16+
Лайт-версия сайта

Добро и зло как субстанциональные сущности бытия. Продолжение статьи "Логика смерти"

Литература / Критика, философия / Добро и зло как субстанциональные сущности бытия. Продолжение статьи "Логика смерти"
Просмотр работы:
20 мая ’2018   00:08
Просмотров: 11253

Парадоксы истории развития человечества.

Вместо эпиграфа:

«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Философ Плотин.

…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны…
Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений, сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха, поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей. Уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при осаде городов, пользуясь открытиями и китайскими технологиями…
С изобретением ружья, стали убивать не только людей, но и охотиться с ним, что тоже делало жизнь намного легче и продолжительней. Ну и потом, постепенно началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне. А ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу противостоять Америке и НАТО, в качестве второй супердержавы!
…Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия, со временем перекочевывают в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:

…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных. Уже потом, стали использовать ракеты для аэрокосмических исследований!
…Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно!
Таких примеров десятки, сотни, тысячи…

Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению: в начале человеческого стада, потом племени, а потом и нации-государства. Ведь вместе было удобней, веселей и главное безопасней. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра над загнивающим озером!»
И все это происходило в целях защиты жизни, во время разного уровня и масштаба, столкновений – военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности…
Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные татаро-монголы – небольшая народность из глубин Центральной Азии, завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
И несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой парадоксальным образом прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи.
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
…Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходит техническая и социальные революции, названные «глобализмом»!
Но и в человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд в свое время, правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс обусловленный «репрессиями» как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных этических понятий.
Гегель, в свое время определили основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет тому назад.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов, Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие в результате борьбы противоположностей переходило на новый этап развития.
Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку энергии жизни, при столкновении противоположностей, происходящей от вечного противостояния и столкновениях добра и зла…
А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла»?
Я сам несколько раз пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: «Душа человека – христианка», есть неоспоримая истина.
Но тогда, возникает вопрос: Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
…И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос, прихожу к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом доставшемся ему от наших предков – животных…
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
Примеры:
В буддизме – цель жизни, освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве, существует доктрина, в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай, где царит вечное добро и порожденное им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета говорил: «Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире…
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
В определённом смысле и такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
Но, так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
В биологическом и даже геологическом смысле, смерть, побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия. Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни, к её вневременному продлению общего в природе, именно через смерть частного!
И потому, смерть понимаемая как зло, является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое, в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
…Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом «стаде», и впоследствии зафиксированного на уровне «умственного», интеллектуального ДНК…
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества…
…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток все привести к одному изначальному знаменателю…


Май 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 20 мая ’2018   20:38
Я добавлю только свой взгляд на вышесказанное. Смерть неразрывно связана с первородной виной. То есть, это суд Божий и наказание. И эту вину родители передают своим детям. Именно с этим связана вся история человечества, и руководит этим не борьба противоположностей, а Господь Бог, и называет это спасением. А останавливается этот процесс на святом, то есть у святого отсутствует воля на зло. И в нём же восстаёт весь род, как и во Иисусе Христе (помилование). А Плотина лучше держаться подальше, а то вам тогда и Антоний Сурожский не поможет. Лучше так смотреть на историю развития человечества, по-христиански.

Оставлен: 02 июня ’2018   20:05
Возможно ведь предположить, что изначально люди были более свободны в своих мыслях и поступках, а вот со временем превратились в стадо с иллюзией свободы.
Можно предположить, что новые изобретения были необходимы именно в быту и лишь впоследствии, а это между прочим не один век, приближаясь к стадному образу жизни — появилась борьба за ресурсы.
История развития человечества насчитывает огромное количество изобретений, которые должны были сделать мир лучше, но увы. Очень часто нам в руки попадает инструмент, пользоваться которым научаться лишь наши правнуки или даже их дети.
Любое проявление агрессии говорит о духовной бедности, и никак не о движении вперёд. Невозможно двигаться вперёд по кругу.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВОЛГА - МАТУШКА РЕКА. Авторская мелодекламация

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft