16+
Лайт-версия сайта

Таймырское милосердие

Литература / Проза / Таймырское милосердие
Просмотр работы:
23 ноября ’2010   11:03
Просмотров: 24789
Добавлено в закладки: 1

Кессель слег. Яшка, присев на край постели, пытался шутить:
– Что разлегся, Борис Васильевич? Вставай, гусь скоро пойдет.
Но старик не реагировал, только шевелил широкими, костлявыми кистями рук, не желающих вечного покоя. Яшка вышел на кухню.
– Ему пантокрин прописали, - тихо сообщила жена.
– Где же его сейчас взять? – задумался Яшка,
- местного оленя выбили, а основные косяки еще у Тунгуски болтаются. Ладно, попробую.
Оформление бесплатного отпуска и сборы заняли два дня, и под Яшкой заскрипели широкие таежные лыжи. Дойдя за полсуток до перевала в южном отроге плато Путорана, он нашел старую оленью тропу, а возле нее плоскую глыбу базальта, и принялся за работу. Из снежных кирпичей сложил на камне скрадок с бойницей, внутри постелил оленью шкуру, сверху расстелил меховой спальный мешок, залез в него, пристроил в бойницу пятизарядную мелкашку и стал ждать хода оленя. Сутки прошли напрасно. Грея на спиртовке чай, Яшка услышал позади себя девичьи голоса и удивился: обычно слуховые галлюцинации начинались на второй неделе одиночества. Он повернулся в скрадке. По его следу из города шли на беговых лыжах две девчонки в оранжевых куртках. Яшка вылез из спальника и, когда лыжницы подошли вплотную к скрадку, с ревом выскочил на тропу. Эффект превзошел все прежние достижения в этом способе знакомства. Первая лыжница упала навзничь и пыталась ползти загребая лыжами снег. Вторая рванула вправо и, пулей пролетев склон, скрылась за гребнем скалы. Яшка подошел к лежащей.
– Хватит притворяться, я тебе не медведь. Чего вас тут носит?
Девчонка подняла голову, оглядела Яшку и стала, отряхиваясь, подниматься.
– Вижу, что не медведь, а обычней хам. И нас не носит, мы туристы. Поход одного дня, тренировочный. А вы тут от алиментов прячетесь? – и ткнула лыжной палкой в снежную конуру.
– Так грешить тут не с кем. Какие алименты? Вот вас бог послал, теперь посмотрим, – гоготал Яшка.
– Кольцо сними с правой руки, а то жена тебе посмотрит, – отпарировала девчонка и повернулась в сторону склона.
– Зой! Зой!… иди сюда, это снежный суслик, а не шатун.
Над гребнем показалась шапочка, и через десять минут притопала Зоя.
– Ну разве можно так пугать Я полные ботинки снегу набрала.
Яшка собирался извиниться, но боковым зрением уловил движение на тропе с перевала и, толкнув девчонок в скрадок, потянулся к винтовке. Над дальним сугробом закачались кончики рогов оленей. Впереди стада шла молоденькая самка.
– Замри! – яростно цыкнул Яшка на Зою, которая доставала фотоаппарат.
Сторожевая самка подошла к скрадку и уставилась на странное сооружение. Постояла напряженно с минуту и, не заметив опасность, шумно выдохнула воздух и пошла дальше. За ней беспорядочной толпой шло стадо. Яшка начал выбирать панты. За самкой двигался старик с целым кустом рогов на голове, но они были окостеневшие. Следующей игриво пританцовывала самка с мохнатыми, но тонкими рожками, и Яшка пропустил и ее. Протарахтели копытцами пяток бесполых одногодков, и показался взрослый бычок с толстыми, невысокими мохнатыми пантами. Яшка медленно поднял винтовку, навел на шею, чтоб не мучился, и начал плавно жать на спуск.
– Не надо, – закричала Зоя.
Олени шарахнулись, пуля вместо шеи ударила в корпус, и раненый олень пошел Зоиным следом к скалам, а остальные уносились прямо по основной тропе. Яшка передернул затвор и ударил вторично, но Зоя толкнула его в бок, и пуля срикошетила о камень впереди оленя. Яшка вскочил, переставил прицельную планку и стал ждать. Олень поднимался к гребню. Яшка дал упреждение и выстрелил. Корпус самца вздрогнул, и он в прыжке исчез за грядой.
– Вы варвар, браконьер, сволочь, – визжала Зоя, а ее напарница плакала, уткнувшись в собачий мех Яшкиного спального мешка.
А солнце, которому эта картина не понравилась, уходило за горизонт, оставляя Путораны во власть мороза. Яшка двинулся к гряде. За ней к следующему холму, качаясь, брел олень. Спокойный хлопок с упора ткнул его в сугроб. Яшка срезал панты, завернул их в целлофан, сунул за пазуху и потащил оленя к скрадку. Добрался до него минут за тридцать. Девчата, прижавшись друг к другу, сидели на Яшкином снаряжении, сверкая злыми глазами, а у Зои на щеке белело пятно обморожения. Яшка, бросив оленя, набрал снега и, зажав ей голову, принялся растирать лицо. Зоя слабо сопротивлялась, а потом заплакала.
– Ну чего ты? – бурчал Яшка, заматывая ее голову чистой запасной портянкой. Сейчас всё пройдет.
– Ноги, – не успокаивалась Зоя. Я их промочила и теперь не чувствую.
Яшка, полоснув ножом шнурки, снял ботинки и обмер – обе, как снег. Но замешательство длилось только мгновение. Подтащив оленя, Яшка вспорол ему живот, сунул туда обе ноги орущей Зои и навалился на нее сзади, не давая расстаться с оленем. Через десять минут плач перешел во всхлипывание, и Яшка, оставив оленя с Зоей наедине, занялся упаковкой ее напарницы в спальник. Та, видя, что в олене места еще предостаточно, вела себя более благоразумно.
– Ну, и долго я еще в ливере сидеть должна? – поинтересовалась Зоя через четверть часа, окидывая Яшку потеплевшим взглядом.
Он тщательно вытер ее обе ступни, быстро надел запасные вязаные носки, обул ботинки и сунул обеими ногами в пустой рюкзак, задернув шнуровку выше колен.
– Сиди, пока я шкуру сниму с твоего спасителя, – посоветовал он и занялся оленем.
Обдирка, закопка мяса в снег и путь до города заняли остаток ночи.
– Дайте ваш адрес, – попросила Зоя на автобусной остановке.
– Тундра. До востребования! – буркнул Яшка.
– Ну виновата, поняла всё, – настаивала девчонка, – хоть что-то на память.
Яшка сунул ей в руку копытце оленя.
– Зачем это? – растерялась Зоя.
– Храни, вместо него теперь ходишь, – пояснил Яшка и потопал к Кесселю.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 23 ноября ’2010   11:30
Суровая история... Так вот и бывает, когда не задумываются, откуда мясо в тарелке... на грядке растет, должно быть...

Оставлен: 23 ноября ’2010   16:19
Таких историй у меня целый сборник на блоге www.aapisar.com

Оставлен: 24 ноября ’2010   00:12
Очень реалистично, земляк, я в тайге вырос, навидался...

Оставлен: 28 декабря ’2010   10:36
Если это правда, то странно, что олени не почуяли присутствие людей. Я с лосями встречался в тундре, но то лоси, олени более пугливые.
С теплом, Сергей

Оставлен: 28 декабря ’2010   17:47
Сверный олень два раза в год,осенью и весной проходит мимо Норильска.Были случаи,останавливали ЖД автомобили,что бы эти тысячные стада могли обойти промзоны города.Потом в семидесятых годах построили забор выше Талнаха и весь вал мигрирующего оленя направили через Путораны.В этом рассказе описана охота ранней весной когда ход вялый и без скрадка не взять..Мы их так били сотнями для мясокомбината по договору .Спасибо за отзыв.Сновым Годом.


Оставлен: 23 апреля ’2011   11:10
А для меня так фантастика!!! Но пишите Вы превосходно! Мне нравится.

Оставлен: 23 апреля ’2011   14:24
Снимаю шляпу и земной вам поклон за понимание.Удачи.


Оставлен: 25 января ’2014   14:41
Согласна с одним из авторов, что олени должны почувствовать присутствие людей. А написан рассказ очень интересно. Саша, а у меня вопрос. Каким образом тройка коней с седоком может уйти от волчьей погони и остаться в живых? Я хочу изменить окончание своего стиха так, чтобы оно выглядело более реально. Если знаешь какой-то вариант, подскажи развязку, пожалуйста. Спасибо! Буду ждать. Рада прочтению твоего произведения!

Оставлен: 25 января ’2014   19:04
Русские ямщики знали только один способ.Бросить вожжи и не управлять лошадьми,а сами садились в конец повозки и топором (в санях всегда возили топор,основное оружие мужиков на Руси)и отмахивались от волков,а лошади неслись от смерти к ближайшему жилью.Без оружия,другого способа не было.Главное не мешать лошадям.Обычно это срабатывало,если не выдыхались и не падали лошади.А по оленям просто..Когда они одиночки,то чуткие,а на Таймыре они идут огромными стадами от сотни до тысячи голов и чуткие только передние самки их пропускаеш,а потом бей в стаде что хочеш,они будут бежать за передними мимо тебя только ускоря ход.Мы так из скрадков отстреливали сотни штук на мясо для Норильского промрайона.Я бывший охотник профессионал.

Оставлен: 25 января ’2014   19:21
И еще ,чуть не забыл..В тройке самая сильная лошадь посредине..В гонке первыми падали те что по бокам и нужно было резать им посторонки,чтоб осталась волкам и не тормозила сани..обычно волки успокаивались получив павшую лошадь,а сани уходили..Но если падал коренник (ценральная лошадь)то писать стихи и завещание, уже было некому..


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

29
В глубинах Вселенной

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
И БУДЕТ ДОЖДЬ...ВСЕМ ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!!!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romans/2558944.html?all


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft