16+
Лайт-версия сайта

Хайку - пояснение к жанру

Литература / Хайку и танка / Хайку - пояснение к жанру
Просмотр работы:
21 октября ’2016   09:01
Просмотров: 14190
Добавлено в закладки: 1

Что же такое ХАЙКУ?
Хайку относят к твёрдой форме стихов. Посмотрим, насколько она твёрдая?

Хайку - нерифмованные строки
Самостоятельное произведение
Протяжённость в 17 слогов. Так обстоит дело с *классическими японскими* хайку (хотя правило 17-ти слогов нарушал даже Басё).

Имеет три строки.
Не обязательным является строение 5-7-5, можно хайку писать и в две, и в одну строку.
Три предложения или одно откланяются.

Должно быть 2 предложения - пока единственное "твёрдое" в хайку)

Н.Леви «Как писать русские хайку»
Не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза, т.е. располагайте в каждой строчке не более 10 слогов. Старайтесь одну из строчек делать чуть длиннее остальных двух.
(пожелание самого Н. Леви - классики писали размером 5-5-5 в том числе)

Двухчастность

Хайку должно читаться легко и естественно. Не пишите хайку в три разных предложения – трехстишие будет выглядеть «рваным».
Также обычно не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части, разделяя их знаками пунктуации и смысловой разбивкой и говоря в каждой из них о разном. Чем дальше будут разнесены части – при внутреннем тяготении друг к другу – тем сильнее будет пробегать ток от одного полюса стиха к другому
http://haiku3.ru/howtowritehaiku/
*******************************************
Из замечательной статьи Курума Такуми "определение и принцип хайку..."
http://www.stihi.ru/2016/10/14/3255

Главный принцип (по Масаока Сики) незаменимость подбора слов. Исключительность (- КТ) слова в хайку, когда каждое слово незаменимо (исключительно).

Если слово в хайку можно заменить и хайку становится бессмысленным, хайку распадается на части, словно убрали опору, держащую всю конструкцию, то это слово незаменимо в этом хайку, и такое стихотворение (при соблюдении других принципов и характеристик) можно назвать хайку. Если при замене слова стихотворение остаётся осмысленным, то даже при соблюдении других характеристик хайку (например, киго или двучастность) это стихотворение переходит в низший разряд – трёхстишия.

Поэзию хайку Масаока Сики и его последователи поэты Такахама Кёси и Кавахигаси Хэкигодо называли «поэзией простых слов» и «поэзией существительного»
По теории Сики идеальное хайку это только существительные. Нет ни глаголов, ни прилагательных. Полное противоречие европейской поэзии.

...наличие в трёхстишии одного глагола придаёт динамичность хайку.
...можно сказать, что в хайку деепричастий быть не может. Если есть деепричастие, то это не хайку...
..если самих местоимений нет, а есть глаголы первого или второго лица, можно говорить, что тут присутствуют (незримо) местоимения

Источники:
Азбука хайку http://azbuka-haiku.livejournal.com/14051.html
***
Связь стихотворения с всеобщим, космическим планом осуществляется именно с помощью сезонного слова киго, обязательного для каждого стихотворения хайку, по сути дела намека на вовлечение хайку во всеобщий круговорот природы. Существуют хайку, и не содержащие сезонного слова, но отсутствие киго в хайку воспринимается как нарочитое, осознанное выключение приема, как «минус-прием». Сезонное слово может звучать как ки-но котоба (киго) – «слово сезона», сикини-но котоба – «слова «четырех сезонов, ки-но кан – «чувство сезона».

Присутствие двух планов создает перспективу в пространстве трехстишия, привязывает стихотворение к контексту жанра и расширяет его рамки.

Е.М.Дьяконова "Вещь в поэзии трехстиший (хайку)" http://refdb.ru/look/1087022.html
*******************************************************************
Ударение 1-4 (дактиль) автором Стихи.ру - ведущим конкурсов Курума Такуми не приветствуется. Другими поэтами считается классическим ударение 1-4-7 - так построен японский сонет.

Мнение Курума Такуми по данному вопросу:
"Поясню откуда взялось якобы классическое ударение 1-4-7 то есть дактиль...
Дактиль, то бишь 1-4-7, никогда не был и никогда не будет классическим ритмом (ударением), потому что дактиль был взят (с потолка) исключительно и только для японского сонета, когда собственно этот сонет "японский" придумывали - а придумывали в конце 1990-ых годов. И, значит, уже по умолчанию понятно, что хайку намного древнее "японского" сонета. Собственно японский сонет никакого отношения к японским формам поэзии не имеет. Впрочем, японский сонет имеет отношение к японской поэзии (хайку, танка) такое же, что и верблюд имеет отношение к морскому флоту, он тоже корабль:)"

*************************************

Возможным считается ударение в I строке: на 2 и 4 слогах

Во второй строке - 2-4-6, а так же 1-4-6 и 2-4-7

Ударения 1-5, 3-4 - недопустимы!

Мне же понравилось ударение 1-4-7
************************************************************************

Использование глаголов и местоимений нежелательно.


*************************************************************************

По содержанию два мнения:

Первая строка - теза
Вторая - связка
Третья - аналогия, антитеза

Второе мнение

I строка отвечает на вопрос - где?
II строка отвечает на вопрос - что?
III cтрока отвечает на вопрос - когда?


Традиционные хайку

“Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно.
http://haiku6.ru/krit6/


Что должно присутствовать в хайку:
1) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,
3) предельная лаконичность (а не твердость формы),
4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,
5) отсутствие смысловой досказанности,
6) отсутствие досказанных мостов в прошлое,
7) вариативность,
8) безличность,
9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,
10) отсутствие рифмы,
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),
(И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2011/05/09/3818

Один классик жанра писал, что тема поэзии хайку «поэт и его пейзаж», а цель – «создать многочисленные образы, "человеческие и данные небом", связанные со сменой времен весны, лета, осени и зимы» [Масаока Сики сю, с.14]. Поэты хайку изображали цветы и птицы, ветер и луну (катё фугэцу – формула главных тем хайку), однако признавали: «Говорим о цветах и птицах, и в глазах запечатлевается пейзаж, слагаем стихи, и в сердце возникает восклицание»; «хотя изображаем одну травинку, но в ее тени невозможно скрыть трепещущие чувства творца.» «На поверхности (хайку) – не чувства, а цветы… Чувства скрыты в глубине, и влагой, звуками, мелодией проступают на поверхности стихов» [Такахама Кёси, с.14],- так писал о поэзии хайку выдающийся поэт ХХ в. Такахама Кёси.

Масаока Сики «Теория хайку, изложенная в семи трактатах»
http://refdb.ru/look/2814452.html


********************************************************************************
События проходят только в настоящем времени

********************************************************************************

Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а , с другой, сама она является связью с рядом «неназванных» в хайку вещей, создавая дополнительную протяженность поэтического пространства.


Пунктуация минимальна, точки не ставят обычно, либо соблюдают все правила пунктуации, присущие русскому языку.

***************************************
*********************************************
****************************************************

Предварительный вывод (надеюсь что-то для себя открыть новое)

Русские люди - носители самого яркого, образного и богатого языка, имеющие богатую общечеловеческую и космическую философию, пытаются наделить смыслом и прочими достоинствами минимизированный жанр японской поэзии.

Песни - танка - так же являются примитивными в сравнении с русскими народными песнями по звучанию, содержанию и протяжённости.

Но японцы возвеличивают свою поэзию, сравнивая хайку с таким великим и обширным трудом, как "Война и мир" Льва Николаевича Толстого.

Тем не менее, японская поэзия может занять почётное место в связи с тем, что она связана с приметами, поверьями народа, т.е. связь с природой глубинная и один образ много говорит японцу, например, кукушка - связана с миром мёртвых, яркая луна - в конце лета, начале осени и т.д.

Весьма перспективна пересадка и акклиматизация японского стиля на русской почве.
Глубина образов, мыслей более понятна и волнует читателя, если поэту есть что поведать при виртуозном владении стилем, словом, сдерживая жар души гибкостью ума.







Голосование:

Суммарный балл: 50
Проголосовало пользователей: 5

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 21 октября ’2016   09:12
Людмила, интересно было узнать правила сочинения японских стихов. Но для меня это все-таки сложно.

Оставлен: 21 октября ’2016   09:42
Казалось бы всё знаю, но ловлю себя, что кое что надо учесть... Спасибо Людмилочка
93

Оставлен: 21 октября ’2016   10:47
Конечно интересно.Но время нужно чтобы разобраться в этой премудрости.Спасибо,Люда 


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Самозваные посредники меж Богом и людьми

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft