"Вдохновение состоит в том,
что вдруг открывается то, что
можно сделать. Чем ярче вдохновение,
тем больше должно быть кропотливой работы
для его исполнения".
Л.Н.Толстой
Опущенные плечи. Потухший, равнодушный взгляд.
Усталый вздох. Во всём читается: "Ох, глаза бы мои вас не видели!" Учитель "выдаёт" материал урока и со звонком (наконец-то!) быстро покидает класс.
Бывает и так: глаза горят недобрым блеском, сталь в голосе, раздражительный тон. Всем своим видом учитель даёт понять: "Вот я вам сейчас задам перцу!" И растрачиваются нервы, здоровье на выяснение отношений, нудное морализирование. И уже по разные стороны жизни учитель и ученики.
Я ничего не придумываю. К сожалению, такие типы учителей встречаются чаще, чем бы этого хотелось. Но оставим это на их совести.
А нам пришла пора поговорить о вдохновении, о его роли в нашей учительской жизни.
Вот как говорит об этом К.Г.Паустовский: "... вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой... поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. Вдохновение - как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок".
Кто-то может возразить:"Позвольте! Но К. Паустовский рассуждает о вдохновении ПИСАТЕЛЯ, ПОЭТА! Вы слишком многого требуете от учителя!"
Да. Я знаю: не всем по душе мои "романтические" сравнения. Скажу больше: в частном разговоре моя коллега выразилась так:"Пишешь о радостях учительского труда?! Это в наше-то время?! По тебе плачет психушка."
Что я испытала в этот момент? Недоумение. Боль. Конечно, обиду. И - жгучее желание продолжать начатое дело.
Думается, писателю гораздо легче. Вдохновение у него может появиться и может иссякнуть. До следующего появления.
У учителя всё сложнее. Его вдохновение - неиссякаемый источник, иначе, по мудрому замечанию Шекспира, "порвётся связь времён". Благоухающий оазис урока превратится в безжизненный песок, а голос учителя уподобится "гласу вопиющего в пустыне".
Где же и в чём черпать учителю ВДОХНОВЕНИЕ?
Очевидно, это всё очень индивидуально. Поделюсь, как это происходит у меня.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Картинка - инет.
Напоминаю: всё это написано в 1992 году.
Перепечатываю без всяких исправлений.
-
Свидетельство о публикации №181587 от 11 апреля 2015 года
И здесь я совершенно согласна. Если учитель не вдохновлён соеё темой, то отклика в глазах учеников не будет никогда. Я бы добавила, Леночка, что учитель должен быть ещё и артистом, умеющим увести за собой свою аудиторию.
Такой была наша Алевтина Васиьевна, о которой я уже писала. Звенел звонок с урока, а мы не слышали его, продолжаали слушать её вдохновенное чтение стихов.
Согласна! Это я назвала ДАР ИМПРОВИЗАЦИИ! Ну, а умение декламировать, сочинять стихи и прозу - это тоже хорошо для учителя словесности. Вот и артистизм!)))
Валерочка! Если не ПРОФИ, тогда зачем 40 лет быть учителем словесности?!))) Но всегда и сейчас постоянно учусь быть человеком и учителем. Только так!!!
Леночка, к твоим примерам "учителей" могу прибавить еще столько же. Школьники слышат и такое: "Ох! Наконец-то, отлаялась!". Моя дорогая, если вернуться к вдохновению, то это абсолютная реальность, особенно для нас - учителей словесности. Ведь мы на каждом уроке, как на сцене. Это понятно только нам с тобой и тем, кто это испытал. Мне даже в ВУЗе было мало самих лекций и я открыла студенческий театр. А как без ВДОХНОВЕНИЯ!!!
Ты права! Учитель - это учитель. Просто есть учителя ТВОРЦЫ, а есть учителя формалисты. И это факт.) И если учитель не состоялся - или не ту профессию выбрал, или не состоялся как личность. Видимо, я в своих суждениях более жёсткая.
А теперь, о главном. Давай всем скажем, что нет такого понятия - плохой учитель, как нет понятия плохой врач, или плохой повар.......... Прибавляя эпитет "плохой", ты сразу лишаешь человека профессии. И это истинно!