16+
Лайт-версия сайта

Как пишут мастера пера?

Литература / Литобзор / Как пишут мастера пера?
Просмотр работы:
17 октября ’2017   23:57
Просмотров: 13095

В предыдущей статье я рассказал, как писать не надо, точнее как не надо писать, если Вы хотите, чтобы Вас читали. А теперь познакомлю с современным стилем бестселлеров.
Автор Горъ Василий, общий тираж опубликованного: 212 300 экз.
http://budclub.ru/g/gozalishwili_w_t/

Вначале небольшое отступление о стиле старом и новом. Когда-то, во времена Пушкина и Чехова, книга была большой ценностью, а у людей было много свободного времени, жизнь текла медленно и неторопливо. Книгу если покупали, то садились ее читать всем семейством, обсуждали каждый персонаж, каждый эпизод. Поэтому в начале автор мог позволить себе описать место действия, главных героев, понемногу вводя читателя в канву сюжета, все равно, раз купили, то прочитают.
Сейчас не так – человек взял книгу, полистал, прочитал полстранички, отложил, взял другую. Если купил, то читает в транспорте, урывками и нужно ему развеяться, побывать в мире грез и героев, а вовсе не вчитываться в нудные описания обстановки и характеры персонажей. Как же писать теперь?

Теперь пишут иначе – сразу, с первой страницы вводят читателя в водоворот действия, характеристики персонажей даются незаметно, несколькими мазками, так, чтобы не дай бог не утомить читателя нудным описанием. Привожу первый абзац романа.

«Король Шаграт Второй, Латирдан.
...Ухо снова обожгло болью. Такой острой, что Шаграту стало не до письма. Аккуратно отложив в сторону перо, он прикоснулся к мешочку с солью, привязанному к щеке, и недовольно поморщился: тот оказался лишь ненамного теплее его руки.
- Уже остыл, сир? - поинтересовался телохранитель.
- Да... Пусть Риман принесет горячий...
Шуго кивнул, скользнул за тяжеленную портьеру, открыл дверь в коридор... и, получив страшный удар в грудь, взлетел в воздух.
Время дрогнуло и остановилось: телохранитель еще летел спиной вперед, прижимая подбородок к груди, округляя плечи и пытаясь выхватить из ножен меч, а Шаграт уже рвал жилы, чтобы опрокинуть тяжеленное кресло и выскользнуть из-за стола.»
«Меченый. (Меченый - 1)» Горъ Василий
http://budclub.ru/g/gozalishwili_w_t/neljudx.shtml

Что мы видим? Первое конечно действие сразу, никаких введений, с первого абзаца драйв, приключения, что и надо современному читателю.
Второе и это мы понимаем только после тщательного анализа – незаметно нам дается образ короля. Монарх видимо средних лет, работает даже по ночам, деятельный и вместе с тем это воин, когда надо он действует сам, быстро и расчетливо, не надеясь ни на стражу, ни на телохранителя, которого вероятно убивают заговорщики, хотя явно это не сказано.
Второе – смотрите, как умело передано сжимающиеся в минуту опасности время! Вначале спокойная работа короля с документами, беспокойство от больного уха, разговор с телохранителем и вдруг нападение! Сразу переход от созерцания к действию, уход от стрел, кувырок. И как передана скорость? А очень просто! Вместо последовательного описания, отдельное, отрывочное. Это известный прием – чем больше скорость действия, тем более короткие фразы. Примерно так и в жизни – панораму мы видим, медленно обозревая окрестности, а много ли видит бегун, который участвует в соревнованиях по кроссу? Только отдельные кадры, куда ногу поставить.

Посмотрим еще раз:
«...Рукоять спаты , обтянутая шершавой кожей иннара , прыгнула в ладонь - и время устремилось вперед. Вдвое быстрее, чем обычно: за спиной Шаграта коротко свистнул меч, хрустнули перебиваемые кости, и раздался булькающий хрип из перехваченного горла...
'Кого-то достал...' - мысленно отметил король, сорвал со стены кулачный щит и развернулся...»
«Меченый. (Меченый - 1)» Горъ Василий
http://budclub.ru/g/gozalishwili_w_t/neljudx.shtml
Отдельными короткими мазками создана картина боя. Примерно так и человек видит – прыжок, поворот, противник, звуки и не более.

Как долго держать читателя в напряжении? А ведь читатель тоже устает, когда сопереживает герою, уходящему от преследования заговорщиками. Страницы три, не более, а то читатель устанет, хорошенького понемножку. Наконец и король бесконечно бежать не может, он устает и это естественно, а то был бы фарс, если бы он неделями бешенно носился по страницам книги.

Посмотрим, как разговаривают персонажи разного социального положения. Король, спасаясь от заговорщиков по скрытому ходу в стене пробрался на голубятню, чтобы написать и послать союзникам письмо о мятеже с почтовым голубем:

«- Может, писаря позва-... - начал, было, голубятник, потом наткнулся на бешеный взгляд сюзерена и побледнел: - Простите, сир! Уже несу следующий!
Срывать злость на ни в чем не повинном старике было глупо, поэтому Шаграт заставил себя успокоиться .....
- Запечатай и отправь графу Мирдиану Уллирейскому... - присыпав письмо песком, приказал король.»
«Меченый. (Меченый - 1)» Горъ Василий
http://budclub.ru/g/gozalishwili_w_t/neljudx.shtml
Голубятник не понимает тяжести ситуации, пытается услужить как всегда, когда надо действовать быстро. Король только бросил гневный взгляд и тот сразу изменил тон. Король отвечает ему спокойно, он отдыхает от пережитого кошмара. И еще – мы видим, что монарх четко контролирует себя, понимает, что старик не виноват в медлительности и кричать на него нечего. Да, это идеальный, хладнокровный руководитель, качества лидера – самоконтроль и думать и о подчиненных.

После вводной главы, предназначенной для завлечения читателя, чтобы читатель заинтересовался дальнейшей судьбой короля, начинается собственно повествование. Темп действия замедляется – теперь пусть чтение идет размеренно и интересно, нужно дать читателю осмыслить сюжет.

Действие происходит и во дворце и в харчевне, везде разная публика, разговоры у них соответствуют их общественному положению, образы яркие, запоминающиеся. Персонажи, кстати хмыкают, икают, запинаются – все, как у обычных людей в обыденной жизни. Это дает эффект присутствия, сопереживания.

Что можно сказать – читайте авторы не друг друга и не пишите похваляшки, а учитесь у настоящих писателей. Обычный читатель проглатывает книгу за несколько дней, а если это автор, то стоит подумать и подметить и приемы настоящего писателя и стиль и темп повествования. Все это полезно, если замечать и анализировать. Не боги горшки обжигают, когда-то все были начинающими, но одни поднялись, а другие остались на том же уровне.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВОЛГА - МАТУШКА РЕКА. Авторская мелодекламация

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft