16+
Лайт-версия сайта

Новости

Викторианские девы на Ямайке и «Рафаэль цветов»: Как создавали ботаническую иллюстрацию во времена, когда не было фотоаппаратов



В те годы, когда не было фотографии, а о высокоточной макросъемке и речи не шло, непростой была жизнь ученых – ведь найденные научные образцы нужно было зафиксировать, запечатлеть для последователей и потомков, разобрать на части, внести в схемы. И если биологам на помощь приходил формалин, то ботаникам приходилось сложнее – ведь их объект исследований в первозданном виде остается недолго. Так появилась ботаническая иллюстрация, которая в прежние времена была попросту необходима, а сегодня стала предметом коллекционирования и вдохновляет современных художников, дизайнеров и ювелиров. И ее просто интересно рассматривать!



Красота природных форм в рисунках Эрнста Генриха Геккеля

 

Иллюстрации Эрнста Геккеля.

 

Иллюстрации Эрнста Геккеля.



Иллюстрации Эрнста Геккеля.

 

Иллюстрации Эрнста Геккеля.



Начнем, впрочем, не с изображений тропических растений, а с существ, к ботанике не имеющих отношения – радиолярий. Впрочем, именно рисунки Геккеля представляют собой эталон того, к чему стремится ботаническая иллюстрация – красота форм, выразительность линий, удивительная детализация. Эрнст Геккель – выдающийся немецкий ученый, автор терминов «питекантроп», «онтогенез» и «филогенез», разработал теорию происхождения многоклеточных, сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства. Значительную часть жизни он отдал изучению радиолярий в Мессинском проливе. Там же он познакомился с писателем Германом Аллмерсом – дружеское общение с ним вдохновило Геккеля вернуться к занятиям рисованием. Его очаровывали местные пейзажи, он много писал акварелью, но сегодня широко известны его научные иллюстрации, изображающие преимущественно многоклеточных и эмбрионы на разных стадиях развития. Современные исследователи считают, что созданные им рисунки и схемы содержат массу неточностей (как и некоторые его теории), и многое в них просто придумано ради подтверждения его же теорий. Но они настолько красивы, что сегодня, с развитием науки, можно простить Геккелю ошибки – и любоваться его невероятной графикой.

 

Восхитительный зеленый Отто Вильгельма Томе



Иллюстрации Отто Вильгельма Томе.

 

Иллюстрации Отто Вильгельма Томе.



Иллюстрации Отто Вильгельма Томе.

 

Иллюстрации Отто Вильгельма Томе.



Отто Вильгельм Томе был ученым-ботаником, систематиком растений. В отличие от своих коллег по цеху, он посвящал свои труды не флоре далеких стран, а родной природе. В 1885 году вышел его сборник ботанических иллюстраций в 4 томах «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома). Ему удалось передать не только строение растений, но и свойственные им оттенки. По крайней мере, зеленый Томе – безупречно реалистичен.

Мария Сибилла Мериан – «бабушка ботанической иллюстрации»



Иллюстрации Марии Сибиллы Мериан.

 

Иллюстрации Марии Сибиллы Мериан.



Иллюстрации Марии Сибиллы Мериан.

 

Иллюстрации Марии Сибиллы Мериан.



Мария Сибилла Мериан, художница эпохи барокко, занималась книжной иллюстрацией, гравюрой, росписью текстиля – она изобрела невыгорающие красители, позволяющие использовать ее скатерти и салфетки очень долго. Занималась исследованиями насекомых – особенно художнице нравились гусеницы, подверженные метаморфозам, им она посвятила целый научный труд. Уже в зрелом возрасте в сопровождении дочерей совершила поездку в Суринам, откуда привезла множество рисунков суринамской флоры и фауны – яркие цвета, поразительные формы, динамика и экспрессия, ранее несвойственные ботанической иллюстрации. Она обожала завитки, а поэтому завороженно рисовала узоры на крыльях бабочек, чешую, побеги растений. Мериан – культовая фигура не только в своем жанре, но и в искусстве вообще. Ее работами вдохновляются дизайнеры, ей посвящают книги и фильмы, ее именем было названо одно из немецких многоцелевых научно-исследовательских судов.

 

Марианна Норт – художница викторианской эпохи



Иллюстрации Марианны Норт.

 

Иллюстрации Марианны Норт.



Иллюстрации Марианны Норт.

 

Иллюстрации Марианны Норт.



В Викторианской Англии иллюстрация была занятием, для женщин, в общем-то, одобряемым. Но Марианна Норт, дочь богатого землевладельца, возмущала общественность своим поведением – наотрез отказалась выходить замуж и вести жизнь добропорядочной англичанки, а вместо этого с красками и этюдником отправилась в Америку и на Ямайку, побывала в Бразилии, Индии, Африке, Тенерифе, Шри-Ланке, Японии, Южной Африке. Ее восхищала природа дальних стран. Она писала не отдельные части растений, как большинство ботаников, а цветы и побеги в природной среде – это были полноценные картины, которые при жизни художницы выставлялись в картинной галерее Ботанических садов Кью в Лондоне – построенной, кстати, по ее инициативе и на ее средства. Да и оформленной ею же – у входа художница нарисовала чайное и кофейное деревья.

Знаток растений Фердинанд Бауэр



Иллюстрации Фердинанда Бауэра.

 

Иллюстрации Фердинанда Бауэра.



Иллюстрации Фердинанда Бауэра.

 

Иллюстрации Фердинанда Бауэра.



Австрийский художник Фердинанд Бауэр создал более трех тысяч ботанических рисунков. В Вене он изучал ботанику и живопись одновременно – чтобы максимально точно передавать морфологию растений. В 1801 году Бауэр участвовал в экспедиции Мэтью Флиндерса к берегам Австралии, исследовал заливы Спенсер, Сент-Винсент, полуостров Йорк и прибрежные острова, где беспрестанно рисовал – более половины его работ создано именно в этот период. Его брат и сын также занимались ботанической иллюстрацией.

Пьер-Жозеф Редуте – «Рафаэль цветов»



Иллюстрации Пьера-Жозефа Редуте.

 

Иллюстрации Пьера-Жозефа Редуте.



Иллюстрации Пьера-Жозефа Редуте.

 

Иллюстрации Пьера-Жозефа Редуте.



Редуте происходил из семьи потомственных бельгийских художников. В тринадцать лет он покинул отчий дом, чтобы странствовать и учиться ремеслу. Дорога спустя десять лет привела его в Париж, где он под руководством ученого-ботаника занялся рисованием растений, преимущественно цветов – именно поэтому впоследствии он, сперва придворный иллюстратор Марии-Антуанетты, а затем любимый художник супруги Наполеона Бонапарта, Жозефины, был назван «Рафаэлем цветов». С Наполеоном его связывает и участие в египетской кампании, к которой он присоединился как исследователь и привез из Африки сотни иллюстраций местной флоры. Изданные при жизни сборники его работ содержали детальные зарисовки растений Японии, Южной Африки и Австралии, а также Европы и Америки. Но сейчас любят его за нежнейшие акварели и гравюры с изображением пышных роз и лилий, а альбомы с репродукциями Редуте стоят немалых денег.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020823/56963/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft