Сексизм, равенство, и братская могила искусства Культурный газлайтинг: объекты, субъекты и плоды
____________________________________________
«...Бог несовместим с машинами, научной медициной и всеобщим счастьем. Приходится выбирать. Наша цивилизация выбрала машины, медицину, счастье. Вот почему я прячу эти книжки в сейфе. Они непристойны...»
(Олдос Хаксли. «О дивный новый мир» )
ДЕГРАДАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Замечаю странные вещи. Люди забывают слова. Забывают изначальные значения, присущие словам, мирясь с подменой смысла. Известные и понятные до вчерашнего дня, слова, вдруг становятся непонятными, потому что ухудшается образование, искореняется привычка к чтению полноценных книг. Но те, кто помнит значения слов, начинают стесняться своего «старомодного» словаря под давлением настырных борцов за «новое искусство», «понятное по смыслу», «без сложностей» и «архаизмов».
Доходит до того, что такие слова как «темпера», «паспарту», и т. д. оказываются незнакомыми, или возникает путаница в понятиях. Темперу путают с температурой, паспарту — с паспортом, аналой - с анналами, а то и с чем похуже.
Может, ещё и поэтому иногда дописываю в комментариях к текстам значения некоторых слов, редких в обиходе. Читатели за это благодарят, и это вселяет надежду на то, что язык вернётся в нашу жизнь в полном объёме.
Не лучше дело обстоит и по «внешнему периметру». Обычные слова объявляются ни с того ни с сего архаизмами, откуда-то берутся железобетонные «правила стихосложений», которые на поверку — просто результат поверхностного знакомства современных «образованцев» с лингвистическим анализом произведений прошлого. Современным авторам назойливо и агрессивно навязываются несуществующие «каноны написания стихов», что обедняет поэтическую литературу и выглядит скорее, как смирительная рубашка «над кукушкиным гнездом».
В сети ведётся борьба с языком искусства, и это не шутки!
Рьяно разжигается системная борьба с поэтическим языком, когда тысячи откровенно слабых, но нахальных «коучей от рифмоплётства» напирают на более-менее ярких авторов, требуя упрощения лексических и синтаксических конструкций, плоской унификации ритма, насильственного выхолащивания стиля, нивелирования индивидуализации высказывания, примитивизации символики, опрощения, уплощения смыслов…
СЕКСИЗМ И ПРОЧИЕ ГРЕХИ ИСКУССТВА
Ещё одна жутковатая тенденция. В содержании литературных произведений начинает выискиваться какими-то имяреками подозрительная подоплёка, несуществующие подтексты: например, сексизм. В последнее время такие «милые упрёки» в адрес хороших, в общем-то произведений, звучат всё чаще и, я бы сказал, всё наглее.
Напомню, как понимается сексизм в искусстве (источник значения не имеет, они все друг друга рерайтят и говорят об одном и том же).
Цитата:
«Сексизм может проявляться в самых разных сферах общественной жизни. Проявления этой идеологии могут наблюдаться в самых различных социальных институтах: в семье, здравоохранении, образовании, религии, а также <…> — экономике, ИСКУССТВЕ, медиа и политике…» - конец цитаты
Напомню, как это, по мнению ретивых «антисексистов», выглядит на практике:
Цитата: «Так как искусство отражает жизнь, литература и живопись пронизаны стереотипными образами. Например, вот цитата из книги Сёрена Кьеркегора «Дневник обольстителя»: «Истинное и великое призвание женщины — это быть обществом для мужчины, его всезаменяющей подругой» - конец цитаты.
Нарекания по поводу сексизма можно схлопотать, например, если ты в произведении, не дай Бог, опишешь, как неудачно женщина припарковала машину, или попала в ещё какую-нибудь бестолковую ситуацию.
Контрольный выстрел в такой жанр искусства, как лирика, наносится понятием о «доброжелательном сексизме»:
Цитата: «Доброжелательный сексизм предусматривает идеализацию женщин, их возвеличивание. Это может показаться странным, но заявления такого рода имеют под собой определённую цель, которая заключается в создании женщинам хрупкого и беспомощного образа, требующего постоянной заботы со стороны мужчин…» - конец цитаты.
Ещё цитата: «Доброжелательная форма сексизма окутана романтическим флёром: когда с умилением воспевают женскую слабость и хрупкость или говорят, что женщина это воздушное существо...» - конец цитаты.
А вот ещё потрясающее открытие оголтелых «антисексистов». Называется оно учёным словом «объективация», хотя речь идёт о визуализации.
Цитата: «Сексуальная объективация — это, проще говоря, когда человека воспринимают исключительно как объект желания, его как бы опредмечивают. Рассматривается не личность, а привлекательные части тела. Самый распространённый пример сексуальной объективации — использование женского тела...»
Полагаю, рисование человеческого туловища с натуры вообще по этой логике надо будет запретить. То есть, достанется не только писателям, но и художникам, кинематографистам, скульпторам… и так далее.
ОРИГИНАЛЬНАЯ БАНАЛЬНОСТЬ
Ещё одна манипулятивная технология - обвинение в банальности, а в более тяжёлых случаях, в плагиате. Для этого процесс регламентирования авторского права доводится до абсурда. Если процесс не остановится, завтра авторским правом запретят использовать последовательность любых четырёх-пяти нот и объявят заимствованной любую фразу, сказанную на человеческом языке.
Формализм пожирает смысл в погоне за формализованной уникальностью по SEO. Скоро в смысловом поле запрещено будет находиться живым людям, но тогда культура рискует превратиться в нечто мавзолейное.
На ровном месте вспыхивают непонятные дискуссии, обвинения, иногда — откровенный троллинг. Например, по сети гуляет откровенно грязная сплетня о плагиате песни «Плот» Ю. Лозы. Я слушал внимательно: там нет никакого плагиата. Может, я глухой? Но ничего общего, кроме стилевых особенностей общей для тех времен, эпохи — не услышал. Тем не менее, гадость — заразна, особенно когда сеть наводняется роликами, ловко составленными и направленными на искажение слуха и восприятия (такие технологии часто используются с целью обесценить, обезличить, вывалять в грязи и выбросить на помойку идею, явление, бренд, человека, творчество, культуру и т.д.).
Внимательный, неглупый человек увидит все эти лукавые фокусы и подтасовки, стоит только стряхнуть с себя наваждение. Но я вижу уже, как люди, которых я уважал всегда за независимое критическое мышление — начинают, как заколдованные, тиражировать эту высосанную из пальца байку, таская ложные утверждения с форума на форум.
Всё, что происходит в этой сфере, на 70% — просто попытка свести создание произведений искусства или массовой культуры на нет, к мифической «оригинальности», попутно заливая помоями имена людей, пытающихся что-то создавать, реально создающих что-то по-настоящему интересное в нынешней культуре или уже создавших в прошлом.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ГАЗЛАЙТИНГ
Некоторые литературные порталы, ещё недавно предлагавшие вполне сносные образцы писательской продукции — деградируют, что называется, на глазах.
Такое впечатление, что за авторов взялись с целью истребить любые сложные мысли, сделать поле литературного творчества примитивным, зачистив тех, кто не соответствует «общей гребёнке». Любовь — предосудительна, красота — неприемлема, глубина — не позволена, сложность — чуть ли запрещена, пошлость и примитивность — допустима и поощряема.
Не трудно заметить, что обвинения то в плагиате, то в безнравственности, то ещё в каких-то фантастических грехах направлены и против классиков русской (и не только русской) культуры. Ярчайшие художники прошлого обливаются грязью доморощенными и, мягко говоря, не очень умными, «критиками» на захолустных сайтах, а видеосфера Ютуба завалена фальсификатом откровенно грязных, чернушных и подлых по сути псевдобиографий великих деятелей культуры.
Замечу: создателей деструктивных околокультурных артефактов это не касается. Бубнят на одной ноте бесцветный текст с деструктивным содержанием — и никому это не мешает. Призывают к насилию или суициду в уродливых текстах в сопровождении явно антиэстетической якобы-музыки — и ладно. Сочиняет пиит откровенную похотливую мерзость с гендерными перверсиями или без них, или тексты, похожие на грязные помои, адресно или безадресно, в сторону социальной группы или вовсе в адрес всех подряд — и славно. Никого это особо не волнует — хотя, надо отметить, и не читает эту ахинею почти никто.
Сужу обо всём этом на примере многих авторов, которые тоже заметили массу странностей в последние год-два.
РАВЕНСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ
Известная мысль о том, что посредственность не терпит превосходства, сегодня получает пугающее воплощение в погоне за принудительным равенством - полов, религиозных взглядов, умственных и творческих способностей. Равенство всего со всем...
Иногда кажется, выпущенный на волю «демон всеобщего равенства», заражает человеческий разум и заставляет людей нападать друг на друга — в цивилизованных и нецивилизованных формах. Пока в сети. Но долго ли вынести вражду в реальную жизнь?
Соцсети — все без исключения — вдруг тоже включились в борьбу с «сексизмом»,«эстетической сегрегацией» и тому подобными «враждебными явлениями».
Прокрустово ложе готово, всех будут усмирять и «укорачивать», как я понимаю, хирургическим образом.
Согласно последним новостям, не только известные русофобские сети, но и российские, начали блокировать страницы «за проявления ксенофобии, расизма, гомофобии, сексизма и других предрассудков»
Если будет всё продолжаться и дальше — то авторам, художникам, артистам, музыкантам и другим «неправильным» людям, страдающим «предрассудками» в виде лирики во всех её формах, просто закроют рот, заблокируют именно тех, кто пишет, поёт, философствует о любви, ненависти, смерти и жизни, о Боге, о войне, обо всём, что может каким-то образом задеть какого-нибудь человека с высоким самомнением, с «особенностями личности» и непредсказуемыми психическими реакциями на то, что не совпадает с их представлениями о жизни, об искусстве, о единственно верном их мировоззрении.
Потому что в обществе тотального, мёртвого, как на кладбище, искусственно внедряемого в живую жизнь, псевдо-равенства — не нужны ни талантливые авторы, ни живые человеческие чувства. Чтоб другим обидно не было. Чтобы не страдал никто из «обидчивых эльфов» от уязвлённого самолюбия, заниженной самооценки или комплекса неполноценности.
И чтобы искусственному интеллекту было легко заменить живого автора своей бездушной цифровой псевдоживописью, псевдомузыкой, псевдопоэзией, псевдолитературой… Равенство же, ёлки-палки…
В любом случае, налицо — тенденция установления всеобщего равенства в современном обществе: бездарь равен таланту, женщина ничем не должна отличаться от мужчины, и так далее.
Взаимная мстительность полов, возрастов и прочих социальных групп по отношению друг к другу — уже начинает бросаться в глаза. Идеал равенства доведён до абсурда и становится не просто разрушительным, а — смертоносно разрушительным.
Это уже не просто антипод равенства. Это становится орудием сведения счётов на почве различных чисто человеческих изъянов: зависти, ревности и других проявлений духовного несовершенства, которое свойственно всем нам, людям — без исключения.
Всё это ведёт только к одному: к вражде всех против всех. Мужчин и женщин, детей и взрослых, композиторов, писателей, художников — между собой. Градус взаимной подозрительности кое-где уже зашкаливает, доходит до ненависти. Если мы не опомнимся — начнется истребление людей руками людей. Рычагов приготовлено немеряно: от тупого клика на кнопочку с доносом о «враждебном контенте» и травли в сети и оффлайн — до реального оружия физического уничтожения. Ведь любого человека уничтожить легко. А вернуть — невозможно.
Случайно ли всё это? Вряд ли. Похоже, тенденции внедряются искусственно, а дальше - уже развиваются по инерции различного рода энтузиастами, тиражирующими концепт вирусно-сетевым способом. Тем более, что подобный процесс уже происходил — лет сто назад… Если тенденция реализуется в нашем обществе полностью — останется запретить искусство как сферу человеческой деятельности. Вместе с классикой во всех её формах и видах.
Накипело просто...
П. Фрагорийский
P.S. Цитаты приведены с порталов — informburo.kz, psiho.guru. Но это и не принципиально — такой же мутью наводнены инфоресурсы от ВКонтакте до Ютуба.
Да, выпьем за любовь. Всякую, и в первую очередь ту, что идёт от Адама и Евы - а именно за плотскую. И за то, чтобы поскорее вымерла популяция физических и духовных импотентов и фригидных вешалок для тряпья - в силу невозможности самовоспроизведения. А наша задача - не дать им распространить вирус сексистской мозаичной паранои с шизоидной составляющей на здоровую часть населения, которой это всё похеру, потому что некогда - надо Машку окучить, и Ваську совратить. Было, есть и будет. Козлы есть, пока есть капуста. Отними у них капусту - и не станет козлов. Но кто-то упрямо её пропагандирует, как действенное средство от недержания мочи и несанкционированных митингов. Придтся квасить. В квашеной капусте много витамина С, а он известный антиоксидант... ))) Сегодня из принципа помещу стих про любоф. И даже не стих, а текст для песни. А потом Лара её споёт. )))
Я не сгущаю ничего. я с натуры описываю то что происходит.
основания для этого - реальные люди, реальные поступки их, и официальные сообщения - например, официальные оповещения в соцсетях. изменения в меню. и так далее.
Или угрозы что заблокируют аккаунт - тому, этому, и мне в том числе (меня уже закрывали).
Я например не понимаю, как это - уничтожить канал Дугина.
Я не понимаю как можно соглашаться с хренью в адрес Пушкина, Ахматовой, и так далее. или поддерживать обвинения в адрес Лозы.Но это же происходит? И это информация. На которой произрастают люди новые.
О том что народ в сети друг на друга как собаки кидаются - это не я придумал. Это реальность.
Открывай глаза) Иначе можно очнуться в нехорошем месте. где ты будешь виноват в том что ты не голубой, что на человека посмотрел "не так как-то и подозрительно", что слово не то написал, что обидел какую-то обиженку на весь белый свет, или сильно сложный для понимания какого-нибудь недоумка..
Ни ГРАММА нет никакого сгущения.
Хотя конечно люди устроены так: меня лично не коснулось - и славно. пусть хоть поубивают друг друга. Что в общем-то понятно.Так устроены.
я особенно не лезу на разные сайты и, возможно, многого не вижу и не знаю и поверь, только выигрываю от этого. меня никто нигде не блокировал. а то, что часто льют друг на друга негатив - это бывает. но мы ж не об этом. твоя статья об искусстве и поэзии. о том, что они никогда не умрут, хоть в интернете происходит очернение и обесценивание. прочла всю статью очень внимательно.
"Взаимная мстительность полов, возрастов и прочих социальных групп по отношению друг к другу — уже начинает бросаться в глаза. Идеал равенства доведён до абсурда и становится не просто разрушительным, а — смертоносно разрушительным. "
В своих рассуждениях ты касаешься не только искусства. Возможно это правильно. Искусство делают люди, значит необходимо анализировать общество и отношения в нем.
Я так далека от многого, о чем ты пишешь...
Такое общество не может взрастить поэтов и художников, но тем не менее они есть. Значит, все не так уж плохо? Согласись...
Я не знаю что такое "взрастить художников". благополучные страны не имеют практически художников иногда, а в бедных - наоборот. бывает по всякому. но речь идет о другом: о том что творческое начало в человеке убивается сейчас - сознательно и процесс этот управляем.
А ьл чьл война разжигается между полами - это что, секрет что ли? вся эта мерзость типа "митуу", "харрасмент" и прочая дрянь, которая уничтожает людей в буквальном смысле. это как?
Кстати, чем примитивнее массовое искусство, чем агрессивнее оно - тем легче организовать войну. ненависть среди людей не возникает сама по себе, мне кажется. или я наверное слишком хорошо о них думаю? Что-то безусловно идет от человека, но тенденции - я имею в виду информационные тенденции, и законы - это идет искусственно, и процесс этот - управляемый.
А так то да. сидишь себе, и кто такой Дугин? кто такоая Ахматова? да ну их. без них проще.
Ну, статья моя и об этом тоже) Цель - думаю, именно такая и есть. Чтоб все сидели и плевали на каких-то там ахматовых, на собственную культуру, на свой язык, на поэзию. без нее проще, и без заморочек: поел, поспал, размножение отменят скоро - будут выращивать в пробирках "людей с особенностями". запинают тех кто нормален. чтоб не мешали делать свое черное дело - уничтожать всё.
Мир без границ, 100 слов в черепушке - и все дела. Может в этом и цель всего этого? Сделать из людей плохо владеющих языком дебилов? Ну так, частично цель эта достигнута в разных странах.
Я же не о них - да пусть себе живут как хотят. Хоть вообще не разговаривают.
Но почему-то наезд на мыслящих людей идет.
Я например не могу этого не замечать.
Какие сайты, Анабелька? Сайты - это всего лишь незначительный и не интересный срез. Где обитают мелкие грызуны, а происходит это на всех уровнях.
Ну ты даешь, не думала я что ты так негативно ко всему относишься.
Людей выращивать в пробирках не будут никогда. Клонирование человека и искусственный отбор человека под запретом. Об этом точно не надо думать. Ты хочешь сказать, что нарочно оболванивают население? Откуда ж тогда берутся ученые, врачи и опять же писатели, художники и поэты?
Анабелька... ты следишь за новостями в области биотехнологий? Мне кажется - нет. Да и это не тема для разговора.
Я вижу то что происходит в образовании. вижу то о чем пишу - люди тупеют. причем быстро.но что прикольно: они начинают и других принуждать к этому! и не только к этому. всё же написано в статье.
Я читаю документы - о том, что происходит, знаю, а не "отношусь". А как еще относиться к тому, что происходит реально - на моих глазах?
Иногда люди задают такие идиотские вопросы, что кажется - у них в голове разрыв нейтронных связей капитальный и необратимый.
Я еще не такой старый конечно, но в мое время даже троечники понимали смысл того что читают.
Всё остальное - это "рассуждения ни о чем".
Я о Дугине, о Лозе, о конкретных официальных событиях, законах, реальных случаях и реальной информации.
Нет, ну конечно, можно относиться иначе. Забить на всё и не заморачиваться какими-то стишками, картинками и прочим барахлом в виде искусства или тех кто этим занимается.
Чупа-чупс - всё что нужно для счастья)
Сома, сома, и ещё раз сома - по Оруэллу.
И никакого искусства не надо.
Согласен с тобой,и так люди обойдутся) без глупостев всяких.
Я не просто слежу за новостями в биологии, я биолог.
Люди глупеют сами по себе и некого в этом винить. Перестают интересоваться новостями науки и искусства и главное читать. Любая страна заинтересованна в том, чтоб ее жители были сильными и умными. Кто забил на искусстве, тот по своей вине и деградировал. А если говорить о конкретных фактах о Лозе, например, это конечно катастрофа. Ни за что оклеветали талантливого человека. Такое случается и не раз в любой стране.
Ну так ты права, я ведь о том же и говорю. Многие живут и не замечают ничего. И Лоза - лишь частный случай. Это к сожалению - тенденция (под этот каток попадают и живые, и уже ушедшие, и ведь кто-то за эту дискредитацию платит, и кто-то включается в это - сам по себе, по инерции, или - под заказ. Просто так информационная грязь не возникает - любая тенденция формируется извне и поддерживается изнутри. Пассивным соглашательством или активным участием во всей этой дури.А выбор есть всегда - быть с гопниками заодно, или оставаться человеком. Тут я с тобой согласен на все сто.
И деградация не происходит сама по себе - среда формируется, образование подгоняется под это всё.
А если посмотреть планы "обучения" - так любые ЕГЭ бледнеют по сравнению с убожеством, которое ждет детей. Нет, не само по себе это происходит. Процесс управляемый это. Скажем так: корректируемый. Кто-то поддается и спит, кто-то включается в эту травлю - кто-то сопротивляется. Но делать вид, что ничего не происходит - не разумно.
Хотя бы обозначить словом: мы не дураки, мы все видим.
понимаю....
за державу обидно)
солнце, вижу, что ты не равнодушный человек. Это в тебе и привлекает. Обучение и программы для детей - это важная тема. это зависит только от системы образования и учителей. у детей есть умные родители и дети таких родителей тоже дураками не останутся. кроме школ есть и самообразование и саморазвитие. мы не дураки и все видим, конечно... что и требовалось доказать.
мы не спорим, а просто ведем диалог. ты больше меня знаешь фактов, которые не упоминаешь, не приводишь примеров, но что-то все-таки написал: Дугин, Ахматова, Лоза... грустно, что такое происходит, ты или любой другой может только написать опровержение. на любое искажение фактов найдется противоядие. просто разводить руками - делу не поможет. ты об этом пишешь и это правильно.
Я тебя понимаю.
Про Оруэлла поняла параллель. Что "проще надо быть, писать, говорить" и типа к тебе потянутся - набило уже оскомину. Ценности изменились радикально. Проблема отцов и детей всегда была, но сейчас! Вот хоть как игнорируй теории заговора, но общество изнутри само себя уничтожает. Как низко пали нравы,- Афанасьева слова. Все так и есть. Упрощенка по всем фронтам. В искусстве примитив и пошлость слошь и рядом. Про соц сети и говорить нечего. Печально и горько.
Ну я бы не сказал что печально и горько. просто противопоставлять надо что-то этому. не гнуться под примитивность, не потакать вранью - и что-то делать, да. не взирая на то что происходит. хотя конечно руки опускаются иногда)
"темперу" и "паспарту" люди и раньше не особо знали, кроме связанных с изобразительным искусством. Вы знаете, что такое макловица? Может и знаете, а куча народу не знает, что это такое. Это профессиональные термины.
Среднее образование деградирует во всех странах и в Европе тоже. Детей не вызывают к доске, не задают домашку, не оставляют на второй год. Хочешь учиться - учись, не хочешь - никто тебе препятствий чинить не будет, если только неугомонные родители. Правительствам разных стран не нужны шибко умные, образованные люди. Нужны такие, какими легче управлять. И небольшое количество специалистов для производств, еще меньшее - для науки. И так называемое равенство для этого, людьми со странной половой принадлежностью управлять легче. Нападки на умных людей всегда были. Да, от этого умный человек вряд ли станет счастливее, но еще умнее и грустнее - это точно.
И вот что меня еще раздражает, - призыв "живи здесь и сейчас", т.н. духовные практики и проч. Казалось бы ничего такого...Однако в этом "здесь и сейчас" я вижу - не анализируй прошлое, не планируй будущее. Да и не думай пожалуй, вообще. Вот этими людьми живущими "здесь и сейчас" тоже легко управлять.
На неугомонных родителей уже нашли управу: закон о семейном "насилии". Причем насилие заключается даже в таких ситуациях, когда заставляешь что-то ребенка делать.
И я с Вами совершенно согласен в оценке текущей ситуации.
Кроме того - посмотрите кто управляет, дебильные же люди по интеллекту на 70%.
Или может быть они уже "апгрейтнутые", типа - обновленные. А мы так... хлам прошлого века.
Спасибо)
Ну я об этом и говорю. Понятно, что вся эта иерархическая структура усеяна не самыми умными. Потому и давят любое независимое явление - будь то политика страны, или творчество отдельного человека, мировоззрения независимого не прощают) Но так было всегда. В пищевую цепочки пристраивались всегда не самые талантливые - а талантливые почти всегда оказывались "аутсайдерами".
А вот кто в конце (в начале) этой "цепочки"... даже думать не хочется, КТО. Кто дирижирует этим кукольным театром.
"А вот кто в конце (в начале) этой "цепочки"... даже думать не хочется, КТО. Кто дирижирует этим кукольным театром." Кто бы ни дирижировал, Юра, в данном случае, я считаю, главное навести порядок на вверенной тебе территории, в своем жизненном простанстве. Изменится от этого мир, не изменится, может и изменится немного, но лучше этим не забивать голову, а просто разгребать г. Конечно же жизнь вводит свои коррективы и идеала не достичь, но стремиться к нему надо.
Цивилизация развивается, деградирует, потом снова развивается, потом все разрушается, остаются три человека и по новой.
Есть такая расхожая фраза: "меньше знаешь, крепче спишь". Но мне по душе другой вариант: "многие знания - многие печали". И еще "меньше знаешь - дольше проживешь". Так вот скажу я, - знание должно РАБОТАТЬ. И работать правильно. Многие ученые двигаются головой, потому что как-то не так распоряжаются своими знаниями.
И в любом случае, как бы хреново не было - впереди свет))) Однозначно)))