16+
Лайт-версия сайта

17. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. «МАМАЙ ПРОШЁЛ, А МЫ И НЕ ЗАМЕТИЛИ»

Литература / Очерки / 17. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. «МАМАЙ ПРОШЁЛ, А МЫ И НЕ ЗАМЕТИЛИ»
Просмотр работы:
23 августа ’2012   02:35
Просмотров: 21963

17. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.

«МАМАЙ ПРОШЁЛ,
А МЫ И НЕ ЗАМЕТИЛИ»

Уникальное трансэпохальное сравнение генофонда насе-ления провели под эгидой АН РТ в лаборатории молекулярно-генетического анализа КГУ. Несколько лет Казанские биологи набирали материал для анализа - костные останки из древних захоронений на территории Татарстана, а также образцы крови сегодняшних жителей республики.

Из сотни имеющихся образцов костей из Танкеевского, Старо-Куйбышевского, Усть-Иерусалимского могильников уста-новлено, что все "носители" костей были европеоидами.
В XII-XV веках на территории современного Татарстана проживали исключительно европеоиды.
– А что показал анализ ДНК ныне живущих татарстанцев?

- Признаться, мы были удивлены, когда изучили митохон-дриальные ДНК 200 татар и 200 русских из Казани, Азнакаева, Буинска, Высокой Горы и обнаружили монголоидные гаплогруп-пы всего лишь у двоих - одного русского и одного татарина, - рассказывает аспирант кафедры биохимии Ольга Кравцова. - Мы ожидали, что процент монголоидности будет выше, ведь пе-риод монгольских завоеваний длился достаточно долго.

Но оказалось, что и после того, как "Мамай прошёл", боль-шинство жителей Татарстана остались европеоидами. И с гене-тической точки зрения можно утверждать, что мы являемся прямыми потомками тех европеоидов, которые жили на терри-тории Татарстана сотни лет назад.

Что ж, теперь уже на молекулярном уровне доказано, что татары, проживающие в Татарстане, равно как и русские, имеют крайне мало общего с монголами. Генетики утверждают, что монголоиды нам точно не родня.
Ольга МАЧНЕВА.
Газета «Вечерняя Казань» от 28. 01. 2005 года. http://urmai-urmaevo.ucoz.ru/news/mamaj_proshel_a_my_i_ne_zametili/2009-10-04-238
*


КАК МАМАЙ ПРОШЁЛ…

Моя мать часто говорила это выражение. В школе она училась мало – не было обуви и одежды. Следовательно, свои знания она черпала у родителей и окружавших её людей. По-скольку это выражение очень крепко сидело в её мозгах, то можно сделать вывод о том, что не хан Батый, а именно Мамай оставил такой мощный разрушительный след на Руси, что это не только запомнили, но и ощутили всей кожей наши предки и пе-редали свой ужас от Мамаева разорения на генном уровне по-следующим поколениям.

Если хан Батый, покорявший русские крепости, уводив-ший людей в полон, считался вполне адекватным и не оставил о себе каких-то особых примет, и даже больше – в глазах потом-ков стал Батей – любимым словом подрастающего поколения и солдат, которые так величают хороших командиров, то Мамай, несмотря на своё родство с родным словом «мама», и до сих пор вызывает к себе мерзкое отвращение. Что же было такого преступного в действиях Мамая, через какую такую грань он переступил, что это навсегда сделало его «уродом»?!

Кстати, русские часто пугают детей словом Бабай, что у татар означает Дедушка. «Вот придёт Бабай и заберёт тебя с собой!» Но данное «пугало» не совсем страшное, это как Бабя Яга – ворчливая, вечно недовольная, но, в конце концов, даже по-могающая гостю преодолевать какие-то преграды.

Может быть, хана Батыя просто забыли люди, поскольку совершал он свои нападения в 13 веке, а Мамай – в 14?! Но что такое всего-то один век в памяти жителей! Да почти ничего… А может быть, хан Батый, пройдя по Северо-Восточной Руси и по югу Киевской Руси просто на оставил о себе никаких воспо-минаний, поскольку он не затронул территорию Верхней Оки?!

А оборона города Козельска, находившегося в нынешней Калужской области?! Разве она не оставила о себе ярких вос-поминаний?!

Наверное, военные действия в то время уже не пугали людей. Привыкли к ним. Хан Батый взял Рязань штурмом, спа-лил её дотла. Но то же самое, за несколько лет до Батыя, сделали и русские князья – также взяли Рязань штурмом и также её спалили… Поэтому никто и не пришёл на помощь Рязанским князьям, поскольку, если и не всех, то многих русских князей тогда обуяла страсть наживы, феодального обогащения за счёт других. И всё это делалось на фоне православных храмов и ре-лигиозных заповедей: не укради, не убий, не прелюбодействуй.

Однако и русские князья, молясь Богу, не считали зазор-ным убивать друг друга, отнимать чужих жён. Поэтому и не уди-вительно, что и хан Батый возжелал обладать женой Рязанского князя и жёнами его приближённых. На что от князя Рязани по-следовал ответ: «Когда нас не будет, можешь взять всё!»

Из истории мы знаем, что Брянские князья воевали со Смоленскими, Рязанские и Тверские – с Московскими, другие – с третьими, третьи – с четвёртыми. Одним словом, шла граж-данская война, причём не одно столетие. Если бы не было хана Батыя, что могло бы быть?! Скорее всего, русские земли вошли бы в состав Великого княжества Литовского. Да, какая-то часть, от Днепра до Буга, вошла, но не все. В истории нет сослагатель-ного наклонения: если бы, да кабы…

Появился хан Батый и всех русских князей и не русских построил в одну шеренгу: «Стройся! Слушай мою команду! От-ныне я здесь хозяин и вы будете выполнять то, что я вам при-кажу!» Простому народу, говорившему русским князьям, отни-мавшим у них последние пожитки, поскольку они принадлежали не их князю, «будет и нашей улице праздник», это понравилось. Ему, простому люду, всё равно, кто над ним хозяин – потомок викингов или монголов…

Главное, чтобы – справедливо и был достаток в доме.
… Обманом взяв город Киев, всеядные Рюрики-орёлики стали рулить туда, где можно было больше поживиться. И, прежде всего, захватывать лесные волости, где было, на их взгляд, скоплено большое богатство.

Всеядность хазар искоренил Рюрик, а беспредел рюрико-вичей остановил хан Батый. Потому русский народ на какое-то время вздохнул спокойно. Вспомним 40 лет тишины после Ба-тыева набега. Конечно же, народ воздал должное внуку Чингиз-хана. Когда же в Золотой Орде пошёл «раздрай», то и появился Мамай – «новый» татарско-половецкий «нелигитивный вождь», купленный генуэзскими купцами, состоящими в основном из евреев. Мамай прошёл – значит «полный беспорядок».

Выражение связано с именем татарского хана Мамая (1335-1381), правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и со-вершавшего опустошительные набеги на Русь. В 1380 его вой-ска были разгромлены Дмитрием Донским в Куликовской бит-ве. Упоминание в литературе: Островский А.Н. "Горячее сердце". http://dslov.narod.ru/fslov/164.htm

Как Мамай прошёл – полнейший беспорядок, опустошение, разгром. Выражение связано с именем татарского хана Мамая, совешавшего опустошительные набеги на Русь вплоть до 1380 года, когда его войска были разгромлены дружиной Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Мамай бежал в Крым, где и умер. О нашествии Мамая на Русь рассказывает-ся в древних русских летописях, а также в древнерусской повес-ти "Задонщина" и "Сказании о Мамаевом побоище"
HTTP://WWW.GRAMMA.RU/RUS/?ID=7.18&PAGE=1&WRD=&BUKV=

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку Московским войском, в 1377 на р.Пьяна разгромил не успевшее изгото-виться к битве Московско-Суздальское войско, разорил Нижего-родское и Рязанское княжества. В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но войско Бегича потерпело сокрушительное поражение на р.Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша. http://www.aliveinternet.ru/post163590568

Как Мамай прошёл: беспорядок, всё вверх дном, всё вверх ногами. В Интернете пользователь предположил, что, может, речь идёт не о конкретном Мамае, а просто употребляется татарское имя? Как, например, «бабаем» (татарское "дедушка") детей пугают. Ему в ответ: «Думаете, наши предки были настоль-ко глупы, что не могли отличить бабая от мамая?»
Что касается названия «Мамаев курган», то оно известно издавна. Вероятней всего, не имеет никакого отношения к пол-ководцу Мамаю. По мнению сотрудников музея, название идёт от тюркского слова, обозначающего «бугор, возвышенность».

Тем не менее, многие считают, что в городе существова-ла застава хана Мамая, и курган носит именно его имя.

Ещё один пользователь Интернета сообщил, что его дере-венские предки говорили чаще "как Мамай воевал" и означало это не "полный погром и разорение", а "крайняя степень бес-порядка", например, смятая постель.

Любопытно, что о Мамае знают не только русские. Так, в районе горы Мамай в Бурятии прошли традиционные гонки на снегоходах. Покорить природу и погоду приехали около 30 смельчаков. Об одной проблеме с «Мамаем и Батыем» расска-зывается в работе «Личные имена мамлюков», автор Назир Мустафирович Будаев. Источник http://buday.narod.ru//

Проблема в том, что имена Мамай и Батый не отвечают их высочайшему социальному статусу. «Тюрки, пишет Л.Гумилёв, не носили одного и того же имени от рождения до смерти. Имя тюрка ВСЕГДА указывало на его положение в обществе. Мальчиком он имел кличку, юношей – чин, мужем – титул, а если он был хан, то титул менялся согласно иерархической системе». ВОПРОС: почему Мамай и Батый носят «детские» име-на? Где их титулы? Где их социальный статус? Где эпитеты, достойные могучих мужей?

Предвижу возражение, мол, мамлюки и татаро-монголы – не одно и то же. Однако, тюркские имена, как и сами тюркские языки, очень консервативны и устойчивы. По сей день на всех тюркских территориях они встречаются в аб-солютно неизменной форме. МОЯ ВЕРСИЯ: эти имена присвои-ли Мамаю и Батыю не их современники и не знатоки языка и традиций татар, а некое лицо, отвечающее за правильное отра-жение прошлого в древних русских летописях.
http://www.chronologia.org/dcforum/DCForumID2/12844.html

Некоторые пользователи Интернета, те, для кого важно лишний раз побольнее «ущипнуть москалей», с ехидцей пишут:

«Возьмем хотя бы «хрестоматийную» Куликовскую битву, в которой «защищающиеся» Московско-Казанские войска «почему-то» оказались на «каноничной» территории Золотой Орды, возглавляемой великим украинцем ханом Мамаем. Вас, кстати, не удивляет, почему имя легендарного Украинского Казака Ма-мая, который издавна ходит по белу свету, борется за правду и помогает людям в беде, совпадает с именем выдающегося пол-ководца Золотой Орды хана Мамая?

Как свидетельствуют предания украинского народа, образ казака Мамая – это собирательный образ казака и украинца в одном лице во времена Казацкой Украинской Державы. Его изображения украинцы издавна помещали в своих хатах рядом с иконами; с его именем связано понятие «мамаюваты» – пу-тешествовать, вести казацкий способ жизни, а «ходить на ма-мая» означало – кочевать, идти, куда глаза глядят…».

http://www.smatveev.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2658:2011-09-26-08-30-23&catid=3:09&Itemid=8

Нас учили тому, что хан Мамай – монголо-татар, а тут вдруг «великий украинец»?! Может быть, выражение, «как Мамай прошёл» и говорит об измене родственного по рождению человека, грабившего своих, хуже, чем не родной хан Батый?!

Впрочем, тот, кто написал, что Мамай – «великий украинец», смешал Божий дар с яичницей. Благородный казак Мамай – это одно, а марионетка хан Мамай – это другое…


© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204120460






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 23 августа ’2012   05:15
ЗДОРОВО!!!

Оставлен: 23 августа ’2012   13:09
Василий Иванович,здорово Вы их разбили своим интеллектом!!!БРАВО!!!С уважением Виктор.

Оставлен: 23 августа ’2012   15:16
Спасибо! У Вас, профессора, учусь, Виктор Иванович!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft