16+
Лайт-версия сайта

ОХОТА НА ЗЕЛЕНОГОЛОВОГО СЕЛЕЗНЯ

Литература / Сказки / ОХОТА НА ЗЕЛЕНОГОЛОВОГО СЕЛЕЗНЯ
Просмотр работы:
17 января ’2011   15:26
Просмотров: 25629

Случай послужил началом моего интереса к данной теме. Вообще-то я сейчас собираю материалы к Аборигену планеты Земля. Просматривая картинки в Интернете, я уже и не помню где, сохранил для себя фото с любопытной поверхностью воды. К созданию такой картины был причастен плещущийся селезень. Фрагмент фото я сохранил в Сети под названием «Глаза воды», а оригинал вместе с другими материалами пропал при очередной «катастрофе» с моим ПК.
При попытках восстановить потерянное я вспомнил и о селезне, и об одной русской народной сказке, где также есть эта птица. Привожу этот текст полностью по имеющейся в Сети публикации.

Чудесная рубашка
В некотором царстве жил богатый купец. Помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Два старших каждый день ходили на охоту.
В одно время взяли они с собой и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там - с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой, а его лишить наследства.
Иван - купеческий сын долгое время бродил по лесу, ел ягоды да коренья, наконец выбрался на равнину и на той равнине увидал дом.
Вошел в комнаты, ходил, ходил - нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван - купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.
Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.
- А ведь хлеб да вино у нас початы! - говорит орел.
- И то правда, - отвечает сокол, - видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал. Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел:
- Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок - будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец - будешь родной братец, коли ты старушка - будешь мать родная, а коли красная девица - назовем тебя родной сестрицею.
Иван - купеческий сын вышел из-за двери, они его ласково приняли и назвали своим братцем.
На другой день стал орел просить Ивана - купеческого сына:
- Сослужи нам службу - останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.
- Хорошо, - отвечает купеческий сын, - будет исполнено.
Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.
После того обратились добрые молодцы птицами - орлом, соколом и воробьем - и улетели.
Иван - купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать - ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.
В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.
Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван - купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья.
Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.
Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.
На другой день начал просить Ивана - купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван - купеческий сын согласился.
Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.
В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.
Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван - купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.
Проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.
Прилетают орел, сокол и воробей: ударились о землю, поздоровались и сели обедать.
На другой день поутру начал воробей просить Ивана - купеческого сына: послужи-ка службу еще один год. Он согласился.
Братья обратились птицами и улетели. Иван - купеческий сын прожил целый год один-одинехонек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев.
Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами: вошли, поздоровались и пообедали.
После обеда говорит старший брат, орел:
- Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь - дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, - рубашку.
- Возьми, - говорит, - эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит!
Иван - купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.
Иван - купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить:
- Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение: буду тебе верный слуга!
Иван - купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.
Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван - купеческий сын так мудр и силен?
Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать:
- Скажи, Иван - купеческий сын, где твоя мудрость?
- На кухне, в венике.
Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван - купеческий сын воротился с охоты, увидал веник и спрашивает:
- Зачем это веник изукрасила?
- А затем, - говорит Елена Прекрасная, - что в нем твоя мудрость и сила скрываются.
- Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?
Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает:
- Скажи, милый, где твоя мудрость?
- У быка в рогах.
Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван - купеческий сын воротился с охоты, увидал быка и спрашивает:
- Что это значит? Зачем рога вызолочены?
- А затем, - отвечает Елена Прекрасная, - что тут твоя сила и мудрость скрываются.
- Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?
Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:
- Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила? Иван - купеческий сын и выдал ей тайну:
- Моя сила и мудрость вот в этой рубашке. После того уснул.
Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистом поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.
Трое суток лежало тело Ивана - купеческого сына по полю разбросано, уж вороны слетелись клевать его.
На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата.
Бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону:
- Принеси скорее мертвой и живой воды!
Ворон полетел и принес мертвой и живой воды.
Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана - купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою.
Иван - купеческий сын встал, поблагодарил их: они дали ему золотой перстень.
Только Иван - купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.
Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.
При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает:
- Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут! Провещал ей конь человеческим голосом:
- Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызнет кровь моя наземь, заступи ее своей ножкою, после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца.
Поутру повели коня казнить, отрубили ему голову, кровь брызнула - красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца: в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья.
Змей Горыныч отдал, приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого.
Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом:
- Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро.
Она так и сделала, бросила щепочку в озеро - щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.
Пришел на то озеро Змей Горыныч - вздумал поохотиться, - увидал золотого селезня. “Дай, - думает - живьем поймаю!”
Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану - купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул - и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея.
После того пришел Иван - купеческий сын во дворец. Елену Прекрасную прогнал, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

