16+
Лайт-версия сайта

Блог пользователя Ptizelov

Блоги / Блог пользователя Ptizelov


02 марта ’2019   02:53


.........#Минимализм

А я становлюсь все ленивее. Сил и времени всё меньше. Стихи всё короче. Знаков препинания почти не стало. Где мысль - там рифмы не важны. Где рифмы - нет мыслей. Даже строчки укоротил до двух-трех слов. Я считаю эту груду бессмысленных черепков в виде буквенных знаков — черновиком, фрагменты которого, при стечении счастливых обстоятельств, станут когда-нибудь семенами чего-то осмысленного. Кто-то называет это — экспериментом. А для поэзии это всего лишь — обрезки плохо организованной речевой ткани, которая всегда остаётся после того, как пошив изделий закончен. Просто псевдолитературный мусор. И всё.

.............................................П. Фрагорийский
<div>Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 29   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
20 февраля ’2019   20:26
-


ГЕРБЕРЫ
.............................................#блокнот_птицелова

Считается, что можно говорить на языке цветов. Но мне кажется, это просто галантная игра, цветы не заменят ни одного слова о любви.

А знаешь, мне никогда не нравились герберы, от которых ты без ума. Но я дарил тебе именно эти, нелюбимые мной, грубые, искусственные на вид, какие-то бутафорские, цветы — потому что ты так хотела.

Цветы — не главное. Просто, увидев герберы, я отмечу мысленно: ты их любила. И вспомню тебя всю. От крапинки на мизинце, царапинки, солнечного блика на радужке — до последнего сказанного слова. И воскреснут все твои имена...

А еще — мне не нравятся каллы. Восковые на вид, какие-то похоронные, цветы. Не понимаю, зачем такие дарят на свадьбе...

П. Фрагорийский
из кн. Блокнот Птицелова. Сад камней
Просмотров: 21   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
19 февраля ’2019   05:41


Война смыслов
.........................#блокнот_птицелова

Стихи не опасны, пока невнятны, пока непонятно о чём они. Как только проступает смысл — тут и начинается все самое интересное. Налетает рой ос, приползает шипящий террариум, начинают накидываться какие-то сумасшедшие. Критики, эстеты, экзорцисты, бесы, монархисты, либералы, патриоты, идиоты… Настоящая война смыслов!

Сразу становится понятно, «ху из ху». Смысл в стихах проявляет смысл в людях. И все тайное становится явным.



П. Фрагорийский
Триумф ремесленника /Ремарки
Просмотров: 23   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
28 декабря ’2018   03:41


Куклы. Марионетки. Манекены

Давно заметил, что раз сломавшиеся, а потом исправленные, вещи становятся какими-то мёртвыми, уродливыми. Я не хочу тебя исправлять. Я устал чинить себя, нашу жизнь, отношения, придумывать не сказанные слова и очищать сказанные — от скверны. Уродство пугает только поначалу, потом к нему или привыкаешь — или смертельно устаешь...

Все куклы рано или поздно ломаются. Как и люди. Если с ними обращаться не бережно — они выходят из строя раньше, чем им предписано гарантией производителя.

Творец, изготовитель человеков, незримо наблюдает за созданным нами кукольным театром, за этими невидимыми злыми ниточками, и как мы дергаем за них, пытаясь неуклюже управлять жизнью других людей, и как дергают за эти ниточки нас...

Ты заметила? Мы похожи на марионеток, пока существуют механические отношения между нами — фантомная боль, атавизм, эхо любви, которая умерла. Это уже не исправить, не починить. Мы ещё можем манипулировать друг другом, но ощущаем себя потерянными.

Когда отношения отмирают окончательно — мы становимся манекенами. Независимыми ни от кого, безжизненными внутри.

А помнишь, как нас создавали — и мы были еще живыми? И нам была Создателем подарена вечность и свобода. Как знак качества. Как гарантия человеческого достоинства в каждом из нас. А мы зачем-то набивали себе цену.

У нас свобода была, и ветер танцевал на битом стекле, когда разбивались тарелки и бокалы — на счастье! Мы просто забыли об этом… И такая тоска у меня по тому безвозвратному времени.




_________________________________
П. Фрагорийский
<div>из кн. Блокнот Птицелова. Сад камней</div>
Просмотров: 53   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
25 сентября ’2018   12:19
-








Скачать MP3


Хлеб с кровью. Селяви

Иногда кажется, что потребительский образ жизни — приговор, а потребительский тип сознания — диагноз.

Они рассуждают трезво: не в наших силах изменить мир. Что от нас зависит-то? Единственное, что можем — сделать счастливыми наши собственные семьи в невеселом нынешнем мире. В конце концов, семейные ценности — главное в любом государстве, при любом режиме. Так и говорят: счастье начинается с тебя самого!

Завтра их дети будут уплетать колбасу, с местного заводика по переработке мяса младенцев "неправильных людей" или "неполноценных рас". Ни один не признает себя фашистом или расистом. И по большому счету — не расисты они, и не фашисты. В их душах полным-полно благородных порывов, им с головой хватает благодушия.
Но они будут жрать эту чертову колбасу с аппетитом, резать на куски и складывать хлеб с кровью аккуратной горкой, класть бутерброды на кружевные салфетки. 

Самые совестливые из них, быть может, даже подумают: конечно, не самый красивый выход — питаться человечиной. Но лучше выбросить из головы неудобную правду. В конце концов, не нами этот глобальный бедлам устроен, не умирать же с голоду. А детям положено быть сытыми и здоровыми. Их логика понятна. Они не обязаны думать о чужих детях, о том, что где-то кто-то кого-то регулярно убивает.

У этих чувствительных, приличных и, в определенном смысле, даже порядочных людей, живущих в двух шагах от войны, жизнь течет своим чередом. Работа, кафешка, дача, ежедневные заботы и хлопоты. И тут их тоже можно понять… Зачем омрачать бытие бесполезными мыслями, пребывая в комнатной атмосфере любви. Ведь жизнь — одна.

Большинство из них — люди хорошие, добрые, способные на бескорыстные поступки, на жалость и сочувствие. С милосердием и состраданием это связано редко. Скорее — они торопятся хоть чем-нибудь откупиться от злой совести, которая ноет, кровоточит внутри, невзирая на обстоятельства, на изуродованную в угоду этим обстоятельствам внешнюю общественную мораль.

Время от времени кого-то из них тревожит экзистенциальная пустота, и тогда они бьются над вопросом — как наполнить жизнь смыслом.
Кто-то из таких людей иногда сходит с ума — надо же кому-то искупать грехи, совершаемые сообща. Совесть ведь такая штука… Упрямая. Опасная. Пока она есть — ты человек. И никакая сила не способна тебя расчеловечить.

А иные, представьте себе, даже стихи пописывают. Про любовь, природу и все такое… Селяви.

P.S.
«Се ля ви» (Cest La Vie, «селяви») французская поговорка, дословно переводится: «такова жизнь». Фраза характеризует ситуации, когда обстоятельства сильнее, и не остается ничего, кроме как — подчиниться и принять происходящее как данность, смириться с судьбой, признать жизнь таковой, какова она есть...

2016, Украина, Юго-Восток
_______________________________
П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Моя маленькая война
Муз. илл. Smokie. What Can I Do?
Просмотров: 114   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
20 сентября ’2018   08:59








Скачать MP3


Полная ясность

Влюбленность полнится обманами, самообманами, притворством таким, что не поймёшь - искусность это или искренность. Завороженные друг другом, влюбленные ищут совпадений, подстраиваются, имитируют похожесть, выискивают достоинства, выдумывают несуществующие добродетели друг у друга.
А когда влюбленность проходит, наступает любовь или ненависть: тогда все различия становятся очевидными, недостатки - явными. Воцаряется полная ясность. Любовь, как и ненависть - никогда не обманывают тебя.


П.Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Сад Камней
Муз. Раймонда Паулса
Просмотров: 83   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
14 сентября ’2018   22:42








Скачать MP3


Цейтнот
______________________________

Нет времени — остановиться, осознать, что в твоей жизни, собственно, происходит.

Цейтнот — болезнь, поразившая разумное начало в жизни среднестатистического человека. Эпидемия, охватившая всех, кроме детей, стариков и нищих. Посмотри: мы связаны между собой миллионами дел, и сами того не осознавая — подстегиваем друг друга, внося очередную задачу в деловой дневник, втискивая очередную встречу в напряженный график. Цепная реакция. Чудовищная инерция.

Заметь — мы, те, кто вечно торопится, всегда отводим взгляд. Как будто в этой бесконечной спешке заключено нечто постыдное, неловкое, лукавое. Как будто бы мы догадываемся, что нарушаем какой-то внутренний закон. И каждый день вынужденно творим невидимое преступление.

И время летит, как сумасшедшее, сжигая чувства и совесть — потому, что мы вечно куда-то спешим, бежим по делам или по вросшей в наши души, привычке куда-то торопиться.

Если присмотришься к человеку — увидишь неизбывный страх остановиться вдруг, остановиться ни с того, ни с сего, посреди жизни. Просто так. Чтобы взглянуть в глаза другому. Дотронуться. Спросить: ну, как ты? Ответить на вопрос: что с тобой?
Поговорить по душам. О душе.



_________________________________________
П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Psihoved

Муз. Павел Кашин. Виртуальный человек



Просмотров: 84   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
11 сентября ’2018   13:40









Скачать MP3


Личность буду я

Приятель мой — коллекционер. Собирает старинные пластинки, граммофоны, патефоны. Как-то раз пили коньяк. Из компьютерных динамиков тихонько лилась уютная песенка забытого певца Петра Лещенко «У самовара я и моя Маша…»
Задумчиво глядя на кусочек лимона, друг сказал: «… знаешь, Юрка, я не романтик, не люблю я оригиналок, ну этих... с нестандартным мышлением, неформальным мировоззрением, с завихрениями и сюрпризами — зачем это нужно вообще в отношениях? Мне нравятся женщины простые, без затей, тихие, скромные, ласковые. Как говорится, зачем мне личность?.. Личность буду я. А она пусть просто хорошей женщиной будет, понимающей и любящей. Доброй, покладистой, и чтобы готовила хорошо, чтоб даже хлеб испечь умела…»
Слушал его я, слушал… и подумал: вот черт, как же ты прав, Михалыч…


П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Сад камней

Музыка: Пётр Лещенко. У самовара...
Просмотров: 121   Комментариев: 5   Перейти к комментариям
08 сентября ’2018   12:29
Я скажу тебе тихо ...
Об одном стихотворении Бориса Рыжего





Ибо я не надеюсь вернуться…
Т.С. Элиот


***
Я скажу тебе тихо так, чтоб не услышали львы,
ибо знаю их норов, над обсидианом Невы.
Ибо шпиль-перописец выводит на небе “прощай”,
я скажу тебе нежно, мой ангел, шепну невзначай.
Все темней и темней и страшней и прохладней вокруг.
И туда, где теплей, — скоро статуи двинут на юг.
Потому и скажу, что мы вместе останемся здесь:
вся останешься ты, и твой спутник встревоженный — весь.

Они грузно пройдут, на снегу оставляя следы,
мимо нас навсегда, покидая фасады, сады.
Они жутко пройдут, наши смертные лица презрев.
Снисходительней будь, не к лицу нам, любимая, гнев.
Мы проводим их молча и после не вымолвим слов,
ибо с ними уйдет наше счастье и наша любовь.
Отвернемся, заплачем, махнув им холодной рукой
в Ленинграде — скажу — в Петербурге над черной рекой.

© Борис Рыжий. 1994

Сергей Никитин: В России расстаются навсегда...







Скачать MP3


P.S.

Неприкаянность маленького человека, с его любовью, нежностью, душой — в холодных, тёмных временах «святых90х» получило в творчестве Бориса Рыжего, пожалуй, самое поэтическое воплощение. Время жуткой разрухи, ощущение катастрофичности бытия, невозвратности какой-то, и неизбывности — в стихах поэта лишено глянцевой ретуши, кокетливости, дешевой романтизации. Всё как есть: гибельно, остро, жестко. Иногда жестоко. Резко, реалистично, как на чёрно-белой фотографии. Предельно искренне. И — никакой чернухи.

За мягким флёром безупречной романсовой любовной лирики — осколки огромной страны, в которой ещё вчера было безопасно, а впереди было будущее. Но вдруг всё дрогнуло, сдвинулось, нелогично, против правил, сошло с места, как страшные каменные львы с почерневшей набережной. Изменились знакомые имена улиц, городов…

Стихотворение — расползающийся шов между безоблачным «вчера», тревожным «сегодня», пугающим «завтра». Написанное на небесах «Адмиралтейской иглой» слово «прощай» — печальное пророчество и прощание с Ленинградом, со счастьем и любовью, со страной, в которую уже никогда не вернуться, как не возвращаются в детство. Впереди — чужой, зловещий, «бандитский Петербург», где «черная река» — символ смерти для поэтов. Отражение мертвых вод Леты подземного царства Аида — в глазах Орфея.

Безысходность и горе этих строк заставляет внутренне содрогнуться. Борису Рыжему было всего 20 лет, когда были написаны эти невероятные, слишком ёмкие, для двадцатилетнего поэта, стихи. Через 6 лет его не станет.

Кому были посвящены эти петербургские строчки? Этого не знает, кажется, никто. Борис Рыжий не был болтлив, и пикантными событиями из личной жизни никогда ни с кем не делился. Впрочем, не так уж и важно… Призрак Элизиума мерещится за этими удивительно зрелыми, горькими и нежными, словами стихов о любви, зыбкая тень Эвридики, потерянной навсегда.

П.Ф.


Прим.:

*"святые 90е" — выражение Наины Ельциной, цинично звучащее, но ставшее мемом, который большинство выживших в 90е годы употребляют чаще с горьким сарказмом.

* "Бандитский Петербург" — название одного из первых, после развала СССР, популярных сериалов 90х годов.


.
.
.
Просмотров: 87   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
08 сентября ’2018   04:06
8 сентября 1974 года - день рождения русского поэта Бориса Рыжего
_________________________________________


Такая маленькая жизнь.
Несколько слов о поэте Б. Рыжем


Я жил как все —
во сне, в кошмаре —
и лучшей доли не желал.
В дублёнке серой на базаре
ботинками не торговал,
но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музЫки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук...
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг.

(Борис Рыжий)


Борис Рыжий — поэт от Бога. Таких никогда не понимают при жизни — за исключением двух-трех людей. Таких стараются унижать тонко и незаметно. Борис всегда остро чувствовал такие вещи...
Он прожил 26 лет и 8 месяцев. После его смерти было много как искренних, так и фальшивых слез, муссировался диагноз — ах, ведь он пил, он был ходячий суицид…

Думаю, в смерти таких как Борис Рыжий — огромная заслуга литераторов. Не секрет что живых поэтов литераторам (в отличие от читателей, которым нечего делить с поэтом) любить трудно, мертвых — даже выгодно в каком-то смысле. Не помню кто эту мысль сказал… мысль едкая, но к сожалению содержит в себе неприятную правду.
Уж кому как не собратьям по перу дано убивать — молчанием, снобизмом, явной или скрытой завистью, выражающейся в тонкой отраве легкого пренебрежения. Даже показным сочувствием, в которое любит рядится скрытое самодовольство иили злорадство. Да оно и понятно — премий на всех не хватит, публикаций, спонсоров… чего там еще… в общем всяких лилипутских благ и значков, говорящих об официальном признании — по эту сторону жизни. Кстати, как правило (есть, есть счастливые исключения!) официально признанные поэты стараются признавать таких же как они, а настоящих поэтов, пророков — среди них очень мало. Практически нет. Живых же поэтов — боятся, недолюбливают, и уж вряд ли протянут руку, случись что… Увы, увы, антологии, изданные под властными дирижерскими палочками "маститых" и "официально признанных " говорят об этом. Ну это так, к слову...

После смерти Бориса Рыжего некий довольно маститый старший "собрат" воспоминания написал. Так сказать, обозначил причастность к этой короткой чужой жизни. Имен называть не хочется. Ни к чему это. Мне показалось, что в них, в этих странных, искаженных личными пристрастиями и неприятиями, внешне "доброжелательных" воспоминаниях "о себе" в первую очередь — сквозила тайная нелюбовь. И стремление обелить в первую очередь себя, слегка очерняя — невзначай, так, походу — того, кто послужил поводом для этих мемуаров. Ну как-то сверху вниз, что ли… К слову, сам Борис очень любил и высоко ценил автора этих странных воспоминаний...
<div>
Стихи Бориса Рыжего. Горькие, "слишком тяжелые", как принято говорить некоторыми литераторами. Как будто в поэзии эта искренняя тяжесть является чем-то предосудительным… Может, такие стихи и нужны в первую очередь — чтобы душа не глохла, сердце шерстью не покрывалось от сытой и благополучной жизни, которая — как говорится, без греха..

Не надо ничего,
оставьте стол и дом
и осенью, того,
рябину за окном.

Не надо ни хрена —
рябину у окна
оставьте, ну и на
столе стакан вина.

Не надо ни хера,
помимо сигарет,
и чтоб включал с утра
Вертинского сосед.

Пускай о розах, бля,
он мямлит из стены —
я прост, как три рубля,
вы лучше, вы сложны.

Но, право, стол и дом,
рябину, боль в плече,
и память о былом,
и вообще, вобще.
***

Благодарю за всё. За тишину.
За свет звезды, что спорит с темнотою.
Благодарю за сына, за жену.
За музыку блатную за стеною.

За то благодарю, что скверный гость,
я всё-таки довольно сносно встречен -
и для плаща в прихожей вбили гвоздь,
и целый мир взвалили мне на плечи.

Благодарю за детские стихи.
Не за вниманье вовсе, за терпенье.
За осень. За ненастье. За грехи.
За неземное это сожаленье.

За Бога и за ангелов его.
За то, что сердце верит, разум знает.
Благодарю за то, что ничего
подобного на свете не бывает.

За всё, за всё. За то, что не могу,
чужое горе помня, жить красиво.
Я перед жизнью в тягостном долгу,
и только смерть щедра и молчалива.

За всё, за всё. За мутную зарю.
За хлеб. За соль. Тепло родного крова.
За то, что я вас всех благодарю,
за то, что вы не слышите ни слова.

Март 1996

_________________________________________
Изданные книги поэта:
И все такое. СПб.: «Пушкинский фонд», 2000.
На холодном ветру. СПб.: «Пушкинский фонд», 2001.
Стихи. 1993-2001. СПб.: «Пушкинский фонд», 2003.
Оправдание жизни. Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
Типа песня. М.: «Эксмо», 2006.

P.S. Замечу так — к слову — при жизни была издана всего одна книга. В 2000 году. А в 2001 его не стало...

Сайт поэта: borisryzhy.ru

П. Фрагорийский
Из кн.Триумф ремесленника


Видео: документальные съемки
поэт Борис Рыжий, Сентиментальное путешествие на Вторчермет
https://youtu.be/sjFd7Mfr5SU</div>
Просмотров: 100   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
07 сентября ’2018   06:02


Словарь влюбленных

В словаре влюбленных так мало слов… Их речь скудна, невнятна и бессистемна, они похожи на заговорщиков, на сумасшедших, шепчутся, переглядываются, как немые. Но они не говорят лишних, ничего не значащих фраз. В их коротких телеграфных сообщениях друг другу полно мистических знаков, озарений, предзнаменований, легких неправильностей, а еще — не сказанных, но понятых друг другом таинственных, сокровенных, глобальных вещей. Эти вещи ускользают от конкретных определений, но кому нужны конкретные определения? Это им двоим предназначено, и ничего не нужно никому объяснять.

Когда любовь умирает в нас, это слышно по речам. В них все больше случайных слов, пустых, как погремушки. Слова не значат ничего, жизнь происходит где-то за ними, отдельно, и остаются лишь звуки, произносимые в лихорадочной болтовне — мультяшным буратиньим голосом. Безупречные, правильные, мёртвые конструкции, от которых пахнет формалином.
Какая-то ничего не обозначающая, не имеющая отношения к любви, потусторонняя словесная суета, утомительная трескотня. И все больше дурных, язвительных шпилек, неприятных намеков, повелительных наклонений, и проклятых частиц "не". Не думай, не говори, не ходи, не смей, не пиши… Ненавижу… Не смогу забыть… Не прощу… Не буду… Не хочу больше… Не надо... Нет...
И становится холодно. И кажется, что это — навсегда.


П. Фрагорийский.
из кн. Блокнот Птицелова. Сад камней

Love me tender - Elvis Presley







Скачать MP3
Просмотров: 155   Комментариев: 7   Перейти к комментариям
05 сентября ’2018   14:20
ТЯЖЕЛАЯ МУЗА. Несколько строк Давида Самойлова


Жду исступленно и устало,
Бью в камень медленно и зло…
О, только бы оно пришло!
О, только бы не опоздало!

(Давид Самойлов, Вдохновенье)




Честно говоря, раньше такие стихи мало волновали меня. А сейчас неловко читать у признанных мэтров подобные строки.
Такое впечатление создаёт автор, будто писать стихи — это страшный, тяжелый труд...

Что ценно в поэзии? То, о чем пишешь, и что открываешь читателю? Или — сам факт написания текста в форме стихотворения, под которым стоит твоё имя?

Когда поэзия становится самоцелью — начинается графомания.

Муза — она такая… как жена. Чем ты злее — тем она черствее, равнодушнее.

Мне, наверное, тоже было бы страшно умирать, оставляя после себя горку не-стихов. Наверно, кропал бы усердно. Но, скорее всего, просто не стал бы это публиковать. Хотя, кто знает, как это всё будет.

Для меня последние стихи Давида Самойлова, за несколько лет до смерти — трагедия поэта, художника, мастера. Когда рифмы еще бродили в сознании — но вдохновение уже покинуло его...

P.S.







Скачать MP3

Тот запах вымытых волос,
Благоуханье свежей кожи!
И поцелуй в глаза, от слез
Соленые, и в губы тоже.
И кучевые облака,
Курчавящиеся над чащей.
И спящая твоя рука,
И спящий лоб, и локон спящий.
Повремени, певец разлук!
Мы скоро разойдемся сами.
Не разнимай сплетенных рук.
Не разлучай уста с устами.

(Давид Самойлов)




____________________________________________
П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Муз. иллюстрация - Татьяна и Сергей Никитины, песня на стихи Давида Самойлова
Просмотров: 137   Комментариев: 2   Перейти к комментариям
03 сентября ’2018   12:15

Глубина

Меня смущают безгрешные люди. Добропорядочные, предсказуемые, они не ведают унизительного стыда, страха перед расплатой, жгучего раскаяния, потому что им не в чем себя упрекнуть.
С ними неуютно тем, кто живет или жил неправильно. При них неловко даже закурить.
Им легче осудить другого, чем понять. Ведь они не падали, споткнувшись о собственный грех. Их взгляд на тебя светел, как песчаная отмель. Но в тех, кто совершал ошибки и захлебывался горем своих грехов, кто был на дне, есть то, чего нет у людей безгрешных — глубина...



П.Фрагорийский.
из кн. Блокнот Птицелова. Сад камней


Муз. - Лана Дель Рей







Скачать MP3
Просмотров: 118   Комментариев: 3   Перейти к комментариям
31 августа ’2018   12:53


Бес формы

...Жизнь во мне давно почти не имеет формы, как облако или сигаретный дым. Твои легчайшие, как листья, слова и шаги, твои тайные бабочки, птицы, такие разные твои голоса, и летящие линии рисунков — все невесомое, трепетное, и светится, и парит, и сводит с ума, как волшебная серебристая пыльца и адреналин…
Но твои ревнивые ангелы решили, наверное, что меня нужно пригвоздить, зафиксировать. Я с ними категорически не согласен. Иначе все потеряет смысл, станет тяжелым, будет разложено по полочкам, раз и навсегда увековечивая ускользающую гармонию.
<div>Слова изменят облик, станут весомыми и плотными, как круто замешанное тесто. Мотыльки потеряют очарование. Лампа, дверь, ванная, либидо, завтрак, ужин, насекомые, яйцекладущие…
Жизнь станет пресной, мой ангел, прописанной по пунктам, как повторяющийся ритуал, пока пластинка не замрёт на вертушке старинного граммофона.
А еще я ненавижу телефон. И всё, что заставляет меня вписываться в кем-то заданный ритм.
Оцепенение и несвобода.
Привкус несчастья.
Бес формы...


П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Сад камней
Просмотров: 111   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
31 августа ’2018   12:44


Жажда обладания

...Ты говоришь: не пиши, не пиши стихов, я не вижу там себя, но чувствую чье-то чужое присутствие. Тебе необходимо завладеть, захватить все пространство, чтобы ни одна рифма не проскользнула, ни один звук. И неважно, что там, в основе — любовь, тщеславие, ненависть, пожелание смерти или что-то ещё...
Это странное вожделение: завладеть, обладать непонятной чужой душой, как будто украсть у мира его часть. Чтобы все умирало и становилось неподвижным от ревнивого взгляда.
Вся трагедия в том, mon ami, что поэты — это всего лишь люди, со своими слабостями и погрешностями, а спрос с них — как с ангелов. Люди, не обладающие даром любви, хотят всё контролировать — даже самого Бога готовы присвоить. И убить потом.



П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Сад камней
Просмотров: 90   Комментариев: 3   Перейти к комментариям
26 августа ’2018   12:16


ПРИШПИЛЕННЫЙ

Всеобщий контроль. Тотальное наблюдение за всеми людьми.
Насильственная электронная унификация и стандартизация жизни.
Об этом говорят все чаще.
Человек уже внутренне соглашается с положением вещей, исключающим внутреннюю человеческую естественность, непроницаемость личного пространства для чужих глаз.
В этом есть какая-то гибельная неотвратимость, как будто что-то в нас, человеках, должно умереть.
Я все чаще думаю: вот пришпилят всех людей как бабочек... Как писать тогда? О чем?
Психика «пришпиленного» человека - мне кажется - не способна производить поэзию.


П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника

.
.
.
Просмотров: 118   Комментариев: 2   Перейти к комментариям
25 августа ’2018   05:14








Скачать MP3



БЕЗЖАЛОСТНОСТНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА. ПРИЗРАКИ ЛЮБВИ

Из письма М. Цветаевой Петру Юркевичу: «Мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтёт мне — берёзу. Это моя формула»

Из письма М. Цветаевой Пастернаку: «Мой любимый вид общения — потусторонний — сон, видеть во сне. А второе — переписка»

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь.
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь!
И итогом этих (в скобках —
Несодеянных!) грехов —
Будет легонькая стопка
Восхитительных стихов.

20 ноября 1918,
из цикла М. Цветаевой "Комедьянт"


… В стихах, музыке, изобразительном искусстве интересен сам автор, и в первую очередь, в том, как он сообщает миру о себе или о ком-то. Чем талантливее написано, чем больше любви и мастерства в материале искусства — тем интереснее нам та личность, которая находится "за кулисами", за историей создания произведения.
Читатель часто испытывает жгучий интерес к адресату того или иного стихотворения, рассказа, картины. Хочется узнать, чья тень, жизнь, чей призрак светится за строками посвящения.

Но я не об этом, а о странной жестокости, иногда бесчувственности, поэтов, писателей, артистов, художников — к тем, кто их вдохновляет.
Там, где касается творчества, реальные люди как бы отходят на второй план. Всё переплавляется в личном опыте — и выражается в созданных предметах искусства. Строительным материалом является буквально все… Хотя это всё — зачастую живые люди, живые судьбы, прикасаясь к которым — вольно или невольно — художники изменяют их, воздействуют на их жизнь. И очень часто такие столкновения становятся чуть ли не фатальными.

Я о безжалостности говорю. О том, что привязанность к творчеству довлеет над привязанностью к людям. О странном холоде по отношению к людям из прошлого. О цинично-бесчувственном порой отношении к людям из настоящего. Призраки любви одухотворяют артефакты искусства.
А что художники, творцы, ремесленники… «Комедьянты», «лицедеи»... В их отношении к близким людям сквозит эмоциональный инфантилизм и безответственность в обыденном понимании слова. Поэтому и платят по самому высокому, штрафному счету, Судьбе — здоровьем, жизнью, честным именем, одиночеством.
Но иначе они не умеют. Не могут. Да и права, наверное, нет — иначе. Поэтому вслед за творчеством в судьбе любого художника следует расплата. Искупление. И покаяние.




П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 147   Комментариев: 4   Перейти к комментариям
23 августа ’2018   07:39








Скачать MP3


ПЛОХИЕ РИФМЫ. ВОЙНА

Как-то один стихосложенец из «украинских патриотов» безобразно зарифмовал драматические куплеты о войне на Донбассе. Рифма была вопиюще бездарной. Я подсказал, что строка «это — моя судьба» неблагозвучна, в ней чересчур много пафоса, и если ее заменить словами «эта земля ничья» — стихотворение зарифмуется хорошо, обретет законченную форму и дополнительный смысловой трагический оттенок.
Он ответил: нет, когда я говорю о земле — я говорю от лица Украины, я люблю эту землю.

Вот как. Оказывается, нет ничего легче, чем взять на себя смелость говорить от лица всей страны. Самое грустное, что он-то и к Донбассу отношения не имеет. И не был там никогда. Но свято полагает, что Донбасс заполонили неведомые «колорады», «сепаратисты», «ватники» и «террористы». И что убивать их - правильно.

Мои слова о том, что ополченцы — это просто местные жители, которые вынуждены защищать свои дома и семьи от карателей, посланных майданной властью для усмирения русских, не согласных с запретом собственного языка, были восприняты с каким-то испугом…

Украина. Донбасс. Земля. Возбужденные запахом крови укропатриоты и трусливые, себе на уме, обыватели считают эту землю своей — это идеологически правильно с точки зрения нынешнего режима. Все ее считают своей! Украинцы, русские, даже американцы и европейцы!
Эта земля нужна всем. Но иногда кажется, что она — ничья. И никому, кроме жителей этой земли, нет дела до того, что на ней убивают свои — своих.

Заметил: ура-патриоты и страдающие черной меланхолией либералы, а также сочувствующие им, имеют одну общую черту: у них совершенно нет вкуса. И рифмуют плохо. И мыслят примитивно. Чем больше брюзжания, уныния или ультра-патриотизма в головах — тем хуже стихи. Странная, но железобетонная взаимосвязь.

Рифмы — показатель аккуратности мышления, чистоплотности личности, признак интеллекта и вкуса. Без всего этого можно спокойно ассимилироваться и скакать на майдане. Или делать вид, что ничего не происходит. Жить беспечально, есть и спать спокойно, не особенно страдая от собственной совести.

А любить — да, легко сказать. Это просто плохие рифмы, за которыми нет реального чувства. Нет там никакой любви, ни к кому. Просто пустые, мертвые, трескучие слова — и всё.


Украина. Юго-Восток. Донбасс, апрель, 2014
___________________________________

П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Моя маленькая война.

Муз. илл. - Трек из к/ф Спецназ, танец Боби-боба

Просмотров: 96   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
20 августа ’2018   22:43

Человечество напоминает компьютер, который работает на последнем издыхании и вот-вот накроется. С перепутанными конфликтующими программами, сумасшедший, непредсказуемый.

Посмотри на официально признанное псевдоискусство! Придается значение явной бесовщине, нелепости, безвкусице. Жизнь в человеческих творениях отражена в кривых зеркалах, поругана, искалечена.Предметы становятся артефактами уродливой эстетики, теряют свое предназначение. Слова утрачивают смысл. Смерть перемешивает краски и запутывает линии. Кажется, всё пропиталось отвратительным запахом серы...

Мир искусства сошел с ума и стремительно деградирует, смешивая в алхимическом котле бессмысленные звуки, искаженные символы, изуродованные образы. Недостаток мастерства компенсируется мудреными рецензиями критиков и глубокомысленным воркованием толпы потерявшихся зрителей, глядящих на это псевдохудожественное изобилие со смесью непонимания и восторга.

Нас заставляют внимать амбициозному примитиву, читать абракадабру, рассматривать откровенное барахло, дышать черти чем, восхищаться голыми королями. Детские рисунки стали выдаваться за нечто высокохудожественное. Настоящее — замалчивается, игнорируется.

Я смотрю на современное искусство с легким ужасом. Множество бездарных и не совсем бездарных людей занимаются имитацией творчества. Эстетизацией уродства подделывают гармонию. Но ведь не звучит все это, не звучит...

Ты когда-нибудь видел картины, нарисованные сумасшедшими? Состояние искусства дегенеративно, как самовыражение параноика.
Претензии на эстетику.
Творчество как бред.

__________________________________
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 158   Комментариев: 8   Перейти к комментариям
18 августа ’2018   11:37


В поэзии нет первых, если иметь в виду соревновательность. Нет «золотых голосов эпохи», «лучших-худших». Здесь не работает тупой, вертикально-сравнительный, принцип конкуренции.

Есть стихи, которые мы любим, возвращаемся к ним. И есть стихи, которые не трогают нас настолько, чтобы хотелось их перечитывать, хранить томик любимых стихов, так, чтобы они были всегда под рукой.

В поэзии работает принцип любви, а не соперничества. Поэтому конкуренция среди поэтов — бессмысленное занятие.


П. Фрагорийский.
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 94   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
17 августа ’2018   11:10


Божественный шёпот

Люди, даже косвенно связанные с искусством, часто любят рассуждать о том, что они слышат «голоса». Некоторые даже считают себя чуть ли не «посланниками небес» для тупого, темного и невежественного человечества.
Но почему-то под «божественным шёпотом» или «музыкой сфер», которые люди «слышат» таинственно-необъяснимым образом — практически все любят ставить свое имя. Помечать свои бесценные опусы и нетленки— так сказать, «божественные откровения»— подобно котам.
Тебе никогда не казалось это странным?


© П. Фрагорийский. 
<div>Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 115   Комментариев: 0   Перейти к комментариям

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

С праздником,фантазеры!С праздником,мечтатели!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ДРУЗЬЯ! ПОДДЕРЖИТЕ НАШУ СОАВТОРСКУЮ РАБОТУ!
https://www.youtube.com/watch?v=rkHLBxA7ijk

Laura187

Присоединяйтесь 











© 2009 - 2019 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft