Дайте медный пятак с чёрным вензелем,
И уйду, где пятак был в ходу, -
Словно чиркну по времени лезвием,
Выпью братину в нужном году,
Где в трактире поем щи с убоиной,
Разменяю на мелочь пятак.
Помолюсь пред Георгием-Воином,
Пугачёву скажу, что - не так.
Мне с такою молитвой сподручнее
От него польских псов отгонять.
Мол, - страдать за народ – так не лучше ли
Год-другой придержать свою рать,
Если Русь возрастает с Царицею,
Встанет Понт на защиту страны,
Хан с десницы получит сторицею,
А Европа «наложит в штаны»?
Да, народ не накормишь Вольтерами, -
Барской плети они не указ.
Но сегодня с краплёными мерами
Не трясите истлевший рукав!
Лучше гляньте, какими потоками
В ад стекают – запруду не строй!
Был ручей… А сегодня потомки их –
По ногам, головам, - как в метро! (Рисунок автора).
Стих хорош!
только, чтобы и для "средних умов" был понятен полностью, надо бы внизу дать, так скажем, перевод с русского на современный русский
Ну, к примеру, что есть "братина", "сторицею", "Понт"....а то особо первое и третье слово у многих вызовет неоднозначные ассоциации - пусть "средний ум" тоже начнет понимать настоящий русский язык.
По форме уже написали - очень режет сползание ударение в коротких словах.
По содержанию - да, наверное, интересное было бы путешествие. Только сразу вспоминаются и многочисленные интерпретации и "разоблачения" исторических событий, и "эффект бабочки", и... Ну, в общем скепсис одолевает - а так ли всё на самом деле там было и не лучше ли в настоящем применить энергию?)))
В целом очень неплохо написано, вспомнилась песня Дольского: "Болит у меня Россия..."
В строчке:
"Год-другой придержать свою рать" - читается свОю, очень царапает слух.
Просто для сравнения звукозаписи:
Год-другой придержать злую рать
или
Год-другой придержать нашу рать
Замысел хорош, а вот его реализация оставляет желать лучшего. Очень небрежное отношение к русскому языку. Возьмём первое предложение:
– с чёрным вензелем екатерининский пятак в нём упоминается аж три раза (не было ни гроша - да вдруг алтын!). С утроенным капиталом (пятиалтынным) оно, конечно, «сподручней» путешествовать во времени, с высооооокой колокольни ХХI века раздавать советы бунтарю (который, между прочим, в течение двух лет без привычных нам средств связи и коммуникации держал под контролем огромную территорию и людской ресурс); пенять Екатерине Великой, увлечённой идеями французских интеллектуалов-просветителей, за несвоевременность воплощения их на русской почве. :)
Подыскать замену ёмкому понятию – да, сложно;)
– далее в этой сложносочинённо-сложноподчинённой конструкции всё смешалось – логика, хронология, попранные правила построения предложений:
1 Дайте медный пятак с чёрным вензелем,
2 И уйду, где пятак был в ходу, –
(Союз «и» лучше заменить на «Я» или добавить местоимение: автор имел в виду, вероятно, аллюзию – явный намёк на известное выражение «Дайте мне точку опоры – и я переверну мир»; перед придаточным предложением требуется ввести указательное слово «туда», иначе предложение не по-русски звучит)
3 Словно чиркну по времени лезвием,
(Здесь целесообразно поставить точку и дальнейшее повествование о приключениях ЛГ в элегантном веке начать со слова «Там…»)
4 Выпью братину в нужном году,
(Остаётся для меня туманным смысл словосочетания «в нужном году»)
5 Где в трактире поем щи с убоиной (Это «где» – отголосок 2-ой строки: логичнее, заменив «где» на «там», и начать второе предложение, сделав рокировку 4-ой и 5-ой строки; «поем» - уж очень невыразительное слово, после остаётся лишь залечь на диван перед телевизором, а не шляться по XVIII в. с великой миссией)
6 Разменяю на мелочь пятак. (Перед 6-ой строкой необходимо тире)
Разумеется, правки ломают всё: ритм, схему рифмовки этого куска и двух следующих за ним строк. Посему нужно всё перекраивать – оставлять в таком корявом виде предложение в шесть строк нельзя;
– заключительная часть стихотворения вообще схематична: впечатление такое, что создана ради найденной удачной рифмы «потоками» – «потомки их», но пространство вокруг заполнено невнятицей полнейшей, словно автор махнул рукой: «А, и так сойдёт!»; повторы «но сегодня», «а сегодня» ничем не оправданы. Финал для заявленной темы должен быть афористичным. Как минимум.
А вот авторская акварель на аватарке мне понравилась.)
К сожалению, на Ваше ДАЦЗЫБАО я имею возможность ответить только сейчас, после завершения конкурса, поскольку, как известно, по его условиям автор произведения лишён возможности отвечать на критику, чем Вы и воспользовались.
С позиции поставленной задачи Вы по-женски разделали меня якобы в пух и прах. И с ВАШИМ ПОДХОДОМ не хочется ли Вам в очень подобных якобы замеченных Вами примерах разделать классиков? Там при желании, именно по Вашему ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ инструментарию, тоже найдётся, в чём Вам поковыряться, тоже найдутся аналоги, схожие с отмеченными Вами у меня! А потом подумал: а зачем отвечать? Полагаю, что живи ныне Маяковский, Вы бы и на него по-корифейски создали подобную фундаментальную простыню.
А Вы, вероятно, подумали, что я буду Вам отвечать на каждую Вашу ЗАГОГУЛИНУ? Но я Дав, а не Эдип. К тому же неплодотворно отвечать на женскую логику! Своей словесной ЭКВИЛИБРИСТИКОЙ Вы как бы предлагаете мне по сути написать на старой теме новое стихотворение, при чём - таким образом, как, захлёбываясь собственным талантом, ПЕРЕОСМЫСЛИЛИ его Вы, воздвигая своё менторское нагромождение. К такому случаю – вот:
Пусть эстетствуют поэты
И в своём заумьи тают.
Но народ не их при этом,
А Высоцкого читает!
Зная, что в анонимных конкурсах запрещены ответы авторов на критику, Вы отдавали себе отчёт в том, что стихотворение на конкурсе читают многие авторы данного сайта, которые, возможно, могли бы оставить положительные отзывы, но на которых остужающе МОГ ПОВЛИЯТЬ ВАШ РАЗВЁРНУТЫЙ НЕГАТИВ.
Напрашивается предположение, что своим разнотыком Вам хотелось выбить меня из конкурса, возможно, РАДИ ПРОДВИЖЕНИЯ на ТОТ момент, ради поднятия рейтинга ИНОГО АВТОРА. И Вам, да, удалось повлиять, особенно на начинающих авторов, так как отзывы на моё стихотворение «Я чиркну по времени лезвием» по Вашей команде - в форме Вашего профанирования - сразу прекратились. У меня ведь нет привычки - писать своим единомышленникам в личку примерно так: «Душечка, у меня на анонимном конкурсе есть стишок под названием***. Ты уж, дорогая, подними там мой рейтинг, запусти свой голосок под моё стихотвореньице. И всем нашим сообщи!».
Кстати, - о непонятках для Вас в моём стихотворении. Вероятно, Вы не слышали, что читатели понимают произведение на столько, на сколько баллов они образованы? К примеру, нынешние школьники Т О Ж Е не поняли строки поэта: «У лукоморья дуб зелёный, \златая цепь на дубе том…». Они считают, что дуб с золотой цепью – это олигарх, отдыхающий у моря.
В общем, Ваш сумбурный логос – «мартобря 86 числа» - меня абсолютно не затронул, ибо преследовал, по женской природе, заданную цель. К тому же я сам знаю цену своей работы, и Ваша оценка меня не тревожит. Особенно показательно то, что в своём отзыве доселе незнакомый мне автор всего в нескольких словах очень метко охарактеризовал Ваше зубодробительное сочинение так: «КАК-ТО ВСЁ "ДО КУЧИ", А В КУЧЕ ВСЁ…».
«Мавр сделал своё дело…и т.д.».
А в заключение – КОНСУЛЬТАЦИЯ специально для автора «кучи»:
на ЛЮБОЕ произведение в любой области науки, литературы, публицистики и любого вида искусства можно написать как положительный отклик, так и отрицательный, ВНЕ зависимости от качества. Всё зависит от позиции заказчика и от заданной цели. О Вашей цели я уже сказал.
Как говорится, - SUUM CUIQUE. А моё -
Я – белая ворона,
Чужой для чёрной стаи.
Меня клюют проворно,
А я – летаю!
Мне понравилось Ваше стихотворение и, хоть оно не попало на пьедестал, его всё же стоит отметить. Так что ждите от меня приз "Жемчужина конкурса" (через несколько дней появится в Вашем профайле).
Не очень хорошо: "я Воином", "свОю" и "пОка".