Источник: http://www.lukoshko.net/rus/rus51.shtml

Интерпретация сказки.
В начале сказки есть слово вино. У французов бытует выражение: «Вином нужно наслаждаться также как музыкой и произведениями искусства»».
Тогда, чем нам здесь, в этом повествовании, удивляться и восторгаться?
Сказочные тексты содержат в себе эмоциональную часть, а также фактическую и скрытую информацию. Первая необходима для запоминания содержания. Рефлексы, эмоции и переживания служат воротами для подключения памяти. Факты и сюжет вызывают интерес к излагаемому материалу. Самое ценное сказитель прячет за словами-намёками, за образами, символами и знаками, смысл которых, как он полагает, должен быть известен людям.
Пройдёмся снова по сочинению, обращая внимание на слова-намёки.
Начнём истолкование скрытого содержания сказки с выявления личности героя и автора.
Героя позволяет установить слово «братья»» (старшие и младший). Так в давних текстах называли тех людей, которых мы сейчас причисляем к учёным. Рекомендую прочитать мои толкования повествований, где есть братья:
сказку Названный Отец http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/nazvannotec.shtml
сказку Котигорошко
http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/kotigorochko-1.shtml
и очерки Золото Скифов
http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/zolotoskifow-1.shtml
а также Словарь подтекста языка мифов http://zhurnal.lib.ru/r/romanowskij_a_i/slowarpodteksta.shtml
Многие тысячи лет учёность людей была литературной. Свои находки, истинные знания ученые передавали потомкам в сказках, мифах, притчах и пословицах.
Итак, герой сказки – учёный. Наверно и автора текста нужно отнести к этой же когорте людей или к популяризаторам науки. Ещё необходимо отметить его мастерство как писателя и знатока сказочного жанра.
Теперь нужно выявить в каких областях знания сделал открытия ученый и что это были за сведения.
Слова «дом» и «дверь» являются образом и символом государства. «Стена» - граница страны.
Слова «стол», «хлеб» и «вино» применяют для обозначения, соответственно, истории, истинных знаний и откровений.
Значит, герой и сказочник собираются просветить нас в вопросах прошлого государственных образований?
Найдены ключ и двери в подземелье, за которыми находятся богатырские кони.
«Конями» обозначали способности предвидения, прогнозов и пророчеств.
Дарят их младшему брату орёл и сокол.
Этим пернатым, которые оборотились в добрых молодцев, уделим большее внимание.
Вспомним, что орёл у древних греков вскормил младенца Зевса.
Соколом изображался бог Гор, сын Осириса, у древних египтян.
Отцом богов у древних славян был Сокол-Род. Из яиц, снесённых этой птицей, появились Белобог (Дед) и Чернобог. Это были олицетворения Добра и Зла.
Припомним ещё и такие общеизвестные моменты. Настоящим богатырём был Персей, сын Зевса. На коне Пегасе ему удалось победить Змея и освободить Андромеду.
В мифе говорится, что герой кинулся вниз на чудище, как орёл на добычу.
Читайте моё толкование мифа О Персее http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/opersee.shtml
В украинских «Думах» соколом называют казака. Атаманом называли в былинах Илью Муромца.
Орёл и сокол подарили Ивану коней вместе с перемётными сумками
Что было скрыто в этих сумках? Золото и камни-самоцветы.
«Здоровье – золото», - говорили древние египтяне. А что скрыто за самоцветными камнями, можно лишь догадываться.
В сумке Персея, к примеру, была голова Медузы горгоны. Эту голову герой отдал Афине.
В перемётной сумке Ильи Муромца был привезен в Киев Соловёй-разбойник. Такой персонаж есть в древней книге «Мудрость Балавара».
Значит, какая-то давняя мудрость досталась Ивану от добрых молодцев, умевших превращаться в птиц.
Множество разумных личностей заботились о том, чтобы наша история не пропала. Они по «зернышку» собирали и хранили бесценный опыт прошлого, чтобы передать его потомкам. Результат их труда мы видим сегодня в наших Сказках. Возможно, что именно их дарит Воробей герою в виде «Чудесной рубашки»?
Былины, Думы и Сказки являются истинными сокровищами и даром предков своим потомкам.
Все познается в сравнении. Жил в восемнадцатом, начале девятнадцатого веков человек, о котором современники говорили, что потомки не поверят в его реальное существование. Сам же он считал себя живым воплощением Аполлона, сошедшим на землю, и написал о себе так:
«Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои труды вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свой образ жизни: часто я пожинал посеянное другими; мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гёте».
Иоганн Вольфганг Гёте оставил после себя 143 тома сочинений. Гердер называл Гёте воробушком.
Жил и в наших краях когда-то человек, кто первым сказал: «С миру по нитке – голому рубашка»! Такая народная мудрость издавна бытует у нас и передаётся из поколения к поколению, как пословица.
Действительно, кто мешает заимствовать всё лучшее, что есть у других народов и реализовывать его в своём государстве?
