"Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе".
Своеобразие той или иной философии во многом зависит от формулировки основноговопроса ее.
Долгое время в философии основным считался вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи.
Философы при этом разделились на два больших лагеря - на материалистов и идеалистов.
Идеалисты признают первичным идею, дух, сознание, а материальное считаютпродуктом духовного.
Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи.
Однако, характер философствования может опосредоваться также и такими принципами, как монизм, дуализм, триалогизм и плюрализм.
Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией.
Но он отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религиябазируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога
Согласно же материалистическому монизму в качестве единого первоначала всего сущего выступает материя. А сознание считается продуктом мозга - высокоорганизованной материи.
Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал - сознания (духа) и материи.
А плюрализм считает равноправными самые разные точки зрения.
Монизму, дуализму и плюрализму противостоит триалогизм, признающий равноправие трех альтернативных начал, существующих лишь совместно и взаимообусловлено.
Триалогизм рассматривает и изучает окружающую действительность как иерархическую систему из тройственных систем триаль /от "три" и "-альтернатива"/, где три крайне альтернативные подсистемы каждой тройственной системы могут существовать лишь совместно и взаиообусловлено.
То есть. Согласно триалогизму, основными вопросами философии должны стать: вопрос о равноправности трех альтернативных основных субстанций Бытия;
вопрос о равноправности трех альтернативных основных субстанций каждой из трех альтернативных основных субстанций Бытия;
вопрос о субстанциальности, триальности и атриальности окружающей действительности, представляющей собою единство Бытие, иерархической статической системы триалей Бытия и самоорганизующейся динамической системы систем круговорота атриалей субстанциальных триалей Бытия.
Таким образом, обращение к ивестным понятиям "субстанция", "иерархия" и "круговорот", и новым понятиям "триаль", "триаль бытия" и "атриаль триали бытия" при осмыслении явлений и процессов окружающей действительности позволяет подойтти к поиску ответа на основной вопрос философии исходя из триединства принципов субстанциальности, триальности и атриальности триалогизма.
Иерархическую статическую систему триалей Бытия и динамические системы круговорота атриалей триали бытия наглядно можно представить в виде простых или цветных классификационных схем, таблиц и фигур.