16+
Лайт-версия сайта

216. В.Агошков. 9 земля. Почему так называется праздник КУПАЛА?

Литература / Очерки / 216. В.Агошков. 9 земля. Почему так называется праздник КУПАЛА?
Просмотр работы:
17 апреля ’2013   22:50
Просмотров: 20910

216. В.Агошков. 9 земля.

Почему так называется
праздник КУПАЛА?

ОДИН ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ и разгульных народных праздников – Иван Купала: так пишут составители календаря "Застолье" на 2003-й год.

Купала, Купало – в восточно-славянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу – народное прозвище Иоанна Крестителя – с 23 на 24 июня по старому стилю, - цитируем В.В. Иванова и В.Н.Топорова. Прибавляем к старой дате 13 дней и получаем: с 6 на 7 июля.

В 2003-м году в календаре видим: 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи; так что следует уточнить: вначале был Купала, которого церковь пыталась заменить Иоанном Крестителем, Иоанном Предтечей. Но всё, что ей удалось сделать – это соединить в народном сознании Купалу с именем – Иоанн: Иван Купала! Купала – от "купать" – вода. На Купалу обливают водою всякого встречного.

В 50-е ГОДЫ XXв на моей родине – в селе Становой Колодезь перед Купалой ребята заготавливали "насосы" из полых растений, а на палочку, служившую поршнем, накручивали столько материи, чтобы она не повредила сам насос. Поскольку такие насосы довольно таки быстро выходили из строя, то делали их несколько штук, на весь день.

В основном обливали водой, набираемой из всевозможных вёдер и тазов, себя и всех проходивших мимо, для чего иногда прятались в кусты. Особенное удовольствие получали от визга облитых таким способом девочек. Взрослых, конечно, не трогали. Те с улыбкой наблюдали за нами, не вмешиваясь в наши игры.

Насосы из растений позволяли нам обливать водою других за много метров. Сейчас же в основном стараются вылить на человека сразу ведро, что, конечно же, вредит празднику.

ИСТОКИ. Тогда мы не знали истоки этого праздника. Исследователи тоже не всегда едины в его оценках. Возможно, как пишут В.В. Иванов и В.Н. Топоров, обливание женщины связывалось с ритуалом вызывания дождя, плодородного дождя (см. статью "Перун").

Они же в статье "Купала" указывают следующее: "Купалой называли куклу или чучело (женщины или мужчины – сравни такую же куклу Костромы), которое в белорусских ритуалах называли также Марой (воплощение смерти), в русских песнях – ведьмой (в ритуалах "ведьму", конский череп или кости скота сжигают на костре).

Поэтому главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Купалу изгоняют, топят в воде, разжигают священные костры, через которые прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлеба и т.п.).

ВЫСКАЖЕМ НАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ на причину изгнания Купалы и потопления его в воде.

КУПИДОН – от латинского cupido – "сильная страсть", в римской мифологии божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту. Поэтому учёные не совсем правы, говоря о том, что белорусская Мара – это "воплощение смерти". Мара – от латинского АМУР – любовь. Не понятно, почему Купалу изгоняют, топят, чтобы получить высокий, т.е. большой урожай?!

Конец июня-начало июля – это время, когда хлеба только созревают. Во время роста не нужно вызывать сильную страсть. Те же В.В. Иванов и В.Н. Топоров указывают на индоевро-пейский корень *kup – со значением "кипеть, вскипать, страстно желать". Женщине, которая понесла, т.е. забеременела, не нужны сильные страсть и желание. Теперь её внимание должно быть обращено только на плод, который внутри её. Некоторые птицы во время любви приобретают яркий цвет, а после вновь становятся "серыми".

Распущенные волосы на голове девушки – очень красиво; замужняя женщина волосы должна убрать под платок: теперь она за’мужем, за му’жем, и ей незачем ещё раз привлекать к себе внимание другого мужчины. Вульгарно распущенные волосы по плечам замужней женщины говорят о её половом распутстве, и поэтому о такой "красавице" говорят: распущенная, т.е. пустая (щ//ст): женщина, которую пустили, упустили из рук!

ПУСТОЦВЕТ – ПУСТОЙ ЦВЕТ. Чтобы из зерна не получилось пустых цветов – пустоцветов, и сжигали Купалу – сильную страсть, неопродолимое влечение, желание. С этой целью обливали водой и женщину, дабы остудить её страсть. Я вспоминаю, как моя мать два или три раза на моих глазах (на самом деле, возможно и больше) привязывала курицу верёвкой к забору, если птица, вместо того, чтобы сидеть в гнезде на яйцах для выведения потомства, вдруг начинала разгульную жизнь, кудахтать и носиться по двору. Мать окунала курицу в воду, говоря: "Остынь, охолонь маленько!"

Вода, безусловно, служила плодородным началом: нужен был плод, а не пустоцвет. Кстати, об этом далее и пишут В.В. Иванов и В.Н. Топоров:

"В основе мифа лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья – важнейшим символом купальских обрядов".

Конечно, любовь близнецов – брата и сестры – не может дать здоровое потомство, а потому эту связь нужно разорвать, остудить…

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213041201704






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 18 апреля ’2013   10:20
Василий Иванович,мастерски написана статья!!!СПАСИБО!!!С уважением Виктор.                       


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВЕРНОЮ ДОРОГОЙ.Для Вас поёт Людмила Иванова!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft