия

Список разделов  /  Для киношников  /  Темпо-ритм действия

Прежде чем говорить о значении темпа и ритма в сценическом искусстве необходимо уточнить сами понятия, которым придаются различные значения. Взятые из музыкального лексикона термины темп и ритм прочно вошли в сценическую практику и педагогику для обозначения определенных свойств человеческого поведения,
Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро и т.п.. что потребует от нас различной затраты энергии, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Так, неопытный режиссер, желая поднять тон спектакля, заставляет актеров говорить и действовать быстрее, но такое внешнее механическое ускорение не рождает еще внутренней активности.
Иное дело - ритм поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, т.е. тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, т.е. ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве. Когда мы говорим, что человек ритмично двигается, говорит, дышит, работает, мы имеем в виду равномерное плавное чередование моментов напряжения и ослабления, усилия и покоя, движения и остановок. И наоборот, можно говорить об аритмии больного сердца, походки хромого, путанной речи заики, о неритмичной, плохо организованной работе и т.п. И то и другое, т.е. ритмичность и неритмичность, также входит в понятие ритма и определяет динамический характер действия, его внешний и внутренний рисунок.
Таким образом, под термином "РИТМ" подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и той же быстром темпе действия могут быть совершенно различными по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами,
Например, бег спортсмена и человека, убегающего от грабителей (темп в обоих случаях практически одинаковой, а ритмы разные, во втором случае он более напряженный и интенсивный).
Темп и ритм понятия взаимосвязанные, поэтому К.С.Станиславский нередко сливает их воедино, употребляя термин ТЕМПО-РИТМ. Во многих случаях они находятся в прямой зависимости друг от друга: активный ритм ускоряет процесс осуществления действия и, наоборот, пониженный ритм влечет его замедление. Но это бывает не всегда так. Возможно и прямое противоречие между ними. На шахматном турнире, например, игра протекает в чрезвычайно медленном темпе при активном ритме. Можно быстро взять чулок и вести при этом самый спокойный разговор.
Известен пример, когда Мейерхольд ставил сцену из «Ревизора» Гоголя, где Добчинский и Бобчинский прибегают к городничему с сообщением, что только что в трактире видели ревизора. Обычно режиссеры эту сцену ставят в достаточно интенсивном, быстром темпе-ритме. Мейерхольд пошел от обратного Бобчинский и Добчинский, запыхавшись, говорили медленно, отчего ритм, наоборот, возрастал и становился очень напряженным, вызывав в окружающих нетерпение и ужас.
Замедленный темп может определяться различными причинами: в одном случае крайней внутренней напряженностью, в другом -состоянием душевного покоя или же полной депрессии. И всякий раз будет создаваться особый ритм поведения.
Изменения темпа и ритма действия зависят от предлагаемых обстоятельств. Там, где логика действия требует медленного темпа и спокойного ритма и, наоборот, нельзя произвольно его фиксировать. (Пример, артист приходит на спектакль за час до начала или за несколько минут, или представьте императорскую чету, бегущую рысью короноваться).
Верный учет предлагаемых обстоятельств и созданная на их основе логика поведения актера в роли гарантируют его от ошибок в темпе и ритме действия.
Всякое отклонение от верного ритма неизбежно искажает логику поведения действующего лица и сквозное действие пьесы. Поэтому темно-ритм является одним из важнейших элементов артистической техники.
В музыкальном театре забота о поддержании нужного темпа и ритма действия падает на дирижера, который по ходу спектакля корректирует и направляет исполнение артистов-певцов. В драматическом же театре нет такого помощника. Вот почему драматическому актеру особенно необходимо позаботиться о развитии и воспитании в себе чувства темпа и ритма, которое могло бы с успехом восполнить отсутствие дирижера Темпо-ритм может производить прямое и непосредственное воздействие на чувство актера.
Выводы:
1) Всякой жизненной ситуации соответствует свой темпо-ритм
2) Жизненный темпо-ритм человека постоянно меняется в зависимости от изменений обстоятельств, от их влияния на человека
3) Темпо-ритм пьесы (представления, фильма) - это темпо-ритм сквозного действия и подтекста
4) Чтобы избежать ошибки в определении темпо-ритма пьесы (сценария) и спектакля (представления, фильма), нужно помнить, что темпо-ритм находится в прямой зависимости от верной оценки предлагаемых обстоятельств, событий и сверхзадачи.
5) Чем сложнее предлагаемые обстоятельства пьесы (представления, фильма), роли, тем многограннее и сложнее темпо-ритм
6) Темпо-ритм органически связан с характером персонажа, с его подтекстом, вторым планом, внутренним монологом
7) Правильно взятый темпо-ритм помогает актеру вызвать верное чувство, поддерживает его, способствует наиболее полному
выражению
8) Темпо-ритм нельзя вспомнить и ощутить, не призвав на помощь воображение, не создав видений, соответствующих предлагаемым обстоятельствам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Новицкая ПЛ. Тренинг и муштра М, 1969 стр.222-244
2. КокоринА.К. Вам привет от Станиславского. М., 2001 стр. 186-196
3. Рубб АА Эстрада с точки зрения М.. 1993 стр. 100-102
4. Театр, где играют дети/Под ред. А.5. Никитиной. М., 2001 стр.79-81
5 Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978 стр.199-209
Составитель Костин А.С.

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft