-- : --
Зарегистрировано — 120 204Зрителей: 63 593
Авторов: 56 611
On-line — 7161Зрителей: 1347
Авторов: 5814
Загружено работ — 2 069 456
«Неизвестный Гений»
О верлибре
mikys53124
25 августа ’2012 21:41
* * *
Классический белый стих не имеет рифм, но при этом обладает безупречным ритмом:
* * *
«Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел»...
Н. Карамзин.
* * *
«Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного».
А. Кольцов.
Тогда как велибр (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Несть числа современным авторам, которые с упоеньем пишут « якобы верлибры» и искренне считают, что это проще, чем поиск рифм и размеров. Это глубокое заблуждение. Настоящий верлибр написать гораздо сложнее, чем стихотворение, загруженное по форме! Если в подобном произведении мы можем вставить какое-либо дополнение (определение) для того, чтобы вписаться в размер и рифму, то в верлибре мы не должны объяснять, почему тут стоит именно это слово, а не какое-либо иное. Да, именно так – ибо подобных вопросов не должно возникать! В «правильном» стихотворении за манипуляцией размером, рифмой, словом, за применением вариаций ударений, набором вызывающе эпатажных образов, можно, при определённом навыке, размыть, а порой и абсолютно скрыть любые огрехи смысла. Порою удаётся откровенный бред, выдавать за гениальность. Классическое стихотворение может проскользнуть в душу, обманув разум посредством зрения и слуха. В верлибре нет рифмы и нет размера поэтому смысловое наполнение произведения в этом жанре должно быть безупречным!
* * *
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там, за луной, небосклон
Чем дальше – светлей и прозрачней.
Смотришь – и дышишь,
И слышишь дыханье своё,
И бой отдалённых часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарёю и сон налетает на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, – а жаль от окна оторваться!
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней...
Даже в столице не тесно!
А.Фет
* * *
Предлагаю вам, коллеги, некие правила, по моему мнению необходимые к исполнению, при написании верлибра:
1. Перед написанием верлибра необходимо выучить азы поэзии;
2. Автор, не умеющий обращаться с рифмой и ритмом, не должен браться за написание верлибра;
3. В верлибре не должно быть лишних слов.
4.Свободный стих строится на повторении разных, но тем не менее периодически сменяющих одна другую фонетических конструкций...
Хочу особо отметить, что это моё скромное мнение – не более того.
Каждый из Вас может согласиться со мной , либо совсем наоборот...
* * *
Отрывок из текста к рок балладе "Оторванные от света". Текст мой
* * *
Липкая тьма волной накрывает меня.
Я не могу взлететь. Мои крылья беспомощны.
Осень плачет вместе со мной…
Не молчи!!!
Я знаю ты где – то рядом.
Я слышу дыхание твоего сердца.
Небо дрожит от призыва блАговеста.
Через несколько секунд малиновый перезвон
Разорвёт душное покрывало нежити!
Мы увидим свет нерождённой звезды
И омоем души в Океане Вселенной.
Только не уходи!
Я хочу увидеть твои глаза.
Я хочу прочитать твои мысли.
Губы шепчут имя твоё заклинанием от вечного холода…
К безмолвному Небу взлетает молитва:
"ПредтЕчей новой веры, где царствует Любовь,
Взойдёшь на алтарь.
Ты - отражение Бога в моей душе…
Ты - спасение!
Ты - жизнь"!
Небо медленно сползает в чёрную пасть.
Изумрудный запах эдельвейса кружИт голову.
Надо оттолкнуться от края ночи.
Прощай…
Я глотаю слёзы.
Спасительный солнечный ветер наполнит мои крылья
И они пронесут над гибельной пропастью неверия.
Я никогда, никогда не вернусь!
Я ни разу не оглянусь…
Я забуду имя твоё…
Я люблю тебя-а-а!
* * *
ПОСЛЕДНИЙ СОН ЮПИТЕРА
Авторский стих.
* * *
Дочь дряхлого бога Стримона,
имперской пятою повержена в грязь,
Свинцовая длань Юпитера
закрыла солнце над Фракией.
Принцесса Родона, глотая слёзы
к Небу простёрла руки свои…
Укусами плети рождённый,
к вершинам гор вознёсся стон,
славящий Вечный Порядок…
И эхом вернулся, предсмертной мольбою
детей, забывших имя её:
«Аве Рим!!! Аве Рим»!!!
Везувий порвал паутину Фантазуса.
Присыпал кальдеру свежим пеплом,
готовясь принять и смешать кровь
презренных плебеев
и мнящих богами себя.
А в центре великой арены
раб, попирающий Мир -
сын Родоны, посягнувший на Вечный Рим...
Юпитер выронил скипетр.
Он слышал сквозь время и пространство
молитву детей своих,
забывших имя его,
славящих имя чужое…
Обречённо опустил лицо в холодные ладони,
последний раз глубоко вдохнул
и впал в летаргию, из которой нет возврата.
Немощные боги растерянно столпились
над безжизненным телом,
с трепетом вторили чужой молитве из грядущих времён
и падали замертво, укрывая телами своими
прах былого величия…
Cон, отлетая от поверженного колосса,
запутавшись в сетях времени,
лёг покорно благородной патиной
в складках тоги громовержца...
Но восстал Юпитер над прахом.
Направил квадригу к пантеону небожителей...
И застыл на века бронзовым величием
на вершине Капитолия.
Луна, как раненая волчица,
роняя капли крови в свои следы,
ползёт к спасительной тени,
притаившейся у подножья Колизея…
И капли эти, вспыхнув на миг,
желтеют и медленно тают
в лучах восходящей Свободы…
* * *
Классический белый стих не имеет рифм, но при этом обладает безупречным ритмом:
* * *
«Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел»...
Н. Карамзин.
* * *
«Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного».
А. Кольцов.
Тогда как велибр (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Несть числа современным авторам, которые с упоеньем пишут « якобы верлибры» и искренне считают, что это проще, чем поиск рифм и размеров. Это глубокое заблуждение. Настоящий верлибр написать гораздо сложнее, чем стихотворение, загруженное по форме! Если в подобном произведении мы можем вставить какое-либо дополнение (определение) для того, чтобы вписаться в размер и рифму, то в верлибре мы не должны объяснять, почему тут стоит именно это слово, а не какое-либо иное. Да, именно так – ибо подобных вопросов не должно возникать! В «правильном» стихотворении за манипуляцией размером, рифмой, словом, за применением вариаций ударений, набором вызывающе эпатажных образов, можно, при определённом навыке, размыть, а порой и абсолютно скрыть любые огрехи смысла. Порою удаётся откровенный бред, выдавать за гениальность. Классическое стихотворение может проскользнуть в душу, обманув разум посредством зрения и слуха. В верлибре нет рифмы и нет размера поэтому смысловое наполнение произведения в этом жанре должно быть безупречным!
* * *
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там, за луной, небосклон
Чем дальше – светлей и прозрачней.
Смотришь – и дышишь,
И слышишь дыханье своё,
И бой отдалённых часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарёю и сон налетает на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, – а жаль от окна оторваться!
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней...
Даже в столице не тесно!
А.Фет
* * *
Предлагаю вам, коллеги, некие правила, по моему мнению необходимые к исполнению, при написании верлибра:
1. Перед написанием верлибра необходимо выучить азы поэзии;
2. Автор, не умеющий обращаться с рифмой и ритмом, не должен браться за написание верлибра;
3. В верлибре не должно быть лишних слов.
4.Свободный стих строится на повторении разных, но тем не менее периодически сменяющих одна другую фонетических конструкций...
Хочу особо отметить, что это моё скромное мнение – не более того.
Каждый из Вас может согласиться со мной , либо совсем наоборот...
* * *
Отрывок из текста к рок балладе "Оторванные от света". Текст мой
* * *
Липкая тьма волной накрывает меня.
Я не могу взлететь. Мои крылья беспомощны.
Осень плачет вместе со мной…
Не молчи!!!
Я знаю ты где – то рядом.
Я слышу дыхание твоего сердца.
Небо дрожит от призыва блАговеста.
Через несколько секунд малиновый перезвон
Разорвёт душное покрывало нежити!
Мы увидим свет нерождённой звезды
И омоем души в Океане Вселенной.
Только не уходи!
Я хочу увидеть твои глаза.
Я хочу прочитать твои мысли.
Губы шепчут имя твоё заклинанием от вечного холода…
К безмолвному Небу взлетает молитва:
"ПредтЕчей новой веры, где царствует Любовь,
Взойдёшь на алтарь.
Ты - отражение Бога в моей душе…
Ты - спасение!
Ты - жизнь"!
Небо медленно сползает в чёрную пасть.
Изумрудный запах эдельвейса кружИт голову.
Надо оттолкнуться от края ночи.
Прощай…
Я глотаю слёзы.
Спасительный солнечный ветер наполнит мои крылья
И они пронесут над гибельной пропастью неверия.
Я никогда, никогда не вернусь!
Я ни разу не оглянусь…
Я забуду имя твоё…
Я люблю тебя-а-а!
* * *
ПОСЛЕДНИЙ СОН ЮПИТЕРА
Авторский стих.
* * *
Дочь дряхлого бога Стримона,
имперской пятою повержена в грязь,
Свинцовая длань Юпитера
закрыла солнце над Фракией.
Принцесса Родона, глотая слёзы
к Небу простёрла руки свои…
Укусами плети рождённый,
к вершинам гор вознёсся стон,
славящий Вечный Порядок…
И эхом вернулся, предсмертной мольбою
детей, забывших имя её:
«Аве Рим!!! Аве Рим»!!!
Везувий порвал паутину Фантазуса.
Присыпал кальдеру свежим пеплом,
готовясь принять и смешать кровь
презренных плебеев
и мнящих богами себя.
А в центре великой арены
раб, попирающий Мир -
сын Родоны, посягнувший на Вечный Рим...
Юпитер выронил скипетр.
Он слышал сквозь время и пространство
молитву детей своих,
забывших имя его,
славящих имя чужое…
Обречённо опустил лицо в холодные ладони,
последний раз глубоко вдохнул
и впал в летаргию, из которой нет возврата.
Немощные боги растерянно столпились
над безжизненным телом,
с трепетом вторили чужой молитве из грядущих времён
и падали замертво, укрывая телами своими
прах былого величия…
Cон, отлетая от поверженного колосса,
запутавшись в сетях времени,
лёг покорно благородной патиной
в складках тоги громовержца...
Но восстал Юпитер над прахом.
Направил квадригу к пантеону небожителей...
И застыл на века бронзовым величием
на вершине Капитолия.
Луна, как раненая волчица,
роняя капли крови в свои следы,
ползёт к спасительной тени,
притаившейся у подножья Колизея…
И капли эти, вспыхнув на миг,
желтеют и медленно тают
в лучах восходящей Свободы…
* * *
Комментарии:
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор