16+
Лайт-версия сайта

Роль истории и элит в формировании нации и государства

Литература / Обществоведение / Роль истории и элит в формировании нации и государства
Просмотр работы:
02 ноября ’2015   20:23
Просмотров: 16208

Чем нация отличается от этноса (народа)? Наличием государства, как «политической организации общества». Не каждому народу по плечу выработать и создать в процессе своей истории государство. Особенно неустойчивы государственные образования у кочевников, будь то империи гуннов, аваров или монголов.

Поэтому не каждый народ сможет называться нацией, даже если он и имеет государство. Только доказав ходом своей истории, субъективность своей политической жизни, он заслуживает право стать нацией, то есть хозяином своей исторической судьбы.

Очень существенным признаком нации является национальное самосознание, которое есть не что иное как осознание своей исторической, культурной, языковой и политической общности.  А последняя возможна только при наличии государства, возникающего тогда, когда данный народ превращается из объекта истории в субъект, то есть творца своей судьбы.  Но для этого необходимы выдающиеся для своего времени вожди, какими, например,  стали для русского народа Дмитрий Донской в 1380 г. и Иван III в 1480 г., Петр I в 1709 году, Сталин в 1945-м, Путин в 2014 - 2015 гг.

Огромное значение в становлении русских как этноса и политической нации имела Куликовская битва.
«Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю осталось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны.

Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовчане, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущих в разных городах.

И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения»
Лев Гумилев От Руси до России Очерки этнической истории М. 2015 «Русское слово» с. 159

О генезисе русской государственности историк 19 века С.М. Соловьев:

«И в XVII веке, как и в X, из общества продолжали выделяться люди, у которых «сила по жилочкам так живчиком и переливалась, которым было грузно от силушки, как от тяжелого бремени, и которые шли гулять в поле, в степь.

Эти богатыри древности в новейшее время носят название козаков, быт, подвиги богатырей древних сходны с бытом, подвигами козаков, и народное представление верно отождествляет эти два явления, разнящиеся только именем, но и здесь народная песня уничтожает различие, называя, например, Илью Муромца старым козаком.

Мы видели, что в эпоху образования государств выделение подобных людей и образование из них военных братств, дружин с избранным вождем, ведет обыкновенно к образованию государства, к началу исторической жизни, исторического движения для народа, из подобных людей образуется высшее вооруженное, народонаселение, которое так или иначе определяет свои отношения к остальной, невооруженной, массе народа.

Но если государство уже образовалось и …продолжается выделение подобных людей и образование из них военных обществ подле государства, то это сопоставление ведет к важным отношениям…

Если государство слабо, то напор дружин на него увенчается успехом, мы знаем, чем кончилась судьба Римской империи под напором германских дружин: они вошли в области империи и образовали здесь высшее, т.е. военное, сословие.

В XVII веке на востоке Европы произошло подобное же явление: воспользовавшись слабостью Польского государства, гонениями на русскую веру козачество после долгой борьбы успело взять верх, истребить, вытеснить прежних землевладельцев на Украйне и из своей старшины образовать новое высшее сословие в стране».

(С.М. Соловьев История России 1676 – 1703 т. 13 с. 53 – 55 М.2001).

Тем не менее, это "высшее сословие" так и не смогло самостоятельно освободить Украину от власти поляков. Лишь при помощи России малороссы-украинцы воссоединились с великороссами, уже отковавшими в борьбе с ордынским владычеством свое государство, и в составе оного они получили ограниченную автономию в виде гетманства.

Но предательство гетмана Мазепы в 1709 году показало сколь опасно это для целостности государства российского и при Екатерине Великой, после присоединения Крыма в 1784 году к России, были упразднены последние вольности и привилегии казацкой старшины, а сама Запорожсая Сечь была преобразована в Кубанское и Черноморское казачьи войска.

1917 год вместе с крушением монархии принес мазепинцам в шароварах слабую надежду на обретение своей государственности. Счастье, пусть и урезанной самостийности, привалило им оттуда, откуда они и не ждали – от Ленина, задумавшего создать федеративное коммунистическое государство СССР, куда вновь испеченная Украина вошла как союзная республика да ещё и с включенными в её состав землями и населением Новороссии.

И все же горбачевская перестройка позволила через подарок с барского плеча «царя» Бориса в Беловежской пуще наконец-то получить вожделенную незалежность украинской державы.

Казалось бы «дело в шляпе», да вот незадача – не заладилась жизнь при самостийности. Особенно после двух майданов так похожих на казацкие сходняки в Запорожской Сечи. Кризис украинской государственности проявился и в выборе государственной идеологии.

Реабилитация мазепинства после 1991 года, а вслед за ним и бандеровщины привели к выходу Крыма из состава Украины и гражданской войне с Донбассом, выступающим за федерализацию страны, в отличие от захвативших, в результате госпереворота, власть в Киеве сторонников «едыной Украйны».

«Борьба кончилась иначе для козачества с другим государством восточной равнины, Русским, или Московским, но борьба шла сильная, отчаянная.