Какой-то странный наш «историк». Его в событиях прошлого интересуют сказочные персонажи.
Пока закончим эту часть с установлением личностей героя и сказочника и перейдём к следующим персонажам сказки.
Следует упомянуть о Елене Прекрасной. За ней скрывается рассудительность древних греков, с их мудростью и философией. Её Иван берёт себе «женой».
В Музее Отображений Сложных Явлений
http://www.artlib.ru/index.php?id=15&fp=2&uid=6058
можно подробнее узнать о разных «женах».
За образом многоголового Змея скрыты воинствующие враги – внешние и внутригосударственные. Они также знают о сущности Елены и её используют в своих целях.
Интересны эпизоды сказки, когда во дворце находится Иван и затем властителем становится Змей.
В первом случае легко отгадать, почему Иван говорит Елене, что его сила находится в венике и в быке.
Давняя сказка о том, как старик наглядно демонстрировал сынам прутик и веник, всем известна. Сила в единстве. Можно долго перечислять, в чём оно проявляется у нации.
Елена украсила веник разными цветами. Так она отметила здравомыслие народа, который беспокоится о своей государственности.
Ещё «цветами» обозначают великие открытия.
Бык – это образ стратегической обороны государства. Его рога также вызолочены.
К вопросам защиты страны от врагов нужно подходить со здравым смыслом. Слишком большое вооружение превратит страну в милитаризованную, но голодную державу. Если же этому вопросу уделять недостаточно внимания, тогда народ останется беззащитным перед возможным агрессором.
Далее следует гибель героя лишившегося рубашки.
Есть в этом повествовании и ворон с вороненком, который приносит мертвой и живой воды. Воронами издавна называют историков.
Историки занимаются древними писаниями (мертвой водой) и их современной трактовкой (живой водой).
Из произведения Джованни Боккаччо «Ворон» можно узнать, что жена у ворона «вдова».
Большинство писателей о прошедших событиях пользуются рассудительностью своих предшественников.
С приходом к власти разрушителей государства происходят следующие деяния.
Коню срубают голову, деревья срубают.
Нужно замечать, когда исчезают признаки (голова коня) предвидения и прогнозы.
Плодовые деревья, выросшие из крови коня – это знания о наступающих добрых или неблагоприятных временах.
Такие знания уничтожаются.
В конце сказки автор прогоняет Елену и женит героя на её служанке, которая слышит речь коня и голос дерева.
Мне припомнился миф, в котором говорилось о служанке Елены. Это – Эфра, мать Тесея, жена Афинского царя Эгея. Братья Елены взяли Эфру в плен и подарили сестре.
«Женой» руководителя государства должна стать мудрая рассудительность Афинских царей.
Такие выводы можно сделать из этой сказки.
Снова возвращаемся к Ивану и сказочнику. В заключительной части сказитель превращает героя в селезня. За птицей охотится Змей. Думаю, что сейчас, когда минуло много времени, будет интересно и нам – наследникам на этой земле, узнать о своих мудрых предках.
Кто же из ученых послужил прототипом птицы, владеющей знаниями и прогнозами на будущее? В каком историческом отрезке времени он жил? Может ли герой и сказочник быть одним и тем же человеком?
Ответ на второй вопрос может дать слово «пуля» в тексте сказки. Огнестрельное оружие появилось пятьсот лет тому.
Пока у меня два кандидата на зелёноголового «селезня». Это историк Николай Михайлович Карамзин и баснописец Иван Андреевич Крылов.
Карамзин написал свою главную книгу «История государства Российского», в которой уделил внимание народным традициям. Историк был очень широко образованным человеком.
В пользу Крылова говорит имя баснописца и героя – Иван. Сочинители басен, говорил Боккаччо, являются лучшими историками. В качестве примера можно привести басню Крылова о «Лебеди, Раке и Щуке», тянущих воз в разные стороны. «Возом» обозначен исторический процесс движения государства. А движение ему задают Прошлое (Рак), Настоящее (Щука) и Будущее (Лебедь).
Сказочником, наверно, является историк и этнограф Александр Николаевич Афанасьев или Владимир Иванович Даль. Создатель Словаря передал Афанасьеву много сказок, поговорок и пословиц из своей коллекции. Возможно, из его собраний взята сказка.
Я не исключаю из числа претендентов на высокое звание зелёноголовой птицы и многих других.
Причём здесь зелёный цвет?
Будущее в пророческих сочинениях помечают этим цветом!
Френсис Бэкон говорил о необходимости изучать мудрость древних. «Там можно найти такие знания, о которых и не подозреваем», - писал он.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 08 февраля ’2011   12:03
Замечательная сказка! Молодец.
10 баллов!!!

Оставлен: 08 февраля ’2011   18:01
Спасибо Вам, Ксения Евгеньевна, за добрые слова!
Пусть Вас сопровождает по жизни удача и успех в творчестве!

Оставлен: 08 февраля ’2011   18:07
Нет, это вам спасибо! Знаете благодаря вам...я почему то поняла, что жизнь не такая уж плохая штука, что благодаря сказкам можно ее чуточку украсить.
Большое спасибо....



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft