17 сентября ’2016 17:33
[цитата: AK-56, 17.09.2016 - 16:40]
[цитата: djaanbek, 17.09.2016 - 12:07]
[цитата: AK-56, 16.09.2016 - 23:04]
Когда братья армяне монахи Кирилл и Мефодий подарили вам алфавит , вы не говорили про пропаганду как-то , не ?? Взяли и пользуетесь , точно так же как веру христианскую принесли армяне в Русь , когда крестили Владимира и выдавали свою дочь , армянку принцессу Анну за Владимира - а ведь сколько раз говорят про это самое крещение Руси и све такое , но ни разу не упомянули , кто это сделал и когда и почему ... Так что не надо про пропаганду , надо уметь быть благодарными ,,и помнить об этом ,,,,,,
[/цитата]
что то мне это напоминает, может у вас свой Задоронян появился,Артур про грамоту и просвещение от Византии, а ещё круче от армении, можешь говорить кому угодно, но только не мне,не удивлюсь если в скором времени мир узнает, что Ева была армянкой
[/цитата]
-------------------------------------------
Я , в отличие от некоторых , не будем пальцем указывать , всегда предоставляю , помимо своего системного мышления , еще и доказательства академической науки , назови хоть случай , где я не смог потвердить свои слова академической наукой авторитетной . !
На пока почитай теперь , вижу , что от русских ксенофобов недалеко ушел .
Согласно многочисленнымисточникам, современный полуостров Крым в античные времена назывался Таврида. Это название старательно притягивают к латинскому слову «тавр» («бык»). Хотя известно, что слово «тавр» имеет значительно более древнюю этимологию — древнеарамейскую. М.Зикмунд и И.Ганзелка отмечали, что это слово «на древнеарамейском (языке; прим. С.Н.)означает «Кряж»!
Соответственно, оно имеет прямое отношение к армянскому этносу (арменоидная раса). (1) О чём и сообщает «Полный Православный Богословскiй энциклопедическiй словарь»: «… арамеяне считаются предками армян … страна Арам … главн. город Дамаск».
Подр. источникам Таврида известна ещё и как архаичная историческая Понтида. Таврида уникальное творение природы и рай для учёных многих направлений науки. (2) Историки её знают ещё и как «Морскую Армению» (по Бартольду и др.). 1 (3) И только лишь в XVв. появилось знакомое нам ныне название - «Крым» - от искажённого монгольского «хэрэм», что означает«крепостная стена»!
Согласно мн. древним источникам, исконные названия городов, рек, гор и пр., были даны Тавриде в глубокой древности крымско-армянским и крымско-греческим народами.(4) Было сделано насильное переименование татаро-монголами (не путать с волжскими татарами). (5)
Согласномн. источникам, армяне освоили земли Тавриды ещё с глубокой древности. По крайней мере, во II-Iтыс. до н. э., они уже постоянно жили на южном берегу Чёрного моря — от устья р. Галис на запад, а на восток до Колхиды («Кохгис» - древ. арм.; «Боковина» - древ. слав.).
О постоянном их присутствии в Крыму сообщают и многие античные авторы. Гекатей Милетский (550-490 г.г. до н.э.) писал об армянах: «Халибы, народ у Понта (выделено и подчёркнуто С.Н.)». Об армянах в Крыму сообщали: Ксенофонт (445-? г.г. до н.э.), Псевдо-Скилак Кариандский (VIв. до н.э.). Страбон (64 г. до н. э.) и пр. авторы. Они отмечали армено-халибов как очень работящий осёдлый народ. Историк Ф.Шелова-Коведяева пишет: «Халибы локализовались различными античными авторами по всему южном побережью Понта, где встречалось население, издревле занимавшееся металлообработкой».
Об армянах в Крыму (Херсонес и др.) в период античности писал посол-путешественник М.Броневский (1670-е г.г.), опираясь на труды Птолемея, Плиния, Страбона («География») и пр. Достаточно широко освещён «армянский вопрос» у З.Глака (IV) и у А.Ширакаци (VIIв. «География Мироуказатель») и пр.Миссионер М.Бжшкян (католический монах-историк; Венеция, монастырь «Св. Лазаря»). (6)
Раннее присутствие армян в Крыму подтверждают и результаты многих археологических раскопок – человеческие черепа (брахилоцефалы), золотые изделия, изображающие коней и колесниц, ангобная керамика и пр. предметы материальной культуры, перекликающиеся по стилю изготовления с изделиями с Арм.Нагорья.
В Крыму пока ещё сохранилось много архаичных армянских географических названий окрестностей. Они прочно и органично вошли в наш повседневный речевой обиход. Мы не задумываемся об их, древнейших этимологических, именно армянских корнях.Например:
гора Прчорт– («Мохнатая» гора);
гора Сапун– («Горбатая» гора);
город Сурхат– («Острая скала») генуэзцы переименовали его в «Солхат» («Solcati» - итал.), татары в «Кырым» (позднее «Эски-Крым» - «Старый Крым»)
город Алушта,((Галустон, Алустон, позднее Ал(h)уштэ - древ. арм.) – («Красная пещера»);
город Керчь(Кирче - древ.арм.) – («Ущелье», «Теснина»);
мыс Айа– («Армянский» мыс);
горы Ай-айа– («Армянские» горы);
балка Хор-Хор– («Очень глубокая балка»)
урочище бронзового века «Таш-Аир»– (созвучие с названием древнего царства в исторической Армении «Ташир»).
поселение Сев-Джур– («Чёрная вода»; в славянской традиции XI-XIIв.в. – городок Карасёв; позднее татары переименовали его в Карасу-базар);
большой водопад Джур-джур
малый водопад «Джур-ла» – (турки уверяют, что точный перевод не помнят, якобы, с турецкого «Джур-ла» означает, вроде бы, «Бегущая»). Город с похожей этимологией, есть в области Хор (Мазандаран; соврем. Туркмения) – это Джурджан. А Аральское море в древности называли Джурджанийскимморем. (7)
Список можно продолжить:
местечко Майрум, Варденик (Варданэ), Сахтик и Артик (в обиходе армянские женские имена).
Алупка, Мегапотама (позднее Улу-Узень-тат.),
ущелье Хапхал (переводы сохранились в Матенадаране).
Воспетая Ю.Лермонтовым Тамань тоже много раз переименовывалась. Её раннее название – Самкерц, в хазарский период – Таганата.
В славянских источниках – Тмутаракань (созвучно с древ.арм. названием Танутеракан - город «Теров», т.е. «первых», «сильных»).
Город донских славян Саркел («строить», «возводить», «делать»-древ.арм.).
Чёрное море в некоторых ранних источниках называли «Каменным» морем» или «Армянским морем» или«Аскеназовым морем» (ассоциация с древнеармянским царством Азкеназ/Ашкеназ царя Паруйра). Турки же обозначали Чёрное море «Кара-дэнис», а самих армян называли «кара» («кара» или «кар»-древ.арм./«камень»).
Отчётливый армянский след в Крыму всегда присутствовал в разные временные периоды. М.Нейман писала, что в Крыму «армяне … развернули свои способности, обратив пустынные пространства п-ова в цветущие деревни, и покрыв его горы и поля множеством великолепных храмов, развалины которых существуют и поныне».
58-62 г.г. до н.э. – экспансия Рима, особенно сильна в период т.н. «римско-митридатовых войн». Противник Рима царь Митридат Евпатор VI((ок. 121-64 г.г. до н.э.; этнический армянин). (8) Он пользовался уважением всех 22-х народов Понта. По их просьбе Митридат и стал царём и выучил их языки, о чём писал Плиний (соч., 7,88-90). Его союзниками были даже дикие и воинственные морские пираты гениохи. После чего начался новый «подъём в Крыму … Митридат … создал обширное государство, охватывающее южн. и сев. берега Понта Евксинского». Далее он заключил союз с Арменией. Известно, что свою дочь Клеопатру он выдал замуж за царя Великой Армении – Тиграна II«Великого». Соответственно, по договору, в период военных действий в Тавриде, в войске Митридата «Евпатора» служили и воины-армяне Тиграна. О Митридате и «его союзнике царе Тигране» в Крыму было сложено предание «Смерть Митридата», гора на «Керченском п-ове носит его имя». При нём Таврида процветала, он вкладывал немалые средства в развитие инфраструктуры п-ова. Вместе со своим зятем Тиграном они противостояли агрессивным устремлениям римлян на Восток (58-62-е г.г. до н.э.). Он возвёл статую в свою честь из чистого золота (которой так мечтал завладеть Рим), построил великолепный царский дворец. В Керчь приезжал художник Басолли и он с натуры написал тот самый дворец Митридата VI(неплохо сохранившийся в его время). Полотна Басолли отличались фотографической точностью изображения. Чем он и прославился.
Iв. по Р.Х.– император-язычник Траян овладел Крымом, после чего п-ов становится не только местом завоеваний, но и местом ссылки (в том числе армян).
IVв.– в Крым пришли сарматы, после чего богатое «царство Боспорское навсегда было разрушено гуннами».
На стыке IV-Vв.в.п-ов уже был отдалённой провинцией «хай-хурумской» (армяно-халкедонитской) Византии.(9) Столицей же этой византийской фемы стал богатый г. Херсонес. Но согласно др. древним источникам, Херсонес много ранее назывался Мегариче («Магариче» в переводе с древ.арм. означает «подарок» или «презент»)! (10)
По приказу базилевса, строятся и др. укрепления п-ова. Это - цитадель Ал(h)уштэ (Галустон, Алустон или Алушта; сней связана ранняя романтическая легенда времён базилевса Константина - «Прекрасная Феодора»). А также др. – Евпатория (первое её название «Киркинтида», что в переводе с древнеармянского означает «Благое место»). Мангуп (армяно-халкедонитское княжество Феодоро) и дозорная башня Симфолон/Каламита (ныне Инкерман) и пр. После чего на п-ов стали прибывать очередные волны армянских и греческих колонистов. Что, впрочем, не мешало разным правителям перманентно использовать земли Крыма как поле боя.
Vв.-VIв.– присутствие в Крыму крымско-армянского народа, относящегося к ААПЦ халкедонитской (греко-православной) церквам. Это подтверждают источники разных временных периодов. Постройка византийских крепостей - Мангупа, Яэлиты (Ялта), Фуны («Демерчи»-зап.арм.) и др. На плите «крепости Фуна» в 1459-м г. был ещё заметен древний герб царя Тиграна «Великого» – «армяно-византийский герб в виде двухглавого орла с коронами на головах (выделено и подчёркнуто С.Н.)»».
VIIIв.– археологические раскопки (1902 г.; древние хачкары, камень с армянскими буквами, VIIIв. и пр.) показали, что в Херсонесе жили армяне. На камне хорошо сохранились 2 надписи на древнеармянском языке, о чём писал академик Н.Марр. А также обнаружили древние руины разрушенного татарами, крестообразного храма в Херсонесе.
Присутствуюти следы сражений между войсками Юстиниана IIи Вардана Филиппика (Пилика-древ.арм.). Раскопки возобновились в 1910-1911-х г.г. Надо сказать, что Юстиниан IIфактически бросил свою отдалённую фему на произвол судьбы. Херсонес переходил из рук в руки. Поэтому измученные херсонесцы сами провозгласили своим царём знатного византийца – патрикия Вардана (этнический армянин, князь-халкедонит). Когда Вардан сверг Юстиниана II, он занял византийский престол (711-713), он даже освобождал узников из тюрем в Византии и в фемах.
Армянский источник того времени сообщал: «… воцарился Вардан-Филиппик из армянских азатов». Вардан старался укрепить политические связи и с Русью. Для чего из Крыма он отправил князя Колокира (армянин-халкедонит) на Русь к киевскому князю Святославу, о чём писал халкедонит Лев Диакон(«Христианство и Русь»). Разрушение готами, аланами Мангупа. (11)
Начало VIIIв.– «нашествие диких хазар» в Крым. Что ощутила на себе и Русь. Историк Е. Евдокимов по этому вопросу косвенно замечает: «Греко-хазарский конфликт, в котором отразилось армяно-еврейское соперничество, не прошёл незамеченным на Руси».
Хазары всё разграбили, разорили и пожгли, жителей убили. Тогда часть армян, греков и др. христиан поднялись в горы. В «хазарский период» Тавриду называли «Хозария». В к. VIIIв. хазары, жестоко подавили восстания христиан Мангупа и разорили близлежащие поселения.
988 г. – судьбы Тавриды, Руси, Византии и Ани стали более плотно пересекаться.
Это крещение Св. Владимира и его женитьба на византийской царевне Анне (армянка-халкедлнитка, Македонская династия, состоявшая в родстве с древним родом Аршакуни, к этому роду относился и царь Абгар).
ХIв.– в н. ХIв. мн. сёл Мангупа разорили, жителей убили. В серед. ХIв. «появились новые варвары – половцы … и почти 2 века называли её своей», отмечала А.Ишимова. Впрочем, вырезали и самих половцев – татаро-монголы.
Но даже в такие непростые времена армяне всегда жили в Крыму, это подтверждают археологические раскопки (включая при плановых строительных работах) недалеко от горы Тепсень. Там находился г. Горзувиты (Гурзуф), один из крупных поселений армян в Крыму.
А.Якобсон («Средневековой Херсонес») также находит много общего между найденной керамикой Крыма, Двина и Ани. (12) А уже к ХIV-XVв.в крымско-армянский народ там всегда преобладал. О чём говорят и мн. предметы материальной культуры с др. крымских раскопок (включая погребальные).
Середина XIв. –Херсонесская фема, княжество Феодоро (столица Мангуп) снова владения христиан — но уже армяно-халкедонитского рода князей Гаврасов.
Е.Нагаевская отмечает: «… своё название княжество получило по имени армянина Феодора Гавраса, который правил Трапезундом … родственника Комненов и Палеологов».Мангуп — родовое гнездо «патрициев-цатов из древнего армянского рода Гаврасов», было заложено на месте более древнего укрепления (VI).«Люди разных национальностей, исповедующие христианскую религию И СЧИТАЮЩИЕ СЕБЯ ГРЕКАМИ, удерживали за собой территории между Херсонесом и верхним течением реки Альмы». (13)
Гаврасы внесли огромный вклад в развитие Мангупа и Крыма. Были построены водонакопители, флот, укреплены порты и пр. и пр. Фема была от зап. территории горного Крыма по южн. берегу от Ямболи (Балаклава) до Алхуштэ (Алушта).Ещё Плутарх называл царя Тиграна II«Гобрас» («Грозный, Храбрый, Гордый»), о чём упоминал и С.Анеци.
Гаврасами занимались - Э.Брайер (исследовал более 60-ти разных представителей рода Гаврасов), А.Фальмейер, Ш.Диль, ак. Н.Марр, Н.Адонц, ак. Р.Бартикян, ак. С.Еремян, ак. Немировский, А.Никольский, Якобсон и пр.
1064-1067 г.г.– снова Ани разорили турки-cельджуки и в Крым снова переселялись анийские армяне. Ани, практически, перестала существовать. Бывшие анийцы развернули в Крыму многоплановое строительство (включая флот), расширили торговлю. Поддерживали всесторонние отношения с др. византийскими и пр. колониями Крыма, Индией, Китаем, Европой и пр.
XIIв.– укрепление княжества Феодоро халкедонитом Константином Гаврасом (1119-1140; племянник Ф.Гавраса, дуки Трапезунда).
1201 г.– появление первых купцов-веницианцев. «Благодаря» нападению крестоносцев
на Византию, в Крым снова приехали венецианцы, а также армяне-халкедониты и др. византийцы (1204).
27.01.1223 г.– появились татаро-монгольские орды. Они выдавили половцев-команов (с, уже обжитых ими за 200 лет, земель). Свидетелем того кошмара был Гильом де Рубрукус. Он писал: «А когда пришли татары, каманы … бежали к морю в таком огромном количестве, что … пожирали друг друга взаимно, живые мёртвых, как мне рассказывал видавший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки трупы».
Летописец Андрей Лызлов продолжает тему: «Выйдя из Татарии (пределы Монголии; прим. С.Н.), татары покорили многие земли (после битвы при Калке) … города и селенья половецкие разорили и все страны около Дону и моря Меотийского (Азовское море) и Таврики Херсонския (Крым), и окрест Понта Евксинского (Чёрное море) татарове обладаша и поседоша».
Краевед В.Мордашов замечает, что «татары никогда не были коренным народом Тавриды», что подтверждает и современное название п-ова.
Так татаро-монголы утвердились в Тавриде. Но, всё-таки полностью подчинить южное и восточное побережье Крыма не смогли. Мешали им переселенцы из Ани и армяно-халкедонитское княжество Феодоро.
1225-е г.г. – появление новых татарских орд, но уже хана Джучи (1182-1227; сын Чингиз-хана) произвело регресс п-ова. Зато турецкий автор Э.Челеби был рад: «Наконец, Крымское государство захватил Джучи-хан, и теперь достославные ханы являются наследниками этого первого обладателя Крыма». Что из этого вышло, описано в его рукописи «Сияхатнамэ» (гл. «Описание древней столицы – крепости Эски Кырым /Старый Крым)».
1233 г.– пришла орда хана Бату. «Батый был ужасом Тавриды» – замечала Ишимова. И воины «батыева полководца» Ногая снова разорили и разграбили, мн. жителей зверски зарезали, др. продали в рабство.
1242 г.– большая часть земель п-ова уже золотоордынская провинция («улус»-тат.), граничащая с владениями Тамерлана. С того времени татаро-монголы старались «застолбить» Крым соблюдая заветы Чингис-хана: метить новые земли знаменем и собирать курултаи, как на их исторической родине в Монголии. Они ставили на вид «голубое знамя Чингиса» («кокбайрак» - тат.) и собирали народный сход («курултай» - тат.).
Но крымско-армянский народ несмотря ни на что, продолжали проживать в Крыму, что подтверждают археологические раскопки 1930-х г.г., экспедиция Барченко.
Раскопки 1955-го г. (городище Херсонеса,найдено 18, человеческих черепов /брахицефалы; XIII). Антрополог К.Соколова провела исследование и пришла к выводу, что они принадлежат именно армянам.
1265 г.– появление генуэзцев и закрепление их в Крыму.
Многие источники того времени сообщали, что к их приходу основное население города составляли армяне и греки.
Особенно основательно генуэзцы обосновались в 2 городах – в бывшей армяно-греческой колонии IVв. до н.э. Феодосии (Кафе). В Vв. византийцы приехали сюда отстроили город. Он динамично развивался несколько веков до прихода хазар, после падения хазарского каганата Феодосия пришла в упадок.
Но византийцы, снова, хотя и ненадолго, восстановили свои позиции. В 1266-м г. генуэзцы у татар «сторговали … факторию», руины Феодосии и стали всё перестраивать.
Впрочем, в Феодосии всё же уцелели 3 армянских фонтана. Стали вытеснять армян-халкедонитов, армян ААПЦ и греков.
Весь ХIIIв. татаро-монголы грабили и вытесняли автохтонное население Крыма. О чём писали арабские, византийские, армянские и мн. др. исторические источники. Сохранились крымские легенды и предания о «жестокости и вероломстве завоевателя» Мамая («Могила Мамая» и др.). Расцвет работорговли.
Следующие 200 лет– постоянный притоке армян в Крым из-за политики между Византией и Персией и нашествий турок-сельджуков.
1330 г. –много армян (выселенных татарами в Золотую Орду) вернулись в родную Тавриду. О чём писала М.Нейман (журнал «Новое Ревю», «Армяне»): «В XIII столетии, когда монголо-татары завоевали Армению, они выселили оттуда много народа, в Сарай, Астрахань («Читракан»-древ.арм.; прим. С.Н.) и Казань. Стремясь … освободиться от этих варваров … армяне вошли в переговоры с генуэзцами, и … Генуэзцы помогли освободиться армянам от татар».
1365 г.– генуэзцы заняли ещё 18 селений и продолжили выдавливать армян, греков, готов (болгар), благодаря их роскошным подаркам татарину-наместнику (а также интригам и предательствам).
1375 г. – турки-сельджуки разрушили Армянскую Киликию (она стояла 300 лет). Переселение в Крым армян-киликийцев.
1390-е г.г. –появление хана Тохтамыша, «Морская Армения» была насильно втянута в татарскую междуусобицу. Богатые армянские и пр. крепости, сёла и инфраструктура разрушены. Роботорговля.
1395 г. –появление войска Тамерлана, разрушение Сурхата, Ялты и др. Бойня между татарским ханом Тохтамышем и «хромым эмиром». В результате - юго-запад п-ова 2 орды сравняли с землей. Турок-Печеви писал, что по Крыму «… бродили, и одинокие группы, и толпы татар, занимавшиеся грабежом», это были воины «злобного Темура».
Другой свидетель иеромонах и экзарх Ялты о.Матфей описывал «невинно убиенных христиан и страшную безлюдность края». Присутствие ордынцев в Крыму он характеризует как «басурманское нашествие»: «Увидел, и мёртвые тела и множество останков, и черепа, отделённые от костяков, и останки, сваленные в кучу».
Начало XIVв. – Великий Князь Алексей Гаврас Феодорит возвёл на месте византийской дозорной башни непреступную крепость Каламита для охраны своего морского порта + инфраструктура.
Конец ХIVв. –на п-ове ещё были армянские феодальные княжества со своими крепостями, складами, колодцами в горах и внизу, арсеналом, войском (оно содержалось со спец/налога). При вторжения врага, объединённая армянская княжеская ставка собиралась в Кафе (там жило более 50-ти тыс. душ).
В Кафе поставили большие городские ворота (металл). Мощная торговля: историк С.Соловьёв замечал: «… из Кафы приезжали в Москву армяне», а также Франческо Тьеполо (1509-1590). Ибн-Баттута описывал армянские базары Крыма: «… шумные базары, на которых торговали всевозможными диковинками и красивыми изделиями из хрусталя».
До XV в. крымско-армянский народ насчитывал около 300 тыс. человек. Кроме армян-халкедонитов, было ещё две диаспоры (паства ААПЦ):
а)первая диаспора — от Кафы и до границы цитадели Мангуп;
б)вторая диаспора — от границы Мангупа и до крепости Каушанэ. В архивах есть древние списки княжеских и купеческих родов Крыма:
Пахлавуни – Великий Князь царского рода, (ближайшие родственники царского дома Аршакуни, основные землевладельцы и флотовладельцы Крыма), Сурхапетянц, Спендиарян, Сеферян, Чалтыкян (впоследствии Салтыкян, Салтыковы), Манчупенц, Мугаленц, Дариджанян, Агамалян, Айвазян (Айвазовские), Архарян, Налбандян и мн. др. В Феодосии долго сохранялись районы со старинными наименованиями: «армянская слободка», «греческая слободка», «немецкая слободка» и пр.
1453 г.– пала Византия от огузов, ал-гузов и др. тюркских племён (предки турок, соврем. азербайджанцев, туркмен). (14) Много византийских армян-халкедонитов и других христиан было зарезано турками, др. ушли в Крым и пр.
1475 г.– заключающие захватчики Крыма турки-огузы (прижавшие татаро-монголов). Они ещё больше развили работорговлю, в том числе педофильную. О чём мн. писал очевидец-турок Э.Челеби.
Появилась нестабильность как в самом Крыму, на Сев. Кавказе, и в булгарской Казани (ЧелебиЭ. «Сияхатнамэ». Ишимова А. «История России для детей», гл. «П-ов Крым …».)
Осада Мангупа 7 раз, с июля по декабрь. На 8-й раз Гедик-паша захватил его, положив 7.000 отборных янычаров. В руины храма VIв. «Св. Константина и Елены» турки и татары свалили трупы защитников крепости. Теперь это был «Мангуп-кадылык», с центром в Кафе, он входил в состав турецкой провинции («зялет»-тур.).
В Крыму стояли войска турок и правил турецкий наместник! Затем разорили крепость Каламиту. Оставшиеся от неё 3 башни переименовали её в Инкерман («Пещерная крепость»-тюрк.). О татарской разрухе писал М.Броневский и др.(15) Притеснение турками христиан и иудеев. (16)
1787 г. – русская императрица Екатерина IIпобывав в Крыму, «самолично увидела в каком положении находилось христианское население».
В 1778-м г. по её Указу армян и греков из Ходжа-Салы, как и из др. их древних родовых владений, переселили на Дон.
Вклад армянского народа в развитие Крыма – колоссален.
Даже пришельцы-турки признавали вклад крымско-армянского и крымско-греческого народов в развитие Крыма. После «истребления неверных» осталось: «40.000 садов», виноградники и винодавильни («тарапаны» - древ.арм.; 11 шт. у монастыря Челтер-Коба, балка» «Хор-Хор»), вспаханные поля, разветвлённый водопровод, многочисленные колодцы, облагороженные, отстроеные придорожные родники, «мн. цистерн для воды» (по Э.Челеби, А.Ишимовой, Э.Клеману). Ишимова писала: «От всей древней славы этого города осталась теперь только слава его виноградников: они лучшие в Крыму». А известный историк А. Никольский писал: «Армяне и греки представляли важную группу населения, сыгравшую историческую роль в жизни ханства… они были единственными передатчиками татарам навыков земледельческой культуры, каковое значение они и сохранили до последнего своего пребывания в Крыму».
Архитектура: Феодосия «Армянская крепость» («Айоц-Берд»), в Судаке крепость «Солд-(h)айц»/т.н.«Генуэзская». Церкви: «Сурб-Саркис», «Сурб-Аракелоц», «Сурб-Карапет», «Григор Лусаворич», «Ованес Аствацабан», «Сурб-Геворк», «Сурб-Ншан», «Сурб-Илия». Монастыри: «Сурб-Геворк», пещерные - «Челтер-Коба» и «Челтер-Мармара», «Сурб-Хач». Пустынь «Чамарон», и пустынь «Сурб-Антоний». Академик Якобсон («Очерки истории зодчества Армении V-XVIIв.в.») подчёркивает уникальное явление в европейской архитектуре: «Влияние армянской архитектуры прослеживается в Болгарии … ясно сказывается и в Сербии, ещё сильнее в Крыму».
Ованес Айвазовский – гордость России, Крыма, Феоосии.Он многогранен как художник — маринист, городской пейзажист, портретист, редкий баталист баталист («Резня в Трабзоне», «Сбрасывание турками арм. тел в море») (17) Талантливый архитектор, поэт, педагог, археолог, музыкант-скрипач, виртуозный кяменчист. Великий меценат-благотворитель: помощь бедным (Россия, Болгария, Италия, Франция), худ/выставки для бедных. В Феодосии он построил: школы и больницы для бедных, Концертный зал, Архео/музей Митридат, выставочный зал Картинной галереи, клуб, Публичную библиотеку, 30-ти километровый водопровод +2 фонтана, ж/д дорогу,
Десантник в армии генерала Н.Раевского, археолог, реставратор храмов, иконописец, создатель живописной школы Крыма. Подарил свой дом со всем антиквариатом Феодосии.
Он ещё и «первый почётный гражданин города» Феодосии Айвазовский был знаком с А.Пушкиным и его женой Н.Гончаровой, а также с композиторами А.Серовым (отцом художника Серова), Спендиаровым и мн. др. Одни из мн. меценатов Крыма: Г.Айвазовский; братья Галфаяны; А.Бурназян, жена Айвазовского; К.Арцеулов-художник, лётчик; И.Саркисов-Серазини - профессор медицины; семья Басрамовых-обществ. деятели.
Все это однозначно подтверждает (чему свидетельствуют многочисленные античные, средневековые и современные источники и археологические раскопки), что именно армяне являются одним из коренных народов Крыма, с более чем 2-х тысячной историей проживания на крымском полуострове.
Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения[13]. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»
Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира:
«Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.»[14]
При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».[15]
Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей[16], сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.[17]
Византийская (армянская) принцесса Анна, принесшая с собой крещение Руси.
«Великий князь Владимир ("Красное Солнышко") при желании взять в свои очередные жёны цесаревну Анну - сестру Византийского императора армянского происхождения Василия (Барсега) 2-го (976-1025гг.) - столкнулся с твёрдым условием Анны: выйти замуж за Владимира, если он примет христианство и выгонит остальных жён».
Происходила цесаревна Анна из македонской династии, иначе называемой армянской династией. «Происхождение Македонской династии: Рассказ о предках Василия содержится в так называемой хронике «Продолжателей Феофана». Автор главы о Василии Македонянине, его внук император Константин VII Багрянородный, говорит, что предки Василия бежали изАрмении в Византию во второй половине V века и поселились в окрестностях Адрианополя[13]. Содержащиеся здесь же сведения о происхождении предков Василия I от армянских царей из династии Аршакидов, Константина I Великого и Александра Македонского, современные историки (не ставя под сомнение армянское происхождение) считают легендой патриарха Константинопольского Фотия I, сочинённой для прославления новой династии[4][13][14]. Большинство[15] учёных считает основателя Македонской династии Василия I потомком армянских переселенцев[16][17][18][19][20][21][22][23][24]. Это мнение основано на армянских и отчасти византийских источниках. По утверждению П.Хараниса (авторитетного византиниста, специализирующегося на вопросах исторической демографии), каждый император на византийском троне от начала царствования Василия I до кончины Василия II имел армянское или частично армянское происхождение[25]».(ссылка из Википедии)
Далее о главенствующей роли царицы Анны в церкви, и её просветительской деятельности описано в произведении «Великие и неизвестные женщины Древней Руси», автор Людмила Евгеньевна Морозова, глава 2:
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|