В XVI веке русский царь взял Казань и Астрахань, вся Волга теперь находилась в русских руках и пустынное пространство по западным её притокам и переплетающимся с ними притокам Дона стали безопасны. Но вместо татар немедленно здесь появляется козачество.

Его гулянье по Волге не давало покоя ни своим, ни чужим. Грозный принял сильные меры против богатырей; как обыкновенно бывало, когда козачеству преграждались привычные пути для гулянья, оно бросалось в какую-нибудь другую сторону, в какое-нибудь отдаленное предприятие, так и тут на первый раз, прогнанные с Волги, козацкие шайки бросились на Каму и оттуда проложили дорогу за Уральские горы, погромили улус Кучумов, или так называемое Сибирское царство.

При сыне Грозного козачество снова усиливается на Дону, и отношения его к государству нисколько не обещает последнему спокойствия со стороны степи.

При Годунове государство снова готовится к решительным мерам против козачества, но является самозванец, наступает Смутное время, т.е. козацкое царство; борьба снова принимает свой настоящий характер, характер борьбы земских людей московского государства с козаками, которые являются грубее литвы и немцев и стремятся утвердить свое господство, возведши на свой престол своего вождя, своего царя.

Вопрос ставится ясно: бояре и все люди московские присягают польскому королевичу, чтобы не быть в рабстве у своих прежних холопей-козаков при торжестве калужского царика.

Возбуждение религиозного интереса вследствие замыслов Сигизмундовых, давшее знамя, средоточие для жителей Московского государства, давшее им возможность высвободиться из прежней разрозненности для общего дела, указавшее им единство не народное, не государственное, но религиозное – общую купель, в которой они крестились в православную веру, – это религиозное воодушевление, разумеется, главным образом послужило против козаков.

Таким образом, козакам не удалось воспользоваться благоприятными для них условиями, государство восторжествовало; но казачество не отказалось от борьбы.

Запертое турками в устье Дона, оно ждало отважного и счастливого вождя для проложения другой дороги. Богатырь-чародей явился – Разин; толпы его перебросились на Волгу, на Яик, в Каспийское море, погромили персидские берега; но Персия была покрепче сибирского юрта Кучумова, и Разин не мог поклониться царю Алексею Михайловичу Персидою, как Ермак Тимофеевич поклонился Грозному Сибирью.

Принужденные возвратиться к Каспийскому морю, не имея надежды, чтобы Московское государство беспрепятственно стало пропускать их в устье Волги, толпы Разина опрокинулись на государство, поднимая низшие слои народонаселения против властей, как было в Смутное время; но государство, несмотря на все свое истощение, было сильнее козаков,
Разин погиб на плахе в Москве.

Впрочем, разинское возмущение не было последним действием борьбы государства с козаками: в новой русской истории увидим Булавина и Пугачева»

(С.М. Соловьев История России 1676 – 1703 т. 13 с.55 – 56 М.2001)

…и Ленина – этого «Пугачева с университетским дипломом». Ленин заложил основы государства нового типа, где всем заправляли не мужи (так называли дружинников, а потом дворян в московской Руси-России в отличие от мужиков, всей остальной невооруженной части мужского народонаселения), патриции, знать, а плебс, меньшие люди, голытьба.

Даже Рабоче-Крестьянскую Красную Армию пытались создать на чисто классовой основе. Не получилось. Пришлось через систему заложничества привлекать в неё бывших царских офицеров, военспецов.

Перед угрозой войны с гитлеровской Германией Сталин дал отмашку на реабилитацию знаковых фигур российской истории: Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Ивана Грозного, Петра Великого, видимо резонно надеясь на русский патриотизм, а не на внушаемый пропагандой советский интернационализм.

И, как показали грозные испытания войной с фашизмом, не обманулся в своих расчетах.

За годы войны с фашизмом сформировался новый вид патриотизма – советский. Не случаен был, в связи с этим массовый героизм и самопожертвование представителей многих национальностей, отмеченный присвоением звания Героя Советского Союза свыше 11 тысяч бойцам и командирам армии и флота.

Были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Ушакова для награды советских военачальников. А вот имена «защитников народа» Степана Разина и Емельяна Пугачева не удостоили подобной чести, так как в стране шла Великая Отечественная, а не гражданская война. Даже в знаменитом обращении к народу 3 июля 1941 года Сталин, вместо привычного для уха советских граждан слова «товарищи», употребил евангельско-церковное: «братья и сестры».

Но вместе с СССР канула в Лету и гордость советских людей за свой «серпастый, молоткастый, советский паспорт».

После 1991 года в связи с реставрацией капитализма началось становление нового, российского национального самосознания, где место провозглашенной Брежневым «общности – советский народ», постепенно заняла иное, не идеологизированное понятие – российский народ.

Сохраняя преемственность с советской эпохой равенства и братства, оставили в вооруженных силах и милиции/полиции обращение «товарищ».
При этом, попутно, в других сферах жизни общества вошло в обиход «дамы и господа».

Базой для формирования новой политической элиты страны стало признание всеми политическими партиями Конституции 1993 года как основы для созидания новой, постсоветской реальности.

Вместо диктатуры партии, закрепленной в статье 6 предыдущей, брежневской Конституции 1977 года в виде "руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе", была объявлена "диктатура закона".

Элита играет ведущую роль в формировании национального самосознания. Князья Рюриковичи создав, по выражению К. Маркса, «свою империю» в домонгольский период развития Руси обеспечивали её единство как сбором дани с подвластных им территорий, так и межусобицами в период феодальной раздробленности, пытаясь по очереди или вне её, овладеть киевским великокняжеским престолом дабы считаться старшим в иерархии князей Русской Земли.

После монгольского разгрома Руси, спустя столетие династия Рюриковичей смогла сохранить свою власть, пусть и как улус Золотой Орды лишь в Северо-Восточной Руси, ставшей после освобождения от ханской власти ядром формирования Великороссии.

Юго-Западная Русь и Белая Русь, ставшие составной частью Литовского княжества, а после объединения с Польшей, Речью Посполитой, утратили своих прежних вождей Рюриковичей, что сыграло в дальнейшем негативную роль в осознании и идентификации себя как составной части русского народа у жителей польской украйны, а также тщетных попытках строительства собственного государства, при которых последующий лидер "укронации" был, как правило, ещё хуже предыдущего. А "каков поп - таков и приход".

Духовной скрепой объединяющей нацию может стать или национализм или патриотизм. В России, как в многонациональном государстве первое самоубийственно, второе - плодотворно.

Постсоветская элита Украины выбрала в качестве государственной идеологии гнусный национализм бандеровщины, исключающей право других народов нэньки на физическое существование. Результат такой близорукой политики мы видим налицо.

"Россия смогла стать снова великой только потому, что на её территории состоялся центр собирания русских земель и, соответственно, располагалась столица. Четыреста лет Москва и ещё двести лет Петербург работали кадровым пылесосом, высасывавшим с имперских окраин самые разнообразные таланты, но в первую очередь администраторов. Это естественно, талантливый человек всегда стремится реализоваться. Человеку искусства нужна аудитория. Имперская столица предоставляет ему выход на мировую аудиторию, возможность конкурировать с лучшими творцами человечества. Учёный может состояться только в том случае, если он общается, работает конкурирует с лучшими умами в своей области. Ни с заполярных стойбищ, ни с южных хуторов, станиц и аулов, выход в большой мир не открывается. Если талант не вырвался оттуда, то он достигнет хуторского предела и на этом остановится...

Если флот ваш – четыре лодки, охраняющие от контрабандистов пограничное озеро или реку, то и Бонапарт или Суворов у вас не появится – негде будет развернуться таланту. Аналогично обстоит дело с управленцами. Ни Пётр, ни Сталин, ни Путин не могут появиться на хуторе. Они не разбираются в вопросах свиноводства, садоводства или огородничества, у них совсем другие таланты. Имперской элитой после распада СССР обладала только Россия. Это и дало ей решительное преимущество перед всеми остальными постсоветскими странами, располагавшими только элитой провинциальной".
https://ladik2005.livejournal.com/492232.html
Свидетельство о публикации №348569 от 2 ноября 2015 года





Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 02 ноября ’2015   20:51
Интересная статья.

Оставлен: 02 ноября ’2015   20:59
Спасибо, Мефодий.


Оставлен: 03 ноября ’2015   15:19
Володя,очень интересная и познавательная работа! Спасибо!!!

Оставлен: 03 ноября ’2015   15:23
Спасибо, Светлана.


Оставлен: 05 ноября ’2015   18:21
Красивая работа. Идеалогию нам объявили что она у нас теперь новая, но вот только конкретно Идеалогию никто не слышал - у кого не спрошу все твердят про " План Путина" . Сергей спасибо - работа Ваша очень понравилась.

Оставлен: 05 ноября ’2015   19:48
Благодарю вас за отзыв, оценку. Идеология, мне представляется, была у нас и есть одна - любить свою страну и кто бы и как в ней не правил, не пытаться, как власовцы, её "освободить" с помощью Гитлера и ему подобному. С уважением Владимир.


Оставлен: 07 февраля ’2016   15:48
Почему у укров не получается создать нацию: гражданскую или политическую и, тем более этническую?
Начнем с последнего. Украинцы не этнос, а историческая и политическая провокация со стороны своих бывших хозяев, поляков и австрийцев, направленная против русских и России.
Из первого вытекает второе: кривда до добра не доведет. А кривда заключается в тезисе: "Украина не Россия".
Нация не может быть построена на совершенно искаженной и фальсифицированной собственной истории про укров, якобы "выкопавших котлован под Черное море". Страна верящая в подобную чушь автоматически превращается в чеховскую "палату № 6", как когда-то превратилась Германия, поверившая Гитлеру про свою арийскую исключительность.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft