16+
Лайт-версия сайта

Ю.Н.Д. Что такое интуиция?

Блоги / Блог пользователя Pravdoiskatel / Ю.Н.Д. Что такое интуиция?

28 октября ’2023   02:00

На что обращают внимание, когда говорят про интуицию? На чувство прекрасного, нравственно доброе, истинное; на озарение. В координатах иерархии уровней познания - на восприятие общего или даже всеобщего, а лучше сказать на образность восприятия (хотя это может быть не лучше, не точнее, а доступнее).
Логика – это как бы линейное, цепочечное движение мысли, рассуждения. А интуиция – пространственное восприятие, как бы взгляд с высоты птичьего полёта на Землю. Наглядно это можно попытаться представить с помощью такого примера.

А. Матисс. Женский портрет".
Тушь, перо. 1944.

Нарисуем произвольную линию на плоскости. Теперь вообразим, что сами мы точечных размеров и можем двигаться только по линии. Тогда, только ориентация по движению, позволит угадать нам прямая эта линия, кривая или ломаная.
Но по параметрам своего движения вдоль линии мы никогда не сможем представить образ в целом, и тем более почувствовать его красоту, как например, восхитительного «Женского портрета» А.Матисса.
То есть плоскостное (двумерное) зрение позволило увидеть образ, восприятие которого было недоступно нам в линейном одномерном мире.
Продолжим наши рассуждения. Мы с вами находимся в пространственно-временном мире, значит, интуиция выводит нас на следующую ступень мерности восприятия, за пространственно-временные пределы.
В Библии есть места, начинающиеся словами: «Сегодня я был в духе, и …» далее следует рассказ о своих видениях.
У оккультистов есть даже градация уровней восприятия в духе. Так по данным «духовной науки» (Антропософия Р.Штейнера) «первая ступень сверхчувственного познания, называемая имагинативной, наделяет «посвящённого» способностью в полном сознании созерцать в образах внешние откровения (явления) различных существ высших миров. На второй ступени – инспиративного познания, перед ним открывается возможность не только созерцания, но и духовного слышания того, что является ему подобно величественно звучащей гармонии сфер как деяния духовных существ. (…) Наконец, на высшей ступени – интуиции, современный посвящённый достигает способности не только «внешнего» созерцания образов духовных существ и не только восприятия (слышания) их деятельности, но переживания их внутренней сущности через полное слияние с ними, но без потери своего индивидуального Я-сознания» [20].
Есть ли у нормальных людей, простых смертных, это духовное зрение? Безусловно! Пусть в зачаточном состоянии, но этот вид восприятия есть у каждого человека, даже самого примитивного с точки зрения «продвинутых» товарищей.
Известно, что человек обладает пространственным восприятием окружающей среды, за счёт бинокулярного зрения. Но и плоские фотоснимки, при небольшой тренировке, можно представить в виде объёмного изображения – вспомните стереопары. На рисунке приведены два стереоскопических изображения икосаэдра.
Если левое изображение икосаэдра наблюдать левым глазом, а правое – правым глазом, то можно увидеть правильный икосаэдр в объёме. Добиться этого легко, фиксируя зрение не на стереоскопическую пару, а за неё, отодвигая страницу до тех пор, пока вы не увидите объёмное изображение. При удалении страницы вы будете видеть раздвоенное изображение.


Два стереоскопических изображения
правильного икосаэдра
Совмещайте усилием воли изображения, пока они не совпадут. То есть стереоскопический эффект означает, что зрительный анализатор (ЗА) можно тренировать.
П.Флоренский в своей работе «Обратная перспектива» описал очень интересное наблюдение [19]. Практически все великие мастера «живописали» свои полотна с нарушением законов перспективы и даже с использованием многоцентрового построения картин. Какое же свойство зрения они надеялись при этом использовать? А вот какое. Чтобы составить полное зрительное представление о предмете человек должен рассмотреть его со всех сторон.
Вы наверняка обращали внимание насколько глубже и сильнее впечатление от портрета, выполненного мастером, по сравнению с фотографией. Потому что мастер, внимательно наблюдая натуру, видит её с разных сторон и в разные моменты времени.
Свои впечатления он фиксирует в виде отдельных штрихов на портрете, в результате чего картина «оживает», создаётся эффект присутствия и многозначительного общения с портретом.
Вспомните как «спецы» разбирают по косточкам «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. И половинки-то её лица принадлежат разным людям и даже разного пола, и что нос-то у неё кривой, а губы несимметричны, и вообще природа её улыбки – дебилизм. Но взглянешь на портрет, и все их изыскания вмиг исчезают и забываются, остается только восхищение! То есть обобщенное восприятие соответствует более высокой ступени видения, по сравнению с наблюдением частностей.


Леонардо да Винчи. "Мона Лиза".

Кстати «обратный ход», деление на части используется буддистами некоторого толка для воспитания и тренировки своих способностей безразлично относиться к чувствам. Это, по их мнению, очень важно в пути к нирване. Вот как это выглядит. Например, надо избавиться от «мешающего» чувства любви к женщине. Для этого надо расчленить Ваш предмет любви на части, притом такие, которые легко вообразить и к которым легко сформировать безразличное (нейтральное) отношение. После этого очень просто образовать тезис: «Если мне какая-нибудь часть безразлична, то и целое я буду воспринимать нейтрально, как бы со стороны. И вся недолга.
Но продолжим.… Вот как представлен анализ икон и картин великих мастеров Павлом Флоренским [19]. «Из картин Рафаэля упомянем хотя бы «Видение Иезекииля». Тут - несколько точек зрения и несколько горизон¬тов: пространство видения не координировано с пространством дольнего мира, и сделать это было решительно необходимо, ибо в противном случае сидящий на херувимах показался бы лишь человеком, вопреки механике не падающим с высоты.


Рафаэль. Видение пророка Иезекииля.
В этой картине, как и во многих других у Рафаэля - равновесие двух начал, перспективного и неперспективного, соответствую¬щее спокойному сосуществованию двух миров, двух про¬странств. Это - не потрясает, но умиляет, - подобно тому, как если бы бесшумно раздернулась перед нами завеса иного мира и нашим глазам предстала бы - не сцена, не иллюзия в этом мире, а подлинная, хотя и не вторгшаяся сюда, иная реальность. Намек на такое свойство своей пространственности Рафаэль дает в Сикстине - завесами раздвинутыми …


Рафаэль. «Сикстинская мадонна».

Такой же приём составляет характерную особенность Доменико Теотокопуло, по прозванию El Greco. «Сон Филиппа II», «Погребение графа Оргазе», «Сошествие Св. Духа», «Вид Толедо» и другие его произведения явно распадаются, - каждое на несколько, не менее двух, пространств, причем пространство духовкой реальности определенно не смешивается с простран¬ством реальности чувственной. Это-то и придает картинам Эль-Греко особую убедительность …

Эль Греко «Погребение графа Оргазе»


Эль Греко. «Вид Толедо»
При внимательном разглядывании икон нетрудно бывает подметить, что как в криволи¬нейных, так и в ограненных телах, на иконе бывают нередко показаны такие части и поверхности, которые не могут быть видны сразу. Так, при нормальности луча зрения к фа¬саду изображаемых зданий, у них бывают показаны совместно обе боковые стены; у Евангелия видны сразу три или даже все четыре обреза; лицо - изображается с теменем, висками и уша¬ми, отвернутыми вперед и как бы распластанными на плоскости иконы, с повернутыми к зрителю плоскостями носа и других частей лица, которые не должны были бы быть показаны, да еще при повернутости плоскостей, которым, напротив, есте¬ственно было бы быть обращенными вперед...


Андрей Рублев. «Троица».
Но, странное дело: эти «безграмотности» рисунка, которые, по-видимому, должны были бы привести в ярость всякого зрителя, понявшего «наглядную несообразность» такого изоб¬ражения, напротив того, не вызывают никакого досадного чувства и воспринимаются как нечто должное, даже нравятся.


Альбрехт Дюрер. «Четыре апостола».

Мало того: когда иконы две или три, приблизительно одного перевода и более или менее одинакового мастерства письма, удается поставить рядом друг с другом, то зритель с полною определенностью усматривает огромное художественное пре¬восходство в той из икон, в которой нарушение правил перспек¬тивы наибольшее, тогда как иконы более «правильного» рисун¬ка кажутся холодными, безжизненными и лишенными ближай¬шей связи с реальностью, на них изображенною. Иконы, для непосредственного художественного восприятия наиболее твор¬ческие, всегда оказываются с перспективным «изъяном» А ико¬ны, более удовлетворяющие учебнику перспективы, - бездушны и скучны. Если позволить себе временно просто забыть о фор¬мальных требованиях перспективности, то непосредственное художественное чутье ведет каждого к признанию превос¬ходства икон, перспективность нарушающих…
Но может возникнуть предположение, что нравится соб¬ственно не способ изображения как таковой, а наивность и при¬митивность искусства, еще детски-беззаботного по части худо¬жественной грамотности: бывают же любители, склонные объя¬вить иконы милым детским лепетом. Но принадлежность икон с сильным нарушением правил перспективы свойственна именно высоким мастерам, тогда как меньшее нарушение этих самых правил свойственно преимущественно мастерам второго и третьего разряда, побуждает обдумать, не наивно ли самое суждение о наивности икон. С другой сторо¬ны, эти нарушения правил перспективы так настойчивы и часты, так, я бы сказал, систематичны, и притом упорно систематичны, что невольно рождается мысль о не случайности этих наруше¬ний, об особой системе изображения и восприятия действи¬тельности, на иконах изображаемой...
Тут не уклониться от воспо¬минания о натуралистических приемах работы Тинторетто, под¬вешивавшего восковые фигурки к потолку, чтобы натуралисти¬чески точно передать их ракурсы.


Я. Тинторетто. "Каин убивает Авеля".
И небесное видение оказа¬лось, действительно, не более как восковой отливкой на подвесе, наподобие елочных херувимов. Такова художественная неудача при слиянии пространств разнородных.
Однако было бы ошибкой думать, что лишь мистические сюжеты требуют перспективонарушений. Возьмем для приме¬ра «Возчики камней» Рубенса.


Питер Пауэл Рубенс. «Возчики камней».

Части картины имеют разные перспективы. В результате получаются несколько мощных зрительных водоворотов, изумительно наполняющих прозаический сюжет …».
На этом закончим экскурс в очень интересную работу П.Флоренского.
Какие выводы мы можем сделать из вышесказанного?
1) Интуиция – это способность «видеть» объект или явление единовременно в целом со всех сторон и качеств, находясь как бы на более высоких ступенях мерности восприятия;
2) «Быть в Духе» - это состояние интуитивного восприятия ощущений;
3) Чувство красоты – это и есть одно из проявлений (скорее всего начальная ступень) интуитивного восприятия мира. Нет чувства красоты, нет и интуиции;
4) Для развития интуиции необходимо учиться и развивать образное (а ещё лучше - абстрактное) восприятие любого явления.
Интересное наблюдение. Понятие ИНТУИЦИЯ в Библии и Коране отсутствует. По Библии духовное общение человечества с миром Горним «эволюционировало» следующим образом. В раю человечество могло непосредственно общаться с Богом, но после «изгнания» Адама и Евы из рая человек стал терять «духовное» зрение и со временем общение его с Богом стало возможным только через пророков. Пророки могли общаться с Богом, только находясь в соответствующем состоянии - «в духе».
В Библии также говорится о необходимости различения духов, которые с различных сторон стремятся воздействовать на верующих (1 Кор. 12: 5,10; 1 Иоан. 4: 1). Но только в этих упомянутых местах акцентируется внимание на понятиях «Дух» и «дух». В других же сценах акценты не расставляются даже в виде строчной или прописной буквы. Например (Отк. 1: 10): «Я был в духе …».
Понятие РАЗЛИЧЕНИЕ встречается очень редко, а в контексте РАЗЛИЧЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА только у Соломона (3 Цар. 3: 9).
В отличие от Библии Коран дару РАЗЛИЧЕНИЯ уделяет очень большое внимание: «Благословен тот, который ниспослал различение Своему рабу, чтобы он стал для миров проповедником …» (сура 25: 1). «И вот Мы дали Моисею Писание и Различение: может быть, вы пойдёте прямым путём» (сура 2: 50), а также (сура 3: 2; 8: 29, 21: 49)
Здесь видна разница в оценке способностей к познанию иного мира. У Библии для этого надо быть в духе, а у Корана – надо обладать Даром Различения. Но, вспомним – «дух», в отличие о Различения, может быть разным. Кроме того, «быть в духе» по контексту и языку Библии - это значит находиться в состоянии, позволяющем воспринимать явления «надмирного» происхождения. Но именно воспринимать: «Итак, напиши, что ты видел» (Откр. 1: 19), или «… скрой, что говорили …, и не пиши сего» (Откр. 10: 4), - то есть работать в режиме принтера. Дар же различения есть более высокая ступень, соответствующая не только восприятию, и даже не только пониманию, а различению по критерию: что есть добро, и что есть зло.
В Коране только ниспосланный Дар Различения делает Человека проповедником. В Библии Даром Различения из людей обладает только Соломон: «… явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: … даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить … и различать, что есть добро и что зло» [3-я книга Царств, гл.3]. Что здесь главное? РАЗЛИЧЕНИЕ! Только людям Великого Нрава присуще различение! Не давайте святыни псам (Матфей, 7:6).
Может интуиция – это и есть различение, даруемое Творцом проповедникам, людям великого нрава для постижения истины?

https://mirovid.profiforum.ru/t1759-topic#3978



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft